Учёт и контроль

Газета "Flash!"

На сайте общественных петиций avaaz.org десятки всевозможных выражений народного мнения. Жители Павлодара требуют отмены решения о строительстве в их городе завода по производству кальцинированной соды. Пенсионеры МВД требуют восстановления базовой пенсии и полной выплаты пенсионных накоплений. Алматинцы выступают против точечной застройки. Правозащитники требуют наказания всех виновных в пытках подозреваемых после январских событий. Есть петиция к президенту Казахстана и от жителей ВКО -  под названием « Спасите наш лес!».

 Автор петиции Олег Т. сообщает о фактах варварской вырубки леса. «В городе Риддер вырубают деловой лес, вырубают только деловой молодой и здоровый лес, при этом весь лес завален отходами этой деятельности, валежником, все гниет и распространяет болезни.  При этом не вырубают и не восстанавливают те места, которые горели в прошлом году. Сгорело 300 га. Лес должны были уже давно вырубить и подготовить почву к посадке новых деревьев. Но горельник как стоял, так и стоит. Уже больше года. Жители города просили в апреле-мае этого года провести проверку по указанным фактам и предпринять все действия по восстановлению причиненного ущерба. Но после наших жалоб лес начали рубить с удвоенной силой, такое ощущение, как будто они не успеют. И судя по тому, как сквозь пальцы на это смотрят те, кто такие вещи должен контролировать – ситуация не изменится ни жалобами, ни судебными исками. Уж больно большие деньги на кону» - говорится в петиции. Главу государства просят придать статус особо охраняемой природной территории городу Риддер, Глубоковскому, Катон-Карагайскому районам, городу Алтай и одноимённому району, чтобы спасти от уничтожения национальное достояние.

 Петиция опубликована 6 августа, за два дня собрано 469 подписей. Конечно, маловато. Проблема поднимается важнейшая. Но, к сожалению, в Казахстане пока нет законодательной процедуры как подачи петиций, так и обязанности для государственных органов  реагировать на петиции, принимать меры и давать ответы. В лучшем случае подобные петиции носят лишь информационный характер. Конечно,  власть отслеживает такие выражения «гласа народа». Но не припомню, чтобы кто-то из госчиновников доложил, что приняты меры по какой-либо петиции, наказаны должностные лица. А ведь петиций – целый вал, по самым разным, но жизненно важным проблемам. И такие обращения могли бы выполнять мощную функцию общественного контроля. А сейчас они растворяются где-то на просторах Интернета.

  Есть казахстанский сайт электронных петиций https://otinish.kz/ru/petition/all_petition/ Но там почему-то всего одна петиция от Народной партии Казахстана, размещённая 14 июня этого года. В основном петиции размещают на международной платформе avaaz.org. Может быть, потому, что там не нужно указывать ИИН и номер телефона? Не все подписанты хотят «засвечиваться». Но и указанная казахстанская платформа не является официальной, это частная инициатива.

 Власть явно не торопится и не желает создавать реальные механизмы общественного контроля. А ведь заявлено  о необходимости создания единой платформы для интернет-петиций было ещё два года назад в Послании президента народу Казахстана.

«Благодаря социальным сетям проблемы, не находящие решения на местах, становятся известными всей стране. Надо создать единый легитимный институт онлайн-петиций для инициирования гражданами реформ и предложений. Такой механизм должен быть полностью защищён от каких-либо манипуляций. Правительству во взаимодействии с гражданским обществом предстоит разработать нормативно-правовую базу и решить все технические вопросы, касающиеся этого важного проекта», – сказал в сентябре 2020 года Касым-Жомарт Токаев. Два года – это недостаточный срок, чтобы от слов перейти к делу?

 Вообще написали и наобещали много. Например, в Концепции развития гражданского общества в РК до 2025 года даже есть специальный раздел «Создание системы гражданского контроля». Вот некоторые выдержки из этого документа. К примеру, про общественные слушания: «Институт общественных слушаний должен создавать условия для активного и инклюзивного участия граждан в обсуждении вопросов, затрагивающих их интересы, других актуальных вопросов, волнующих население, в том числе по законодательным актам, касающихся прав и свобод человека».

 Вот ещё цитата: «Внедрение системы гражданского мониторинга и контроля за реализацией государственных программ и проектов, осуществляемых за счет бюджета, с широким участием общественности через такие инструменты, как: 1) проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов с привлечением общественности и экспертного сообщества; 2) проведение на постоянной основе общественного контроля в форме общественного мониторинга и отчетов над деятельностью государственных органов, включая полицию; обеспечение участия гражданского общества в составе советов директоров социально-значимых предприятий квазигосударственного сектора для повышения прозрачности в процессе принятия решений по управлению государственными активами; обеспечение участия гражданского общества в независимом мониторинге обязательств государства, которые были заимствованы в рамках ратификаций международных конвенций и многосторонних соглашений». Замечательно. И где всё это? Возможно ли для общественности участвовать в управлении и  контроле  деятельности такого государственного предприятия, как, к примеру,  «Таза Оскемен», хотя бы в части очистки дорог и тротуаров от снега?

 А вот ещё некоторые планы. «Создание сервиса на сайте e-gov.kz по подаче общественных инициатив, где граждане смогут выдвигать различные идеи и проекты для всеобщего обсуждения и отправлять государственным органам консолидированные запросы для решения актуальных вопросов. В рамках "Открытого правительства" будет предусмотрена возможность для голосования по общественным инициативам через электронно-цифровую подпись. Внедрение системы оценки населением эффективности работы местных исполнительных органов». Всё это прекрасно. Но до сих пор лишь на бумаге. А ведь приняли концепцию в конце 2020 года!

 Говорят, что нужен гражданский контроль за реализацией программ, осуществляемых за счёт бюджета. Если бы все ведомства публиковали для обсуждения план государственных закупок, то вряд ли гражданское общество позволило бы тратить народные средства на закупку служебных автомобилей стоимостью в десятки миллионов, ремонты кабинетов, шикарную мебель и т.д. Или установку бассейна SPA с аэро и гидромассажем в Левобережном профилактории управления делами акима ВКО за 4,5 млн. тенге. Да ещё и с телевизором, DVD и MP3 проигрывателем, чтобы не скучно было принимать водные процедуры. В народе этот профилакторий ещё недавно называли  «Назарбаевской резиденцией», но, судя по всему, там отдыхают высшие чиновники облакимата и высокопоставленные гости, а большую часть времени он пустует. Гражданский контроль порекомендовал бы Даниалу Ахметову и команде отдыхать за свой счёт в многочисленных частных заведениях с подобными SPA – услугами. Зарплата более чем в 2 млн. вполне позволяет посещать такие сауны и бассейны. А сам профилакторий использовать для народа, пусть отдыхают ветераны, люди с профессиональными заболеваниями, семьи с небольшими доходами.  Да, благодаря сайту госзакупок мы узнали об этих затратах госбюджета, но уже в момент, когда закупка объявлена. Может быть, областная власть и учтёт народный гнев, выраженный в соцсетях после такой новости. А может быть, и наплюёт на общественное мнение.

 Вряд ли гражданский контроль одобрил бы и затраты в десятки миллионов тенге на различные представительские расходы. Эти расходы также заложены в бюджете управления делами. Два года назад благодаря судебному процессу была приоткрыта завеса над работой этого ведомства «особого назначения». Оказывается, выделяются средства для подарков высоким гостям. Это сувениры, портфели, посуда, ручки, и прочее, даже шкура медведя.

 В этом вопросе есть и такой момент – а найдётся ли столько активистов, чтобы реально участвовать в гражданском контроле, если вдруг завтра власть пойдёт на такую меру? Ведь людей с активной гражданской позицией, готовых идти до конца, готовых на жёсткую защиту народных интересов, можно по пальцам пересчитать. Остальные предпочитают возмущаться в соцсетях, зачастую под вымышленным именем, оставаясь на позиции зрителя и потребителя.

 Вообще контролем от имени народа должны заниматься депутаты. Они утверждают бюджет и могут контролировать все расходы. Но при нынешнем составе маслихатов и парламента даже в самом фантастическом сне сложно представить, что они будут биться с акимом, главой правительства, тем более с президентом, и спрашивать с них за каждую народную копейку.

    Можно ли представить, что депутаты ВК областного маслихата «вызовут на ковёр» руководителя управления делами и спросят с него за бассейн SPA? Поскольку на депутатов нет надежды, необходима сильная общественная организация, созданная снизу, без всякого участия власти, и существующая только на взносы и пожертвования. А жёсткий  контроль над выборами позволит стать депутатами гражданским активистам, способным отстаивать народные интересы.

 «Учёт и контроль» - об этой главной задаче говорил Ленин сразу после Октябрьской революции. Он понимал опасность возвышения бюрократии и её буржуазного  перерождения, превращения в закрытую касту. Задачу учёта и контроля, по его замыслу, должна была решать рабоче-крестьянская инспекция при широком содействии народных масс. Выборность органов власти, ротация кадров также не даёт бюрократии закостенеть. Но, к сожалению, в Советском Союзе произошло именно то, чего боялся Ленин. Бюрократия постепенно стала кастой, причём кастой неприкасаемых, в смысле безнаказанности. В 60-х годах прошлого века этот процесс набрал стремительные темпы.  В итоге именно высшая бюрократия с партбилетами членов КПСС и подготовила слом социализма, развал  единого союзного государства и переход к буржуазному, частно-капиталистическому строю, при молчаливом согласии и покорности 280 млн. населения и 18 млн. членов партии.

 Сегодня бюрократии даже не нужно перерождаться. Она не скрывает своего истинного лица. Она не боится открыто выставить закупку шикарных автомобилей, роскошных  бассейнов, не боится многомиллиардных нарушений при госзакупках, не боится использовать власть для рейдерских захватов, не боится упечь за решётку и сгноить в тюрьме своих оппонентов,  не боится ничего. И пока нет другого способа обуздать такой беспредел, чем сильный общественный контроль.  Рано или поздно мы к этому придём, это объективная необходимость. Но лучше раньше.

 

                Денис Данилевский  

Иллюстративное фото из Интернета