«Тариф в обмен на инвестиции» - таково название программы, которая, по замыслу, должна сократить изношенность оборудования электрических и тепловых станций, электросетей, теплотрасс, систем водоснабжения и канализации.
Но стоит только узнать суть этой программы, сразу возникает вопрос – а где же здесь инвестиции? И кто является инвестором?
В прошлом году в Закон «О естественных монополиях» были внесены изменения. Так, теперь можно изменять тариф до окончания срока его действия по нескольким основаниям. В частности, при изменении утверждённой инвестиционной программы, увеличении среднемесячной зарплаты по региону за год, принятии на баланс бесхозных сетей. Ранее тариф также можно было корректировать, если изменилась стоимость стратегического товара. Например, для ТЭЦ – это цена на уголь, а для тепловых сетей – стоимость тепловой энергии.
После аварии на ТЭЦ и прорыва тепловых сетей в Экибастузе, аварии на Риддерской ТЭЦ правительство вдруг с изумлением обнаружило, что и теплоэлектроцентрали, и теплосети, да и другие инженерные коммуникации пришли почти в полную негодность. И рвануть может в любом месте и в любое время. Поэтому принято решение снизить износ оборудования и сетей на 15% до 2029 года, в среднем на 2 % в год.
На пресс-конференции представитель управления энергетики и ЖКХ ВКО Ельнур Шакиров привёл данные по износу сетей в Восточном Казахстане: электросети – 97%, теплосети – 65,7%, водоснабжение – 52,2%, канализация – 67,6%. Эти данные предоставили сами монополисты. Цифры просто умопомрачительные! Трудно подсчитать, сколько за последние 30 лет повышались тарифы на электроэнергию. В каждом повышенном тарифе закладывались средства на капитальный ремонт и обновление оборудования. Как же тогда могло получиться, что электросети изношены практически полностью! Неужели капремонты и покупка нового оборудования вообще не производились?! Ведь каждый год мы слышим одно и то же. Вот что было написано в пояснении к отчёту об исполнении инвестиционной программы ВК РЭК (теперь это ОЭСК) за 2018 год – «значительная доля оборудования функционирует с момента построения энергосетей, износ является критическим, действующий тариф не обеспечивает своевременного обновления основных средств, в связи с чем растет аварийность и износ». Кстати, в 2018 году энергетики провели капитальный ремонт 1 (одного) километра линий электропередач, а на балансе на тот момент числилось 34 478 км! Прошло 4 года, а износ только увеличился.
Теперь, чтобы снизить износ, будут повышать тарифы, но при условии, что монополист выполнит инвестиционную программу по снижению степени износа на 2% ежегодно. Для ОЭСК это означает ремонт 180 км ЛЭП и обновление 552 единиц оборудования ежегодно. До 2029 года потребуется примерно 28 млрд. тенге.
Напомним, что с 1999 по 2012 годы компания ВК РЭК была под управлением американской фирмы AES. Когда американцы досрочно вернули электросети государству, ими было заявлено о достижениях, в числе которых - «начало программы модернизации электрических сетей Восточного Казахстана». И где же результаты этой «модернизации»? AES также управляла УК и Шульбинской ГЭС, владела УК и Согринской ТЭЦ и УК тепловыми сетями. Договор между комитетом по госимуществу и приватизации РК и американской компанией до сих пор является тайной. Но, по просочившимся в печать сведениям, американцы должны были вложить инвестиции на 600 млн. долларов. Договор расторгли, когда срок его действия закончился, а вот о выполнении обязательств со стороны AES так ничего и не сообщили. Между тем, Генпрокуратура РК в 2018 году заявила, что только за два года (2015-2016 гг.) американцы вывели за границу дивиденды на сумму 22 млрд. тенге. Заявление явно запоздалое, ведь AES уже прекратила свою деятельность в Казахстане. Такова печальная история американских инвестиций в энергетику ВКО.
Действующая инвестиционная программа по тепловым сетям в целом по области предусматривает ремонт 20,4 км сетей до 2027 года (всего в ВКО 1009 км), затраты на 4,3 млрд. тенге, что снизит износ на 1,3%. Эти показатели будут увеличены, до 1 июня пройдёт обследование теплосетей, чтобы определить степень износа и объём затрат.
Ремонт сетей и модернизация оборудования будут проходить также за счёт займов международных банков, в частности ЕБРР (Европейского банка реконструкции и развития), Азиатского банка, и финансирования из бюджета. Так, для модернизации водопроводных сетей в ВКО будет поэтапно выделено около 60 млрд. тенге бюджетных средств. Кредиты международных банков придётся погашать за счёт повышения тарифа.
- Преимущество этих кредитов в том, что они долговременные, например, на 10 лет. Поэтому повышение будет поэтапным, и не так больно отразится на потребителях, - сказал руководитель департамента по регулированию естественных монополий по ВКО Арман Малик.
Главный антимонопольщик ВКО также заявил, что предстоящее повышение тарифов не будет резким.
- Решение будет приниматься, исходя из платежеспособности населения и социально-экономической ситуации в области. Мы будем проверять обоснованность заявок. В 2-3 раза никто повышать не будет. Но повышение неизбежно. В период с 2018 года в целом тарифы выросли не более чем на 18%, также действовал мораторий на повышение. А субъектам естественных монополий нужно проводить модернизацию. За это время выросла стоимость материалов, топлива, оборудования. Расчёт будет вестись из необходимости снижать износ оборудования и сетей не менее чем на 2% в год, повышения зарплаты работников до среднемесячной по региону и другим факторам.
При этом он признал, что контролировать реальное выполнением инвестиционной программы антимонопольное ведомство может только по документам.
- У нас работают экономисты. Если меня подведут к котлу, не знаю, смогу ли я определить – новый он или старый. Поэтому к отчёту о выполнении инвестиционной программы обязательно должно быть приложено заключение независимой технической экспертизы. Тот, кто проводит такую экспертизу, отвечает за достоверность инвестиционного отчёта, - сказал Арман Малик.
Интересно, как тогда получилось, что хозяева Риддерской ТЭЦ регулярно присылали отчёты о ремонте котлов, а по факту ремонт не проводился? А как же независимая техническая экспертиза?
Во II квартале ожидается поступление заявок на повышение тарифов от монополистов (их в ВКО 21), а принятие решения об уровне роста стоимости коммунальных услуг планируется в III квартале, вероятнее всего, с 1 июля.
Кстати, власти уже заявили, что самое большое повышение тарифов ожидается на Экибастузской ТЭЦ.
«В Экибастузе потому что там система совсем изношена, и больше всего ожидается (повышение тарифов – КазТАГ) там», - заявил министр национальной экономики Алибек Куантыров в кулуарах правительства. Также он добавил, что владельцы Экибастузской ТЭЦ просили поднять одномоментно тарифы на 107%.
«Мы на это пойти не можем, скорее всего, повышение будет раза в четыре меньше. На Экибастузской ТЭЦ сам владелец должен нести ответственность, вкладывать средства, часть на себя возьмет бюджет, часть возьмут на себя жители, потому что тут нужен справедливый подход и плавный рост», - заявил Куантыров» - сообщает агентство КазТАГ.
Каким будет рост тарифов в Риддере – пока не сообщается. Новые владельцы ТЭЦ хотят построить на территории станции завод по производству кокса, и полученную прибыль направить на модернизацию ТЭЦ и тепловых сетей. И затем в течение 5 лет после запуска завода даже готовы не повышать тарифы. Но это чисто популистское заявление. До запуска завода пройдут годы, а ТЭЦ нужно подготовить уже к следующей осени. Да и жители города резко против строительства такого «грязного» предприятия, активно идёт сбор подписей под петицией против этой затеи. Пройдёт ли проект экологическую экспертизу и будет ли одобрено воздействие на окружающую среду – вопрос спорный.
Руководитель антимонопольного ведомства по ВКО сообщил, что малообеспеченным гражданам выплачивается жилищная помощь для оплаты коммунальных услуг. Всего в области такую помощь получают 2 225 семей. Есть предложение выделить малообеспеченные семьи в отдельную категорию потребителей и для них снижать тарифы на 20%. В предвыборной программе президента есть пункт 112 – «Запуск механизма компенсации не менее 30% затрат на коммунальные услуги для нуждающихся граждан». Срок – июль 2023 года. Но пока ничего не сообщалось о подробностях такой компенсации. Вероятнее всего, её будут получать только те, чей доход на одного члена семьи не превышает прожиточного минимума (40 567 тенге в 2023 году).
Программа «Тариф в обмен на инвестиции» также была включена в предвыборные обещания президента Касым – Жомарта Токаева под пунктом 66. Но, было бы лучше изменить название этой незамысловатой программы на более реальное. Например, такое - «Народ платит повышенные тарифы, чтобы отремонтировать обветшавшие станции и сети». Потому что никаких инвестиций владельцы ТЭЦ, котельных, ГЭС, сетей вкладывать не собираются. Они просто будут направлять на ремонт деньги, собранные с потребителей. Как всегда, инвестором является народ.
А зачем тогда объекты энергетики и ЖКХ находятся в частной собственности, если владельцы не вкладывают в модернизацию собственные средства?! Ведь можно обновить оборудование, внедрить новые технологии и снизить себестоимость продукции, а за счёт этого получить прибыль. Но не хотят пойти на такие затраты частные собственники. Да и себестоимость им снижать невыгодно. Проще собирать деньги и сетовать на низкие тарифы.
По сути, все энергетические и жилищно-коммунальные предприятия должны быть народными, поскольку тот, кто инвестирует, тот и владеет. Кстати, это основополагающий принцип капитализма. А пока после слов «Тариф в обмен на» можно поставить только многоточие. Повышенный тариф народ точно получит. А вот что взамен – неизвестно.
Денис Данилевский
Иллюстративное фото – сайт https://strategy2050.kz/