Помпезные и дорогостоящие проекты есть, а важнейшие проблемы не решаются!

Газета "Flash!"

Вся «позолота» слетела с образов «крепких хозяйственников» Даниала Ахметова и Жаксылыка Омара в ходе совещания по корректировке «Дорожной карты по комплексному решению экологических проблем ВКО на 2022-2025 годы».

 За 8 лет правления акима области Даниала Ахметова и за 4 года властвования акима Усть-Каменогорска Жаксылыка Омара ими так и не решены не просто важнейшие, а кричащие проблемы города и области. Причём, эти проблемы оказывают самое прямое воздействие на экологическую ситуацию в городе и области. Конечно, они накапливались годами, но Ахметов и Омар даже не пытались приступить к их решению, хотя времени у них было более чем достаточно.

 Руководитель департамента  экологии по ВКО Данияр Алиев обозначил эти проблемы.

 Даже в крупных посёлках или вообще  нет сетей канализации и очистных сооружений, или эти коммуникации в полуразрушенном состоянии. В результате канализационные стоки попадают  в прилегающие реки. Так, например, предприятие «Курчум Водоканал» сливает стоки в реку Курчум без очистки, есть даже решение суда о приостановке работы этого предприятия.

 Даже не во всех районных центрах имеются  полигоны для твёрдых бытовых отходов. Особенно актуальна эта проблема для тех районов, где действуют  зоны отдыха. За летний сезон накапливаются горы мусора, а вывозить их некуда, просто сваливают, где попало. В области 562 стихийных свалки – таковы результаты космического контроля.

 Ни в одном городе нет дендрологического плана – документа, учитывающего все деревья и прочие зелёные насаждения, их возраст, состояние. В Усть-Каменогорске разговоры о разработке такого плана ведутся уже годами. Наличие дендрологического  плана позволило бы взять под контроль варварскую вырубку деревьев. При этом не всегда проводятся компенсационные посадки, хотя по закону за одно вырубленное дерево нужно высадить 20 саженцев и два года за ними ухаживать за счёт того, кто вырубил.

 - Действенной мерой для улучшения экологии стал бы перевод автобусов на газ и развитие электротранспорта, - сказал Данияр Алиев. – Это выгодно и экономически. Стоимость дизтоплива постоянно растёт, а на газ цена значительно ниже.

 Но в Усть-Каменогорске даже новые автобусы работают на дизтопливе. Совершенно не развита сеть газозаправочных станций, нет сервиса по переводу  двигателей на газ и обслуживание этого оборудования. Вот и простор для деятельности и творчества городского акимата! Но на этом направлении, как говорят, «конь не валялся». Между тем, в соседнем Павлодаре работа по переводу общественного транспорта на газ ведётся гораздо активнее.

 Представитель областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Кайсарбек в ответ пояснил, что власть при проведении конкурсов не может выдвигать требование к перевозчикам о наличии автобусов с газовым двигателем. Также перейти на газ можно только с бензинового двигателя, но не с дизельного. Сейчас к перевозчикам предъявляется требование обновления автопарка, и новые автобусы должны работать на топливе стандарта Евро4 или Евро5.

 Известный эколог и общественный деятель Роман Честных возразил, что при составлении планов по улучшению экологической обстановки власть подстраивается под текущую ситуацию, но не предъявляет жёстких требований и не двигается вперёд.

- Почему закупаются новые автобусы только  с дизельными двигателями? Это результат той схемы, которую продвигает местная власть, это поддержка определённых автосборочных заводов. Такая  поддержка оборачивается тем, что и новые автобусы чадят выхлопами, ситуация не улучшается. Все разговоры о соответствии стандартам  Евро – это только разговоры. Можно написать об этом в документах, или сделать наклейку на кузове, но это не значит, что действительно соблюдается евростандарт. Что мешает при проведении конкурсов поставить требование, чтобы у перевозчика имелись  автобусы только на бензине или газе? Почему это требование нельзя ввести в техническую спецификацию? Ведь нигде не записано, что у акима служебный автомобиль должен быть только «Крузак»! Это может быть и «Нива», но в спецификацию пишут именно «Крузак»! Если в данной «Дорожной карте» будет пункт о переводе общественного транспорта на газ, и этот документ подпишут Ахметов и министр экологии, вот и основание для такого требования!

 Такой пункт в  проекте «Дорожной карты» есть, теперь важно, чтобы он был утверждён и  обрёл законную силу. 

 Ещё одна давняя проблема, непосредственно влияющая на экологию – состояние ливневой канализации. В Усть-Каменогорске каждый дождь или весеннее таяние снегов превращается в выставку в соцсетях пейзажей затопленных улиц, тротуаров  и дворов. Но есть и ещё один аспект этой проблемы.

- Ливневые стоки идут в Иртыш без всякой очистки! У ливневой канализации нет системы очистки. Загрязнение реки от ливневых стоков в десятки, а то и сотни раз больше, чем от сбросов промышленных предприятий, потому что каждое предприятие имеет очистные сооружения. А ведь Иртыш – трансграничная река. В Петропавловске, например, есть система очистки ливневых стоков. Там сбросы идут в Есиль, и совсем рядом Россия, при выявлении загрязняющих веществ россияне сразу предъявляют претензии. У нас до границы далеко, и эти стоки растворяются, но это не значит, что не происходит загрязнение Иртыша. Ливневые стоки обязательно нужно очищать, хорошо бы по примеру Астаны создать отдельное предприятие, которое занималось бы только обслуживанием ливневой канализации, - отметил руководитель департамента экологии по ВКО.

 В «Дорожной карте» есть и ещё один важный пункт – перевод жилья частного сектора в Усть-Каменогорске  на централизованное отопление.

- Нужно избавиться, или хотя бы снизить выбросы от низовых труб частных домов, - говорит Данияр Алиев.

 Но реализовать этот план будет очень непросто. Мощности ТЭЦ уже на пределе.

- Усть-Каменогорская ТЭЦ перегружена. Теплоцентраль не сможет закрыть потребности правобережной части города даже при существующей нагрузке, не говоря уже о том, чтобы подключать к централизованному отоплению кварталы частных домов, - поясняет эколог Роман Честных. – Необходима или коренная модернизация ТЭЦ, или строительство новой ТЭЦ-2. Реализуемый проект расширения мощности Левобережной котельной позволит закрыть потребности в подключении к теплу уже построенных многоэтажных и индивидуальных жилых домов в левобережной части,  с дополнительной нагрузкой  новый котёл уже не справится.

 О необходимости строительства ТЭЦ-2 есть упоминание в стратегии развития Усть-Каменогорска до 2050 года. Но дальше этого упоминания дело так и не пошло. А ведь проблему нужно было решать, как говориться, уже вчера! Пока спасают довольно тёплые зимы, так теперь что -  надеяться только на глобальное потепление?  Но и аким области, и аким города почему-то молчат. Даниал Ахметов за 8 лет уже давно мог бы принять меры для устойчивого теплоснабжения областного центра не только на ближайшее, но и отдалённое будущее, поставить этот вопрос перед правительством, привлечь инвесторов. Но он почему-то не занимается столь важной проблемой. Да и в Семее по непонятным причинам он отказался от предложения иностранных инвесторов о строительстве ТЭЦ-3, хотя турецкая фирма готова была вложить 1,5 млрд. долларов собственных средств. Теперь эту проблему будет решать уже аким области Абай, он заявил об этом, а ведь ТЭЦ уже давно могла работать.

 Да, нужно обустраивать детские площадки во дворах, оснащать набережные уличными тренажёрами и велодорожками, возводить  поющие фонтаны – это тоже, конечно, необходимо. Можно все перекрёстки  оснастить правыми поворотами – тоже очень важно и нужно. Можно соорудить местный Арбат протяжённостью в 100 метров и стоимостью в полмиллиарда тенге. Можно пригласить красивых, высоких девушек и создать волейбольную команду, выделяя на её содержание ежегодно более миллиарда тенге. Можно привезти бегунов из Кении, дать им гражданство Казахстана и организовать единственный в стране профессиональный легкоатлетический клуб, который будет обходиться бюджету всего-навсего в несколько сот миллионов в год. Можно выкладывать в соцсети красивые фото и видео на фоне фонтанов, Арбата, торжественно открывать каждый правый поворот, да и в компании с волейболистками или бегуньями из Африки фото тоже будет эффектным. Можно провести красивую пресс-конференцию, засыпать журналистов впечатляющими  цифрами достижений. Но имеет ли всё это смысл, если в городе не будет хватать теплоэнергии, если люди будут мёрзнуть в квартирах, задыхаться  от копоти автобусов, передвигаться по улицам после дождя  в резиновых  сапогах или вообще на лодке, как в Венеции?!  А ведь, судя по всему, уходить Даниал Ахметов и Жаксылык Омар не собираются. Аким города об этом прямо заявил в интервью телеканалу «Хабар 24». Да и аким области, видимо, надеется, что его полномочия в очередной раз продлят. Он уверенно говорит уже о планах на 2024 год.  Неужели Жаксылык Омар пойдёт на прямые выборы, когда наступит время выборности акимов городов?    

 

                                                                         Денис Данилевский