Митинг под «Белые розы»

Газета "Flash!"

 

В 17.30 из Дворца культуры металлургов, где теперь размещается Ассамблея народа Казахстана ВКО, парни вытащили столы, колонки, стали растягивать провода. Стало всё понятно. Это старый метод помешать митингу – врубить на всю громкость музыку. Этот метод использовали в 90-е, используют его и сейчас, зачем велосипед изобретать. В 17.40 уже включили первую мелодию – знаменитую песню 90-х «Белые розы». Наверное, впопыхах нашли только записи эти шлягеров.

 Да, сегодня у акиматовских было много забот. Родственники содержащихся под стражей сотрудников компании «Бипэк-Авто – Азия Авто» разместили в соцсетях объявление о проведении в 18.00 митинга на площадке у ДКМ. Для этого у них были все основания. Они подали уведомление и не получили официального отказа, а по закону отказ власти должны предоставить за 3 дня до даты проведения мирного собрания.

 Но после публикации объявления ситуация стала меняться. Рассказывает организатор митинга, депутат городского маслихата II созыва Леонид Карташёв. Его зять также содержится под стражей.

 - В понедельник, 15 августа, я заехал за письмами в почтовое отделение. Мне дали два письма счастья из акимата. Больше, - сказали, - писем нет. Во вторник, 16 августа, опять позвонили. Я заехал и мне вручили стопку писем, перевязанную суровой ниткой. Там было 10 писем из акимата и 4 письма из прокуратуры. Среди этих писем было два письма от Ирины Смит с запретом митинга на 16-е и 17-е августа. Письма с запретом митинга на 18-е августа не было, хотя до даты проведения митинга оставалось 2 дня! (По закону уведомление о запрете митинга должно быть доведено до организаторов за 3 дня). После того, как мы дали объявление о дате и месте проведения митинга, акиматовские засуетились: начались звонки по телефону, прибежало аж два сотрудника внутренней политики с бумажкой, не вызывающей доверие. Почему вовремя, за 3 дня, не принесли подобающим образом оформленные бумаги? Это что: нерадивость должностных лиц, или преднамеренная провокация? Обо всём этом я намерен рассказать собравшимся на митинг и путём голосования выяснить, открывать митинг, или нет.

 Задолго до начала возле ДКМ уже собралась целая группа акиматовских и полиция. Ровно в назначенный час Леонид Васильевич открыл митинг. Все дружно проголосовали за его проведение. Первой выступила мама Ержана Мандиева. 82-летней интеллигентной женщине, полвека проработавшей врачом, было очень трудно перекричать музыку, которую намеренно включили на максимальную громкость. Тем не менее, она выразила свою боль матери, чей сын уже 11 месяцев находится в СИЗО.

 А после её выступления сразу ворвался сотрудник городского отдела внутренней политики. Он заявил, что митинг незаконный, т.к. организатору по почте было направлено письмо с отказом в разрешении. И потребовал прекратить мирное собрание и разойтись. Предупредил, что в случае продолжения митинга полиция может прекратить его принудительно.  Следом вышел сотрудник прокуратуры города, он не представился, быстро зачитал какую-то бумажку о незаконности митинга, и со скоростью лани ретировался. Попытки догнать его и получить второй экземпляр этой бумажки были безуспешными. Судя по всему, второго экземпляра и не было.

 Несмотря на угрозы силового разгона, митинг продолжился.  Единогласно была принята резолюция. В ней выражена поддержка реформам президента Токаева. Кстати, именно такая поддержка и была заявлена одной из целей митинга. И в этом есть свой резон. Ведь президент уже не раз говорил о соблюдении законности, недопустимости полицейского произвола, недопустимости рейдерских захватов, недопустимости пыток, поддержке бизнеса, создания условий для развития реального производства. Но почему-то всё это остаётся только на словах. То ли чиновники игнорируют указания президента, саботируют реформы, то ли президент не проявляет должной решительности, то ли это действительно просто слова. Вот участники митинга и выразили поддержку президенту, показали, что они хотят увидеть эти реформы на деле, дожить до Второй республики и Нового Казахстана.

     Странно, но к концу митинга музыку выключили. Дискотека в стиле 90-х почему-то резко закончилась. Наверное, попросили «люди в штатском», пристально снимавшие всё происходящее. Ведь не было слышно выступлений, а самое главное – текста резолюции, а их начальству явно не нужна была запись шлягеров. После того, как угрозы сотрудников ОВП и прокуратуры не подействовали, и митинг продолжился, пожаловала и заместитель акима Усть-Каменогорска Ирина Смит, та самая, которая подписала, уже, наверное, десятка два отказов на пикетирование и на митинги, написанных по шаблону, под надуманными предлогами. Она стала главным душителем политических свобод в городе. Хотя, конечно, она выполняет указания акима областного центра Жаксылыка Омара. Наверное, распоряжение о недопустимости митингов идёт и с самой вершины областной власти – от Даниала Ахметова. Но это вовсе не оправдывает Ирину Смит. 

   В резолюции выражено требование -  освободить арестованных, применить меру пресечения, не связанную с лишением свободы. Генеральной прокуратуре разобраться в явно сфабрикованном деле о якобы мошенничестве сотрудников компании, провести объективное расследование по делу о рейдерском захвате «Бипэк Авто-Азия Авто» и по делу о пытках содержащихся под стражей.

 Участники митинга потребовали отставки Даниала Ахметова и Жаксылыка Омара. Вполне обоснованное требование. Аким области не предпринял ничего, чтобы спасти компанию от рейдерского захвата, а мог бы обратиться за помощью к президенту. Ведь уничтожили одного из крупнейших налогоплательщиков региона, оставили без работы 5000 человек. Помнится, как настойчиво, несколько лет, Даниал Ахметов добивался демонтажа системы сбора жидких радиоактивных отходов в уже почти построенном Центре ядерной медицины в Семее. Несмотря на вступившее в силу решение суда, даже Верховного. Ведь дошёл до председателя ВС, тот вынес представление и дело пересмотрели. Вот такую бы настойчивость, да в отношении «Бипэк Авто-Азия Авто». Но аким в данном случае был в роли наблюдателя. А Жаксылык Омар сейчас не позволяет людям выразить свой протест, донести свою боль, реализовать своё  право на мирные собрания и свободу слова.

 В резолюцию также записали требование о привлечении к суду руководителя следственной группы Медета Орынбасарова, прокурора и заместителя прокурора области. Резолюция будет направлена во все органы власти. Митинги и другие акции будут продолжены до полного выполнения требований.

 Полиция так и не решилась на силовой разгон митингующих. Просчитались Жаксылык Омар и Ирина Смит. Митинг состоялся, пусть и под музыку «Белых роз». Какие репрессии последуют теперь в отношении организаторов и участников акции, какую «ответку» врубят Омар, Смит, ОВП, прокуроры – покажет ближайшее время.

- А мы обязательно потанцуем под «Белые розы». Когда на свободу выйдут наши родные, когда накажут всех, кто виновен в их и наших страданиях, когда палачи окажутся на их месте – сказали родственники арестованных. – Будет и на нашей улице праздник! 

 

                Денис Данилевский