Таково движение средств в нашей стране. Сначала регионы перечисляют ряд налогов напрямую в республиканский бюджет, а потом получают из этого бюджета трансферты и субвенции. Такой порядок особенно остро воспринимается в промышленно развитых областях и городах, которые в состоянии полностью обеспечить себя. К таковым относится и город Усть-Каменогорск.
Вот некоторые цифры. Бюджет города на 2023 год составляет 83,2 млрд. тенге. Из них 41,1% составляют трансферты, поступления займов. Т.е. почти половину бюджета областной центр ВКО получает извне.
Для сравнения: уточнённый бюджет Астаны на 2023 год составляет 1 триллион 120 миллиардов 955 млн. тенге. В 13 раз больше, хотя население столицы лишь в четыре раза превышает количество жителей в Усть-Каменогорске. И в три раза больше бюджета ВКО
В то же время по состоянию на 1 апреля 2023 года в государственный бюджет от предприятий Усть-Каменогорска поступило 115,5 млрд. тенге. Распределение этих налоговых поступлений таково: в республиканский бюджет – 84,3 млрд. тенге, в местный бюджет – 31,1 млрд. тенге (источник – сайт городского акимата). Подавляющая часть налогов, платежей и сборов поступает в Центр.
Усть-Каменогорску, например, очень нужен новый мост через Иртыш. Даже за один квартал можно было бы решить вопрос с финансированием этой стройки (по подсчётам 2019 года – 62 млрд. тенге), если бы распределение налогов было более справедливым по отношению к регионам.
Усть-Каменогорск – один из крупнейших промышленных центров Казахстана и крупнейший в области. Промышленными предприятиями и производствами ВКО выпущено в первом квартале 2023 года продукции (товаров, услуг) на 652,5 млрд. тенге. Доля предприятий Усть-Каменогорска – 523,1 млрд. тенге, это 80,2% в объёме промышленности всей области (данные областного департамента статистики).
При этом областной центр представляет собой довольно убогое зрелище даже в сравнении с городами страны, имеющими гораздо меньший экономический потенциал. Индустриальная мощь города, его вклад в бюджет страны и бюджет области оплачиваются тяжёлой экологической обстановкой и проблемами со здоровьем у горожан. Так, заболеваемость злокачественными новообразованиями за I квартал несколько снизилась (на 3,5%), а вот число болезней системы кровообращения увеличилось сразу на 27,2%, рост младенческой смертности на 6,8%.
Город получает лишь часть налогов, которые поступают в местный бюджет – 21,1% от индивидуального подоходного налога (этот налог уплачивается каждым работающим с его зарплаты или других источников дохода), и 22,9% социального налога (также с зарплаты и других доходов). Такой норматив установлен областным маслихатом. В сумме 52,5 млрд. тенге уходят в областной бюджет.
Несмотря на сильную промышленность областного центра, и Восточный Казахстан остаётся дотационным регионом, поскольку основная доля налогов уходит в Центр. Так, в 2023 году областной бюджет составляет 355,1 млрд. тенге. Из них трансферты из республиканского бюджета – 235,2 млрд. тенге. Практически полностью областной бюджет ВКО зависит от поступлений из республики. Вот такая странная картина получается.
Когда разваливали Советский Союз, одним из лозунгов закулисных организаторов развала была тема финансовых отношений Центра и союзных республик. Дескать, все средства уходят в Москву, а республикам ничего не остаётся. Этот лозунг был совершенно голословным. Немало союзных республик получали громадные дотации из Центра. Казахская ССР к ним не относилась, поскольку была развитой индустриально-аграрной. К тому же, в условиях общенародной собственности и плановой экономики Центр стремился выровнять экономический потенциал регионов страны. Тем не менее, лозунг сыграл свою роль в оболванивании населения и развале единой страны и социалистического строя.
Сейчас мы на цифрах и фактах видим, что деньги реально уходят в Центр, и затем перераспределяются центральной властью в регионы. И чтобы построить мост через Иртыш в Усть-Каменогорске, необходимо постановление правительства, которому будет предшествовать решение республиканской бюджетной комиссии. Хотя, при более справедливом распределении налоговых поступлений, такую стройку мог бы осилить даже городской бюджет. Поскольку Центр уже решил выделить средства на строительство моста через Бухтарминское водохранилище (61,4 млрд. тенге с поэтапным финансированием), то ещё одна подобная крупная стройка в ВКО может быть профинансирована только после возведения мостового перехода через водохранилище, а то другие регионы «обидятся» - такова, наверное, логика правительства.
Не только Восточный Казахстан и Усть-Каменогорск вынуждены ждать распределения средств от правительства, при потенциально достаточном бюджете. Нефтяные регионы отдают в Центр ещё больше. Так, например, прямые изъятия из бюджета Атырауской области составляют 155 млрд. тенге.
Конечно, есть слаборазвитые регионы, с тяжёлыми природными условиями, которым требуется финансовая поддержка. Есть общегосударственные нужды, такие как оборона, охрана границ, безопасность, внешняя политика, крупные инфраструктурные проекты и т.д. Но это не означает, что экономически развитые области и города должны влачить жалкое существование.
Подобное положение совсем не соответствует заявленному президентом курсу на децентрализацию. Об этом Касым-Жомарт Токаев ещё раз сказал на сегодняшнем расширенном заседании правительства.
«В настоящее время начата поэтапная децентрализация полномочий государственных органов. Около 500 функций Правительства передано министерствам. Мы приступили ко второму этапу административной реформы, который предусматривает передачу функций от министерств в акиматы. Необходимо, чтобы решения принимались на местах, ближе к людям и их запросам. Но децентрализация не должна стать просто перекладыванием ответственности на акиматы», – сказал глава государства. Президент считает, что передавать функции целесообразно с одновременным наделением местных властей необходимыми кадровыми и финансовыми ресурсами» - сообщает пресс-служба президента РК.
Конечно, Центр совсем не испытывает желания отдать часть финансов в регионы. Ведь тогда властные полномочия центральных органов уменьшатся, зависимость областей снизится. Власть основана, в том числе и на финансовой зависимости. Акимы будут реже приезжать в столицу в качестве просителей и лоббистов каких-то проектов.
Тем не менее, пока ещё не время для перераспределения финансов в сторону регионов. И без этого многие акимы чувствуют себя «удельными князьями», считают, видимо, что области и города отданы им «на кормление». У нас перед глазами пример акима ВКО Даниала Ахметова и акима Усть-Каменогорска Жаксылыка Омара. Последний даже стал рассуждать на тему, что госслужащие – это не слуги народа! А его начальник Ахметов в различных заявлениях подчёркивает, что не прочь поруководить областью ещё лет пять, а то и дольше. Если больше средств будет оставаться в городе и области – не факт, что они станут работать на благо населения нашего края, а не на помпезные проекты для «освоения средств».
Прежде всего, нужно вводить выборность акимов областей. Но для этого необходимы все условия для реально конкурентных и открытых выборов. Если избирательная кампания будет проходить так, как в марте этого года, то подобные выборы нам не нужны. Даже получение протоколов участковых комиссий с синей печатью не стало на этих выборах гарантией победы. В итоговых протоколах объявляли победителем «нужного» кандидата. Это лишь поможет таким, как Ахметов и Омар, «застолбить» за собой место ещё на 5 лет. Только конкурентные выборы позволят не только избрать акимом действительно сильнейшего кандидата, но и сформировать такой состав депутатов маслихатов, который не будет послушным орудием для одобрения любых действий акима и исполнительной власти в целом. Когда депутаты, к примеру, вместо строительства очередного «Арбата», фонтана, или склада стоимостью в 20 млрд. тенге, направят средства на переселение людей из государственного аварийного жилья в благоустроенные квартиры. Или вызовут «на ковёр» акима области и спросят с него – зачем было потрачено 4 млн. тенге на организацию его пресс-конференции.
Реальная политическая конкуренция даже в рамках относительной буржуазной демократии позволит повысить и роль гражданского общества в усилении общественного контроля над действиями власти и расходованием бюджетных средств. Вот тогда и имеет смысл передать часть средств из Центра в регионы.
Хотя, уже сейчас есть возможности для общественного контроля. Проекты бюджетов публикуются на портале «Открытое правительство», любой может принять участие в обсуждении. Сессии маслихатов проводятся открыто, также можно прийти и выразить своё мнение. Но желающих приложить усилия, чтобы народные деньги шли именно на благо народа, что-то не особо видно. Весь пыл уходит в гневные комментарии в соцсетях, зачастую под вымышленным именем. Но на такую виртуальную активность властям наплевать.
Денис Данилевский
Иллюстративное фото из Интернета