В минувшую пятницу, 11 ноября, тихо и незаметно прошло довольно примечательное событие – 8 лет со дня назначения Даниала Ахметова акимом Восточно-Казахстанской области. Дети, родившиеся в ноябре 2014 года, уже давно учатся в школе. А те, кто был школьником, уже получили или завершают образование, кто-то обзавёлся семьёй, воспитывает детей. Ахметов так долго руководит нашей областью, что создаётся впечатление, будто он был и будет всегда. Даниал Кенжетаевич абсолютный рекордсмен по времени нахождения на посту руководителя области в новейшей истории Казахстана. Повторить его достижение будет непросто. 8 лет – это два президентских срока во Франции или США. 8 лет – это больше, чем ныне закреплённый Конституцией период однократных президентских полномочий в Республике Казахстан.
Эту не юбилейную, но весьма примечательную дату аким области встретил в Риддере, руководя ликвидацией аварийной ситуации на местной ТЭЦ. Атмосфера явно не праздничная. Этот факт весьма символичный. Авария словно наглядно показывает, что за столь долгий срок Ахметов не смог решить хотя бы несколько системных проблем Восточного Казахстана.
Сегодня не будем подводить итоги работы Ахметова за эти 8 лет, перечислять, что сделано, а что не сделано. Всего лишь несколько красноречивых фактов. Ахметов – единственный аким в истории ВКО, при котором сначала к реальному лишению свободы, а затем Верховным судом к ограничению свободы был приговорён один из его оппонентов - предприниматель из Семея Айдос Сериккалиулы. Молодой бизнесмен озвучил и подписал в числе других обращение группы общественников и предпринимателей Усть-Каменогорска и Семея к президенту с просьбой прислать в регион комиссию для проверки указанных в письме фактов нарушений при госзакупках, а также других важнейших проблем области. Да, осуждён он не за оглашение и подписание этого обращения, а за перепост ролика, анонсирующего фильм об обстоятельствах строительства культурно-спортивного комплекса «Абай Арена» в Семее. Суд посчитал, что это распространение заведомо ложной информации, да ещё с нанесением ущерба организации. Вроде бы Ахметов и непричастен к уголовному преследованию предпринимателя, заявление в полицию подало руководство фирмы. Но состоялось бы уголовное дело и суд, если бы не обращение к президенту с критикой акима?
Да, были времена, когда в области происходили забастовки и стачки, перекрытия мостов и дорог, многотысячные митинги. Случались и аресты организаторов народного движения, но уголовных дел в отношении них не заводили даже в той острой политической обстановке. Ахметов умудрился настроить против себя не рабочих и пенсионеров, а представителей малого и среднего бизнеса. Вместо диалога и поиска решения поставленных ими проблем он выбрал линию силового подавления критики в свой адрес.
Произошло при Ахметове и уничтожение крупнейшего автомобильного холдинга страны – «Бипэк Авто – Азия Авто». И случилось это не потому, что компания стала банкротом, напротив, холдинг был одним из самых успешных предприятий региона и страны, одним из крупнейших налогоплательщиков и работодателей, строил новый завод. Уничтожение происходило на глазах у Ахметова методично, целенаправленно, с использованием всей мощи государственного аппарата. Почему-то глава области только взирал на происходящую трагедию. Часто бывая на приёме у президента, Ахметов, судя по официальным сообщениям, не доложил главе государства об угрозе потери предприятия, появления нескольких тысяч безработных и брешей в бюджете, не попросил взять ситуацию на контроль и разобраться. Кроме чисто формальной ярмарки вакансий и показной заботы о трудоустройстве сокращенных работников, больше ничего аким области не сделал. Видимо, не захотел идти на конфликт с очень влиятельными людьми, стоявшими за схемой уничтожения «Бипэка», или промолчал по каким-то другим соображениям.
И ещё один примечательный момент из восьмилетнего правления Ахметова. 5 января этого года, в самый разгар печальных январских событий, аким так и не вышел к протестующим на площади Республики в Усть-Каменогорске. Хотя они требовали разговора именно с Ахметовым. Акима Усть-Каменогорска Жаксылыка Омара протестующие не стали даже слушать. Сложно сказать, удалось бы главе области убедить собравшихся пойти на конструктивный разговор, выбрать своих представителей и вместе с властью обсудить выполнение их требований. Наверное, настрой на радикальные действия уже был преобладающим. Но даже попытки разговора со стороны акима ВКО не состоялось. До сих пор так и не удалось увидеть документ на уровне областного акимата, где был бы дан анализ этих трагических событий именно в нашей области и намечен конкретный план по снижению социальной напряжённости и рисков повторения подобных бунтов. Всё идёт по-прежнему: красивые отчёты, громада цифр, фото и видео в соцсетях, формальные мероприятия с неизменным единогласным «одобрямс» и хлопанием в ладоши. Выводы, применительно к особенностям региона, не сделаны. До очередного бунта?
В чём секрет политического долголетия Ахметова и рекордного пребывания в кресле руководителя Восточно-Казахстанской области? Ведь он единственный, кому дважды продлили полномочия акима после достижения пенсионного возраста. На этот счёт ходят многочисленные версии и предположения.
На мой взгляд, об этом я уже писал, объяснение в том, что Касым-Жомарт Токаев делает ставку на создание опоры среди региональной элиты. Пока на верхних этажах власти он ещё не создал для себя прочную основу, важно сохранить стабильность в регионах. Поэтому кадровые изменения в корпусе акимов областей, да и городов, минимальные. По этой же причине восстановлены и три области, упразднённые в 1997 году при Назарбаеве. И население этих воссозданных областей стало более лояльным к президенту, и тысячи чиновников получили новые назначения.
Пока Токаев не утвердил полностью свою власть, он не будет делать резких кадровых перемен на уровне областей. И в таком непростом регионе, как Восточный Казахстан, граничащем и с Россией, и с Китаем, с большой долей русского и русскоязычного населения, он решил оставить действующего акима. К тому же, Ахметов ровесник Токаева, также выходец из советской партноменклатуры. Президент явно не сторонник слишком резкого кадрового омоложения. В таком случае возникнет вопрос, что и сам глава государства уже на пороге 70-летия. Видимо, взвесив все эти аргументы, Токаев решил пока на Востоке ничего не менять. В июне он продлил полномочия Ахметова ещё на год. Конечно, президент принял такое решение и с учётом того, что впереди важные политические решения, в том числе и досрочные президентские выборы, о чём в тот момент знали немногие. Проводить столь серьёзную избирательную кампанию лучше с уже проверенным руководителем области.
Когда же завершится правление Ахметова, его эра? Я уже делал прогноз, что, вероятно летом 2023 года, после завершения очередного продлённого срока полномочий, Даниала Кенжетаевича выдвинут в Сенат. Как раз в следующем году грядёт очередное обновление состава Сената. Истекают полномочия депутата от ВКО Дуйсенгазы Мусина. Выборы косвенные, голосуют только депутаты всех маслихатов области, так что неожиданностей не бывает. Столь маститого политика не могут просто отправить на пенсию. Ещё 6 лет в Сенате, вплоть до 75-летия, это очень хороший вариант завершения политической карьеры.
Конечно, президент вряд ли доволен тем, что в Риддере в разгар выборов десятки тысяч горожан мёрзли в своих квартирах, были закрыты детсады, а школы перешли на дистанционку. Поэтому Ахметов лично руководит ликвидацией аварии на ТЭЦ, сам обходит квартиры после запуска котла, заявил о возможной передаче ТЭЦ в коммунальную собственность. Эта вполне предсказуемая ЧС поколебала его прочные позиции, но не отняла у него пост акима. Впереди 20 ноября, день голосования, а там ещё две важные избирательные кампании, которые должны пройти в первой половине следующего года – в Мажилис и в маслихаты. Пройдут выборы уже по смешанной системе: по партийным спискам и по одномандатным округам. Причём в городские и районные маслихаты только по округам. При всей декларируемой демократичности «Нового Казахстана», вряд ли власти станут допускать в мажилис и в маслихаты всяких оппозиционеров, «крикунов», «смутьянов». Теперь это будет сделать несколько сложнее в связи с одномандатными округами, но и в целом у власти, и у того же Ахметова хороший опыт нейтрализации оппонентов. Эти две кампании в ВКО явно пройдут ещё в период правления Даниала Кенжетаевича. Ну, а в августе уже новый депутатский состав маслихатов будет выбирать в Сенат. Так что всё логично. До конца июня власть Ахметова сохранится. Вряд ли президент пойдёт на очередное продление его полномочий, это уже будет слишком, войдёт в диссонанс со строительством «Нового Казахстана». Нового акима будут избирать, также как и сенатора, депутаты всех маслихатов области, им предложат не менее двух кандидатур. На введение прямых выборов глав областей Токаев так и не пошёл, ограничившись имитацией голосования.
Загадка Ахметова вполне разгадывается и кроется в политической системе Казахстана. За три десятилетия в этой системе так ничего и не изменилось. Центральная власть не допустит прямых выборов акимов областей. Назначенцы более управляемы и полностью лояльны, зависимы от траншей и субвенций из республиканского бюджета, даже в такой промышленной области, как ВКО. В обмен на лояльность центральная власть в допустимых пределах позволяет акимам быть на положении «удельных князей». Такой негласный договор. Вряд ли что-то изменится и в «Новом Казахстане». Только теперь продление сроков правления акимов будет осуществляться через голосование депутатов, а это уже почти «глас народа», они ведь «народные представители».
Денис Данилевский
На фото №1 – первая поездка Д. Ахметова по Усть-Каменогорску в ноябре 2014 г. Посещение стадиона «Восток». Фото – Информационный центр ВКО.
На фото №2 – Ахметов на Риддерской ТЭЦ, ноябрь 2022 г. Фото – пресс-служба акима ВКО.