О строительстве «Нового, Справедливого Казахстана» уже довольно давно заявил президент. К реальному, активному движению для достижения этой цели вроде бы приступили вчера, после досрочных президентских выборов. Так вот, в новом Казахстане хотят, если не совсем ликвидировать посредников, или, как их ещё называют, перекупщиков, в частности, в торговле, то значительно сократить их количество и влияние на экономику, и особенно на рост цен. Так, ГСМ обязали закупать непосредственно на нефтеперерабатывающих заводах. Многие важные товары будут продаваться исключительно на электронной бирже. Что из этого получится – сказать сложно. Ведь на посредническом бизнесе, на перекупке и перепродаже, кормятся не только сотни и тысячи владельцев таких фирм, но и тысячи работников. О необходимости ликвидации посредников говорят годами, десятилетиями. В последнее время их стали даже называть также, как и при советской власти – спекулянтами. Такую оценку давал и президент Касым-Жомарт Токаев. Вот только ситуация сейчас несколько иная. При социализме спекуляция была незаконной деятельностью и сурово каралась уголовным кодексом как тягчайшее преступление. Но эта уголовная статья была отмена сразу после развала Советского Союза. При капитализме посредническая торговля – это легальный вид бизнеса, причём, едва ли не самый многочисленный. Посредническое лобби, скорее всего, станет всячески сопротивляться этим новациям. Биржевая торговля – это, конечно, чисто капиталистический элемент, и здесь вполне возможен ценовой сговор. Ведь именно перевод природного газа на биржевую торговлю и привёл к взлёту цен, что стало поводом для трагических январских событий и вообще чуть не привело к перевороту.
Но есть посредники, которых порождает само государство. Эти структуры, естественно, не попадут под угрозу ликвидации. Они живут вполне себе хорошо, даже припеваючи. И никто особо не ставит вопрос – а нужны ли эти структуры вообще? Такой вопрос был задан в статье «Зачем государство плодит государственных финансовых посредников?», опубликованной на нашем сайте и в соцсетях 11 октября этого года (https://flashpress.kz/blog/flash/178136.html).
Напомню, что в этой статье на примере кредита для покупки новых пассажирских вагонов, выданном нацкомпании «Казахстан Темiр жолы» была показана вся схема государственного финансового посредничества. Приводим отрывок из статьи.
«Оказывается, эти деньги направляются в виде кредита национальному управляющему холдингу «Байтерек». Далее уже «Байтерек» предоставляет кредит своей же дочерней структуре – АО «Банк развития Казахстана». БРК, в свою очередь, кредитует ещё одну «дочку» - АО «Фонд развития промышленности». Вот такой длинный путь проходят государственные средства, прежде чем выполнить свою задачу – в данном случае, профинансировать производство новых пассажирских вагонов.
Обратите внимание, что на каждом этапе процент по кредиту увеличивается. «Байтерек» имеет 0,03% разницы, а БРК – 0,02%. Цифры, вроде бы мизерные, но если речь идёт о миллиардах, то, получается совсем неплохой доход. Так, по кредиту в 18,7 млрд. «Байтерек» имеет 5,6 млн. тенге поступлений по процентам, БРК – 3,7 млн. тенге. В итоге эти структуры ничего не производят, только лишь перечисляют друг другу государственные деньги, и получают буквально из воздуха миллионные доходы! А расплачивается, в конце концов, обычный потребитель. Все эти проценты, как и проценты, выплачиваемые вагоностроительным заводом, будут заложены в стоимость изготовления вагонов и их аренды перевозчиком, а значит, в стоимость билетов».
Открытые данные из ежегодных отчётов холдинга «Байтерек», Банка развития Казахстана, Фонда развития промышленности позволяют узнать о прекрасном финансовом состоянии этих государственных структур. «Общий совокупный доход холдинга на 30 июня 2022 года – 79,1 млрд. тенге. Есть, конечно, в «Байтереке» и привлечённые средства, займы, но немалую часть составляют поступления из республиканского бюджета и Национального фонда. Так, только за 6 месяцев этого года холдинг получил кредиты от правительства на 216,4 млрд. тенге, объём государственных субсидий под определённые цели составил почти 800 млрд. тенге. Всё-таки, выгодное это дело – быть оператором государственных денег. Прекрасные доходы и у «дочек» «Байтерека». Чистый доход Банка развития Казахстана в 2021 году составил 31,5 млрд. тенге, в первом полугодии нынешнего года – 22,2 млрд. тенге. Фонд развития промышленности получил чистый доход в прошлом году в 8,2 млрд. тенге».
В отчётах имеются данные и по расходам. Эти цифры также вызывают немало вопросов, которые мы и задали в редакционном запросе председателю правления АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» Канату Шарлапаеву. На вопросы отвечает заместитель председателя правления Ерсаин Хамитов.
- Указанные административные расходы в 32,2 млрд. тенге за полугодие – это расходы всех подразделений холдинга, включая 8 «дочерних компаний», или это расходы только центрального аппарата холдинга, без учёта расходов дочерних компаний?
«Административные расходы в 32,2 млрд. тенге за полугодие – это консолидированные расходы по группе Холдинга».
- Сколько сотрудников трудится в холдинге, сколько в его дочерних компаниях? Какова средняя зарплата высшего руководства, топ-менеджеров, среднего управленческого звена, специалистов?
«Консолидированная численность Холдинга – 3 849 человек, численность центрального аппарата Холдинга – 120 человек. Запрашиваемая информация, касающаяся заработной платы, относится к информации с ограниченным доступом». А почему мы не можем знать хотя бы средний размер зарплаты? Ведь в холдинге расходуют народные деньги, даже средства Национального фонда.
В Совете директоров холдинга 10 человек. Из них 6 – высшие госслужащие: премьер-министр РК Алихан Смаилов, председатель совета директоров; первый зам. премьер-министра Роман Скляр, Тимур Сулейменов – первый зам. руководителя администрации президента РК, Ерулан Жамаубаев – министр финансов РК, Алибек Куантыров – министр национальной экономики РК, Каирбек Ускенбаев – министр индустрии и инфраструктурного развития РК. Расходы на содержание совета директоров за полугодие составили 519 млн. тенге. Неужели и министры получают здесь зарплату дополнительно к своим министерским окладам?
- Какие конкретно расходы в сумме 519 млн. тенге за полугодие входят в «содержание Совета директоров»? Получают ли зарплату или вознаграждение члены Совета директоров, являющиеся высшими государственными служащими, а также председатель правления холдинга?
«Статья расходов «Содержание Совета директоров» включает фиксированное вознаграждение за членство в составе Совета директоров, выплаченное членам Совета директоров – независимым директорам холдинга, а также компенсацию расходов независимых директоров. Согласно Закону «О государственном имуществе» членам совета директоров холдинга, являющимся государственными служащими или представителями акционера, а также председателю правления, являющемуся членом совета директоров, вознаграждение за членство в совете директоров не выплачивается».
Получается, что 519 млн. за полгода – это расходы на вознаграждение и компенсацию расходов трёх независимых директоров – Клауса Мангольда (гражданин ФРГ), Филипа Йео (Сингапур) и Томаса Мирова (ФРГ). По 173 млн. на человека за полгода.
- Чем вызваны столь большие командировочные расходы (337, 4 млн. тенге за полугодие)?
Эта и последующие суммы - консолидированные по всем подразделениям холдинга, а не центрального аппарата.
«Холдинг является ключевым институтом Правительства Республики Казахстан, обеспечивающим реализацию задач по устойчивому развитию экономики Казахстана путем ее диверсификации, поддержки инноваций, развития экспорта, увеличения производительности труда. В рамках государственных программ и для Плана наций – «100 конкретных шагов» целью Холдинга является создать новый источник динамичного роста компаний, которые могут стать конкурентоспособными лидерами в Казахстане, ЕАЭС (Евразийский Экономический союз) и на международном уровне. Поэтому, Холдингом и дочерними компаниями ведется большая работа, как по регионам Республики Казахстан, так и за рубежом, что требует постоянного присутствия работников на объектах вне офиса». Также руководство холдинга уточнило, что в поездах сотрудник и «Байтерека» не ездят в командировки в спальных вагонах, а в самолётах летают только на местах эконом-класса.
- Чем вызваны столь большие расходы на информационные услуги (377,3 млн. тенге за полугодие)? В каких СМИ публикуются материалы холдинга?
«Указанная в запросе сумма является консолидированной по группе Холдинга и в статье «Информационные услуги» учитываются расходы по предоставлению доступа к информационным платформам. В рамках освещения деятельности Холдинга и его дочерних организаций расходы на публикации материалов в СМИ включают в себя размещение рекламно-информационных материалов на интернет-сайтах, в газетах и журналах, а также на телевизионных каналах (например: Хабар 24, «Егемен Казахстан», «Казахстанская правда» и другие). Расходы центрального аппарата за 1 полугодие 2022 года составили 26 млн. 494 тыс. тенге».
- Как проводится рекламная и маркетинговая кампания холдинга, на которую израсходовано за полугодие 215,8 млн. тенге?
«Рекламная, маркетинговая компания Холдинга проводится согласно заключенным договорам в соответствии с Правилами осуществления закупок отдельными субъектами квазигосударственного сектора, за исключением Фонда национального благосостояния и организаций Фонда национального благосостояния, утвержденными Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 30 ноября 2021 года».
- Какие расходы входят в деятельность по присвоению/наблюдению/поддержанию рейтинга в сумме 212,3 млн. тенге?
«Необходимость присвоения /поддержания международных кредитных рейтингов связана, в том числе, с возможностью привлечения заимствований на международном и локальном рынках капитала, в частности наличие конкурентоспособных рейтингов позволяет расширить круг инвесторов и снизить стоимость привлекаемого финансирования».
Если перевести с чиновничьего языка на нормальный человеческий, то эти громадные деньги платят международным рейтинговым агентствам. От рейтинга, который они присвоят, зависит – выдадут зарубежные финансовые организации кредит под приемлемый процент, или не выдадут. Или выдадут, но под большой процент.
Напомним, что все перечисленные расходы – только за первое полугодие этого года. Если прикинуть годовые , то умножайте как минимум на два. Ответ на вопрос – как живут государственные финансовые посредники? – пусть каждый читатель даст сам. Продолжится ли такая жизнь в «Новом Казахстане»? Наверняка можно сказать, что продолжится.
Денис Данилевский