После выборов. Реальность

Газета "Flash!"

Ну, вот и началось. Прогноз полностью оправдывается. Все намеченные многочисленные избирательные кампании позади. Едва депутаты получили «корочки», значки, поделили портфели и заняли кабинеты и служебные квартиры, как правительство заявило о повышении цен на бензин, дизтопливо, сжиженный газ и введении дифференцированных тарифов на природный газ.

«В целях стабилизации внутреннего рынка ГСМ необходимо снизить ценовую разницу между Казахстаном и соседними странами. Поэтому мы должны пойти на сложный, но, в то же время нужный шаг: повысить предельные розничные цены, в частности: на бензин марки АИ-92 и АИ-93 со 182-187 в зависимости от региона до 205 тенге за литр - рост на 11 процентов; а цена на дизель составит 295 тенге за литр. Сейчас в зависимости от региона цена варьируется от 230-260 тенге - в среднем рост 20 процентов», - сказал  и.о. министра энергетики Акчулаков.

 Главная причина повышения по версии правительства – это вывоз ГСМ в соседние страны, где цены значительно выше, что приведёт к дефициту бензина и дизтоплива в Казахстане. Причём, тотальному дефициту. Объяснение, конечно, маловразумительное. Цены на ГСМ у нас действительно ниже, чем у соседей. Но цистернами, составами они же не вывозят! Неужели водители – иностранцы, заливающие полный бак, весь бензин и солярку выхлюпали? В Беларусь, например, специально приезжают из Литвы и Польши только заправиться и сразу обратно. И никакой катастрофы от этого нет. Если спрос повышенный, нужно больше производить ГСМ, строить ещё один НПЗ. Однако от строительства четвёртого нефтеперерабатывающего завода правительство отказалось ещё в 2018 году.

«Четвертый НПЗ пока строиться не будет. Точка. Почему? Потому что «Казмунайгаз» привлек две мировые компании, под руководством рабочей группы Министерства энергетики. Также, если мы газифицируем коммунальный транспорт и другие виды транспорта, то это даст нам экономию от 400 до 500 тысяч тонн по дизельному топливу. Это где-то до 2030 года новые мощности для внутреннего рынка не будут нужны», – объяснил тогда министр энергетики Канат Бозумбаев.

«Мы будем жестко мониторить с учетом определенного уровня потребления. Как только потребление основных нефтепродуктов достигнет 10,5 миллиона тонн, тогда нужно будет принимать решение о строительстве НПЗ, понимая, что на это потребуется не менее 5 лет. Поэтому, по четвертому НПЗ, который осознанно правительство должно построить, в ближайшие годы решения нет», – заявил глава Минэнерго пять лет назад.

 А сегодня сам глава правительства Алихан Смаилов назвал совсем другие цифры. Он сказал, что  государство принимает все меры для увеличения производства ГСМ. В прошлом году был произведен рекордный объем дизельного топлива – 5,2 миллиона тонн. В целом за последние 5 лет производство бензина выросло на 70 процентов, дизтоплива – на 33 процента.

«Наши НПЗ работают на пределе своих мощностей. Однако мы постоянно сталкиваемся с рисками нехватки ГСМ. Основным фактором вывоза и дефицита являются низкие цены на ГСМ в Казахстане», - заявил премьер-министр.

 В марте потребление ГСМ выросло на 15 процентов по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. В этой связи в текущем году республика, если не сократить диспаритет цен, может столкнуться с нехваткой в объеме до 850 тысяч тонн.

   Вот какие  показатели по производству нефтепродуктов. По  информации минэнерго, объем производства нефтепродуктов за 2022 год составил 13,7 млн. тонн, или 103,2% к плану 2022 года. Увеличены объемы производства дизельного топлива – 5,2 млн. тонн, или 101,3% к плану 2022 года; мазута – 2,8 млн. тонн, или 113,7%; автобензинов – 5 млн. тонн, или 100% к плану 2022 года; авиатоплива – 0,7 млн. тонн, или 97%.

 Итак, критический уровень потребления нефтепродуктов составляет 10,5 млн. тонн. Произведено – 13,7 млн. тонн, по всем видам – рост, кроме авиатоплива. Прогноз потребления на 2023 год: бензин – 5,2 млн. тонн, дизтопливо – 5,8 млн. тонн. Потребление уже превышает этот уровень. А ведь в минэнерго заявляли, что до 2030 года новые мощности НПЗ не нужны! А где же ваша газификация транспорта, если растёт потребление дизтоплива? Почему тогда 5 лет назад отказались от строительства НПЗ? Явно ваша арифметика не сходится, господа! Думается, что не стали строить завод по одной простой причине – тогда не будет возможности пугать народ дефицитом топлива, сложнее будет найти причину для повышения цен. За такое планирование судить нужно и сажать. Только кто ж его посадит, он же памятник!

 

 Ещё одна причина – «низкие цены на ГСМ не дают возможности привлекать инвестиции и развивать нефтегазовую отрасль, проводить геологоразведку и пополнять ресурсную базу, это закроет пути для дальнейшего развития отрасли и угрожает энергетической безопасности страны». Вот как всё серьёзно. А что – только за счёт ГСМ можно делать инвестиции в нефтегазовую отрасль? А доходы от экспорта уже не в счёт? А обязательства иностранных инвесторов в рамках соглашения о разделе продукции? Или иностранные компании уже не обязаны делать инвестиции в отрасль? 

 Прогноз не оправдался только в части даты повышения. Я думал, что это произойдёт позже. По логике повышение должны были объявить с 1 июля. Ведь предельные цены на ГСМ, сжиженный и природный газ были зафиксированы с 1 января 2022 года, после трагических январских событий. И срок их действия продлялся каждые полгода. Именно повышение цен на газ и вызвало протесты населения в первые дни января прошлого года, переросшие затем в массовые акции, погромы, мародёрство, сожжение зданий, что повлекло многочисленные жертвы.

  Но торопятся. Нужно возмещать недополученную прибыль, которую нефтяные и газовые олигархи потеряли, пока цены были заморожены в угоду политическим интересам. Кстати, как только объявили о грядущем повышении стоимости ГСМ, в Алматы сразу же возник дефицит дизтоплива. Это и понятно, солярку не продают в ожидании роста цены.

   Министр энергетики назвал дату 12 апреля, после обнародования приказа на портале нормативно-правовых актов и его обсуждения. Интересно, каким образом правительство собирается учитывать результаты обсуждения. Наверняка вряд ли сторонники повышения, а к ним относятся только владельцы нефтяного и газового бизнеса, а также торговцы ГСМ и газом, окажутся в большинстве. Тем не менее, главный энергетик страны уверенно говорит о том, что повышение неизбежно состоится. А зачем тогда видимость обсуждения?

«С учетом обращений Казахстанской топливной ассоциации и субъектов рынка о необходимости повышения предельных цен при реализации СНГ (сжиженного нефтяного газа) в ряде областей (в пределах от 5 до 10 тенге) в связи с возросшими расходами на транспортные услуги (транспортно-экспедиторские услуги, услуги по подаче и уборке вагонов), увеличением тарифов на расходы по содержанию и обслуживанию автомобильных газозаправочных станций и газонакопительных пунктов, фонда заработной платы, услуг сторонних организаций, тарифов на перевозку грузов по магистральным железным дорогам «КТЖ-Грузовые перевозки» при сохранении установленных цен на СНГ на прежнем уровне, возникают риски ограничения реализации СНГ и его дефицита. В этой связи, предлагается изменить цены на розничную реализацию СНГ в Восточно-Казахстанской области, области Абай, Алматинской, Северо-Казахстанской областях и городе Алматы. При этом, в остальных регионах Казахстана изменение предельных цен на розничную реализацию СНГ не планируется», - говорится в пояснительной записке к проекту приказа агентства по защите и развитию конкуренции.

 Рост стоимости сжиженного газа приведёт к повышению цен на перевозки автотранспортом, работающим на газе. В ВКО цена будет 70-75 тенге за литр в зависимости от расстояния до заправки. В нашей области транспорт на газе не так распространён, как на Западе страны, или в южных регионах, в Алматы. Именно в южной столице также предстоит повышение до 75 тенге за литр, что неизбежно скажется на водителях небольших грузовичков, перевозящих основную долю товаров с оптовых баз до розничных магазинов. Очевидцы событий января 2022 года в Алматы рассказывают, что именно водители таких грузовичков составляли немалую часть мирного протеста и шествия.

 Также будут введены дифференцированные тарифы на природный газ. «Предлагается введение дифференцированных тарифов для крупных коммерческих предприятий, а также введение дифференцированных тарифов по объему потребления для населения и сокращение региональной разницы оптовых цен. Данные меры позволят повысить культуру экономного использования газа, снизить дефицит объема внутреннего потребления и установить социально справедливую стоимость газа», - заявил министр национальной экономики Алибек Куантыров.

 Понятно, что повышенные тарифы «крупных коммерческих предприятий» неизбежно отразятся на стоимости продукции этих предприятий, и в конечном итоге – на кармане простого народа. Власти не находят ничего лучшего, как просто тупо ограничивать потребление газа, как это уже давно сделано с потреблением электроэнергии. А ведь в Советском Союзе, который нынешние деятели при случае неизменно польют грязью, никаких ограничений ни на газ, ни на свет не было, при этом тариф на электроэнергию составлял 4 копейки за киловатт и 2 копейки в квартирах с электроплитами. В это время в Усть-Каменогорске большая часть многоэтажек снабжалась сжиженным газом из газгольдеров, и стоил он также копейки. Бензин долгое время продавали по 5 копеек за литр. Только после нефтяного кризиса 70-х годов, цена была повышена до 40 копеек, но это никак не сказалось на доходах населения.

 Понятно, что сейчас начнётся повышение цен на всё. Наверное, подорожает  проезд в общественном транспорте. Вырастут ценники на продукты, товары первой необходимости, тарифы ЖКХ, услуги. Однако правительство не прогнозирует стремительного роста цен. «Рост цен на ГСМ окажет определенные влияния на инфляционные процессы. Если рассмотреть  прямое его влияние, то учитывая долю дизтоплива в потребительской корзине в размере 0,4 и бензина АИ 92 порядка 2% – это в среднем на душу населения, то прямое влияние на общую инфляцию составит 0,35%. Это прямое влияние, но будет еще и опосредованное влияние, учитывая, что дизтопливо и бензин входят в структуру затрат наших производителей, будет определенный мульплитикативный эффект», – ответил только что переназначенный премьер-министр Алихан  Смаилов на вопрос о влиянии роста стоимости ГСМ на общий рост цен.

  При этом глава правительства планирует снизить инфляцию к концу года в два раза. «Министерство принимает системные и оперативные меры по сдерживанию инфляционных процессов. По итогам марта мы видим, что происходит замедление темпов инфляции, если в феврале годовая  инфляция составляла 21,3%, то по итогам марта мы видим уже 18,1 и эта тенденция будет дальше продолжаться, мы будем дальше реализовывать систему мер для сдерживания инфляции», – сказал Алихан Смаилов.

Оптимисты, однако, у нас в правительстве. Но явно «мультипликативный эффект» окажется гораздо более страшным для народа, чем представляется в шикарных министерских кабинетах. Как рост цен отразится на общественно-политической ситуации – можно только предполагать. Похоже, власти уверены, что протестов не будет, и всё пройдёт гладко. В крайнем случае, народ будет писать гневные комментарии в соцсетях, или сочинит очередную, 1500-ю петицию.

 Что-то не слышно голоса только что избранных депутатов. На выборах все они клятвенно заверяли, что будут работать для народа, защищать его интересы. Не слышно голоса партий, а ведь в программах каждой было также записано – «ради народа, его блага». Не созываются экстренные заседания фракций, мажилиса, маслихатов. А ведь могли бы все депутаты, и местные в том числе, выступить с заявлением против роста цен. Но молчат. Выборы прошли. Следующие -  через 5 лет. Пока можно пожить «для себя».

                                                     Денис Данилевский