В редакцию поступило письмо от жителя ул. Красина в Усть-Каменогорске. Вот выдержки из этого обращения.
«В Ульбинском районе в последнее время происходит самая настоящая экологическая катастрофа. На берегу реки Ульбы в районе домов по улице Красина, 11 и Красина, 8/1 начали вести так называемое «благоустройство». Понаехала тяжёлая дорожная техника, и начали жестоко и варварски вырубать деревья. Происходит уничтожение нашего любимого Тополиного парка, в народе называемого «Тополиная роща». Этот великолепный природный ландшафт сформировался в 19 - м и в некоторой степени изменился в 20 - веке. Люди сюда приходят и приезжают отдыхать целыми семьями с детьми. Кто - то занимается спортом. Здесь выгуливают собак. Тополиная роща - это наш кислородный оазис!
Почему не были проведены общегородские общественные слушания? А если и были – то почему широкой общественности о них ничего не было известно? Тем более деревья вырубают даже внутри русла реки, а не только там, где планируют строить дорогу. Дровами собираются торговать? Я видел рисунок проекта этой «новой дороги» - в проекте показано, что русло Ульбы они собираются сделать узким. Ульба превратиться в этом месте в большой ручей.
Мы будем собирать общественных активистов, чтобы оставить «Тополиную рощу» в первозданном виде. Нельзя вторгаться в природу, и таким образом её «модернизировать». Жители улицы Красина боятся, что эта четырехполосная дорога приведёт не только к высокому уровню шума, но и к загазованности. Усть-Каменогорск в 20 веке проектировался и строился под чутким руководством Александра Константиновича Протозанова. И проект нашего любимого города не был рассчитан на такое большое количество транспорта. Если городские власти страстно желают строить новые дороги – то пусть это делают в чистом поле за КШТ. Пора прекращать всячески угождать автолюбителям и вырубать во дворах деревья под парковки! Автолюбители боятся, что ветки деревьев упадут на их «горячо любимые машины». В нашем городе можно построить троллейбусный парк и развивать троллейбусный электротранспорт взамен дымящих «как паровозы» Сканий и подобных автобусов. Нашу ТЭЦ можно перевести на газ, и тогда не будет этого жуткого смога».
На правом берегу Ульбы в самом разгаре масштабные работы. На участке от Дворца спорта до здания синагоги уже вырублены абсолютно все деревья, бульдозер расчищает поверхность, снуют большегрузные КАМАзы, работают экскаваторы.
Аким Усть-Каменогорска Жаксылык Омар на своей странице в Instagram разместил информацию об этой стройке: «На берегу Ульбы между проспектами Назарбаева и Шакарима началось строительство благоустроенной набережной со спусками к воде. Здесь же пройдет автодорога, которая свяжет два проспекта и станет продолжением улицы Астана. Новая дорога учитывает рост жилой застройки в районе и призвана разгрузить от транспорта проспект Абая и улицу Красина. В этом году подрядчик проведет подготовительные работы. Основной объем будет выполнен в 2023 году».
Каким образом строящаяся дорога повлияет на улучшение транспортной схемы города – сказать сложно. Уже сейчас желающие проехать на проспект Шакарима и к Ворошиловскому мосту, минуя проспект Абая, могут это сделать через проезд под Ульбинским мостом, или свернуть на ул. Красина с поворота от Дворца спорта. Попадать на новую дорогу водители смогут только такими же способами. Поэтому кардинально новая дорога ничего не изменит, лишь добавится путь, параллельный улице Красина. Поток тех, кто не желает ехать по пр. Абая до поворота направо на Шакарима и до моста, перераспределится на улицу Красина и новую дорогу. Вряд ли этот поток увеличится по сравнению с нынешней ситуацией. Эта дорога имеет смысл, если бы строилось продолжение вдоль Ульбы до моста в районе УМЗ. Тогда на неё заходил бы поток тех, кто едет в Согру, на Объездную, или на Бабкину мельницу.
Ладно, решили прокладывать дорогу. Прокладывайте. Но зачем сносить абсолютно все деревья, вплоть до русла Ульбы?! Разве нельзя планируемую набережную проложить с учётом сохранения деревьев, внутри уникального зелёного массива? Сделать внутри рощи асфальтированные дорожки, установить скамейки, фонари, спортивные тренажёры. Зачем сносить всё до основания? Именно такие естественные природные уголки, формировавшиеся десятилетиями, а то и веками, и являются украшением, достоянием городского пространства. Такие уголки стараются сохранить, а если и ведётся благоустройство, то очень бережно. И в Усть-Каменогорске есть весьма удачный пример подобного благоустройства – парк «Самал». Неужели у авторов проекта хватило воображения только на очередную стандартизированную, типовую бетонную набережную, которых в городе уже немало? Или такова была воля заказчика – городского акимата? И долгие годы эта набережная будет лишь в обрамлении саженцев, прутиков, которые ещё нужно вырастить, чтобы они дали столь необходимую тень, прохладу и спасение от выхлопов автомобилей и техногенных выбросов. Кстати, и заявленное количество саженцев – 1735 штук, совсем не подходит под критерии компенсационных посадок. Ведь по новым правилам за каждое срубленное дерево нужно посадить 20 саженцев. А в Тополиной роще уже сейчас, наверное, вырубили пару тысяч многолетних деревьев. Конечно, никто из городской власти не удосужился подсчитать уничтоженных зелёных обитателей рощи. Достаточно пройти на ещё сохранившуюся часть массива, чтобы увидеть плотность деревьев. Значит, высаживать нужно около 20-30 тысяч саженцев!
Кстати, в городском акимате признали, что общественные слушания по воздействию проекта на окружающую среду не проводились. Два года назад, якобы, чиновники обошли все дома от пр. Абая до пр. Шакарима, и через опросные листы выяснили мнение жителей. А слушания в тот период проводить было нельзя из-за ограничений по коронавирусу.
Лукавят в акимате. В 2020 году слушания проводились в режиме онлайн. Точно также заранее публиковались объявления о проведении слушаний, указывалась ссылка, по которой в режиме видеоконференции народ мог высказать своё мнение. Почему не провели такие слушания, а в период коронавируса ходили по квартирам, что также было запрещено? Да и в обычном формате также проходили слушания. Например, летом 2020 года на обсуждение проекта расширения пр. Шакарима со сносом десятков тополей, собралось почти полторы сотни участников.
Любой житель сейчас может проверить подлинность этих опросных листов. Пойти в акимат, или в отдел строительства и потребовать показать лист по своему дому, посмотреть, имеется ли собственноручная подпись.
А вопросов у жителей много, и они задают их в комментариях на сайтах и в соцсетях. Задавали и при встрече с акимом города. Строительство дороги ведётся в водоохранной зоне. Проводились ли гидрологические изыскания? В некоторых местах от многоэтажного дома до реки всего лишь несколько десятков метров. Если пройдёт дорога, как будут соблюдаться нормы по расстоянию от жилого здания до проезжей части? Как повлияет дорога на устойчивость дома? И ответов на эти важные вопросы пока нет.
В очередной раз под предлогом улучшения транспортной схемы и благоустройства в городе уничтожают уникальный уголок естественной природы. Уничтожают без должного изучения и учёта общественного мнения. Впрочем, когда его учитывали? А ведь можно было найти другое решение – более гармоничное. Способна ли на такие решения нынешняя команда городских управленцев?
Денис Данилевский