Транспортная карта в Усть-Каменогорске: возможно ли онлайн-пополнение?

Газета "Flash!"

С 15 мая в Усть-Каменогорске вводится дифференцированный тариф на проезд в автобусах. При оплате транспортной картой – 90 тенге, наличными – 130 тенге. Несмотря на то, что транспортная карта была введена уже довольно давно, ещё летом прошлого года, популярностью у горожан она не пользуется. По данным городского Центра управления пассажирскими перевозками картой оплачивается не более 11% поездок.

 Одна из причин, по которой пассажиры предпочитают наличный расчёт и не пользуются картой – отсутствие удобного способа её пополнения. Для этого нужно идти в пункт продажи карт и там «вручную» пополнять баланс. Таких пунктов в городе явно недостаточно. Их чуть больше 20, власти обещают увеличить в 2 раза.

 Почему не проработан механизм онлайн-пополнения, чтобы можно было с телефона или компьютера перечислить нужную сумму на карту? Такой вопрос чаще всего задают горожане чиновникам, ответственным за пассажирские перевозки.

 С этим вопросом мы обратились к разработчику системы электронного билетирования в Усть-Каменогорске – крупной международной ИТ- компании IBA Group, основанной в Беларуси. Вот что по этому поводу нам сообщили в пресс-службе филиала.

«В Усть-Каменогорске прорабатываются детали по внедрению сервиса онлайн-пополнения транспортных карт. Это один из этапов развития системы электронного билетирования, которая сейчас успешно функционирует в городе. Разработчики совместно с ЦУПП разрабатывают механизм запуска удобного и современного сервиса для жителей города.

Система электронного билетирования была запущена в Усть-Каменогорске в начале 2021 года. Сегодня весь общественный транспорт перешел на бесконтактный способ оплаты проезда. Теперь основным платежным средством стала транспортная карта Oskemencard – единая для всего общественного транспорта в городе. Сейчас для пополнения карты пассажиру нужно обратиться в одну из точек продаж.

Новый сервис облегчит процесс пополнения и использования транспортных карт. Это особенно актуально в период введения дифтарифа: ожидается рост пользователей транспортных карт, поскольку стоимость проезда через Oskemencard останется на прежнем уровне.

Нами уже разработан сервис – он получил название iCard. С его помощью пассажиры получат удобный и современный механизм онлайн-пополнения карт. Все работы по созданию сервиса завершены. Однако до запуска нужно проделать ряд организационной работы.

Идея сервиса iCard заключается в том, что весь процесс работы с транспортными картами для пассажира будет строиться на привычных ему действиях. Вариантов онлайн-пополнения карт достаточно много: банковские приложения, платежные терминалы (например, Qiwi) и так далее.

Мы внимательно изучаем и просчитываем, какие из них будут удобны. На первом этапе будет один способ пополнения, но мы рассчитываем, что в дальнейшем будут добавлены и другие.

Отметим, что система iCard подразумевает подключение различных поставщиков, с помощью которых может осуществляться онлайн-пополнение. И то, какие способы онлайн-пополнения будут добавляться в систему, будет зависеть от мнения всех сторон.

После решения всех организационных вопросов система может оперативно заработать. Таким образом, iCard существенно упростит процесс использования транспортных карт и станет полезным сервисом для каждого пассажира в Усть-Каменогорске».

 Судя по предоставленной нам информации, для внедрения системы онлайн-пополнения карт остались лишь организационные вопросы. К таким вопросам наверняка относится самый важный – любой банк или любая финансовая система будут взимать комиссию за транзакции для пополнения карты. Естественно, эта комиссия не должна приводить к дополнительным расходам для обладателя карты. Но, в таком случае, кто возьмёт на себя эти расходы? Перевозчики? ЦУПП?

 Например, в Минске, где работает похожая система электронного билетирования от IBA Group, вопрос пополнения карты или покупки разового талончика решен огромным количеством точек продаж: это можно сделать в кассах метрополитена, банковских терминалах самообслуживания, многочисленных киосках государственного перевозчика и так далее. В грузинском городе Батуми карточку также можно легко пополнить, для этого даже на улице есть специальные терминалы. Казахстанские туристы, побывавшие в Батуми, конечно, пользовались этими терминалами.

 С помощью Kaspi Банка теперь в автобусах и трамваях можно рассчитаться через Kaspi – QR. Способ очень удобный и привычный, но есть несколько нюансов. В переполненном салоне наклейки с QR-кодом оказываются заслонёнными пассажирами. Навести телефон на код уже практически невозможно. Обработка платежа занимает определённое время, и квитанция появляется не сразу. Кондуктор требует именно квитанцию, хотя и в статусе «В обработке» уже виден код транспорта и время платежа. Поэтому может возникнуть непонимание между пассажиром и кондуктором.

Все эти вопросы со временем будут урегулированы. Заработает и система онлайн-пополнения транспортных карт. Запуск системы электронного билетирования позволил наконец-то начать выплаты субсидий перевозчикам. Этот вопрос перевозчики ставили давно, годами, ведь Законом «О транспорте»  субсидии за перевозки по социально-значимым маршрутам (а в Усть-Каменогорске все маршруты являются таковыми) обязаны выплачивать из бюджета местные власти, и обязаны давно. Но городской акимат выдвигал своё условие – вся доходная часть от пассажирских перевозок должна быть абсолютно прозрачной, а это возможно только при электронном билетировании. Теперь это условие выполнено, и в прошлом году впервые были выплачены субсидии. Началось пусть и небольшое, постепенное, но обновление подвижного состава. Если бы ещё и автобусы закупались более просторные, удобные и комфортные (к примеру, с кондиционерами), да ещё зарплату подняли водителям – было бы совсем хорошо.

Агентство «Восточный экспресс»