Полный список всех, кому выгодно уничтожение «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО», скоро станет известен

Газета "Flash!"

Почти через год после вступления в законную силу решения суда о взыскании с предприятий группы компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» в пользу «Жусанбанка» более 66 млрд. тенге началась реализация залогового имущества. Долго, очень долго банк держал паузу. Наверное, для этого были какие-то закулисные причины.

 Объявлены торги по имущественному комплексу автосборочного завода «АЗИЯ АВТО». Заявленная стоимость 5 331 490 297 тенге. Эта цифра была определена в суде. 5 миллиардов – сумма вроде бы внушительная. Но стоит пересчитать в доллары, и получается 11,9 млн. $ (курс на 25.04 – 444,58 тенге за доллар). А если изучить список продаваемого  имущества, станет ясно, что реализуется оно, мягко говоря, очень дёшево. 

 Продаются: 4-х этажный административно-бытовой корпус площадью почти 3,5 тыс. кв. м, огромный административно-производственный корпус, ещё одно административное здание, ремонтно-механический цех, здание отделения окраски, два склада, бетонно-растворный узел, насосная, КПП и железнодорожный путь к заводу со станции «Защита» протяжённостью почти 1 км. Естественно, в имущественный комплекс входит и огромный земельный участок, на котором все расположено. Все здания и сооружения находятся в идеальном состоянии.

 Заявленная сумма вряд ли равна даже стоимости использованных при строительстве завода материалов, не говоря уже о механизмах, линиях, станках, инженерных коммуникациях и прочем оборудовании для производственного процесса. Завод начали возводить в феврале 2001 года. Здесь был заброшенный цех металлоконструкций Востокмашзавода. Ветераны предприятия вспоминают, что  первые несколько человек  пробирались к зданию цеха через громадные сугробы, по пояс в снегу. В цехе были горы мусора, земли, металлолома, выбитые стёкла… Почти все инженерные коммуникации пришли в негодность, не было отопления, водоснабжения, ведь цех бездействовал более пяти лет. Но  уже в декабре 2002 года завод был запущен в эксплуатацию, с конвейера сошёл первый автомобиль казахстанской сборки «Нива».

 Каждый, кто побывал и в сборочном цехе, и в административном корпусе, мог отметить просто сияющую чистоту и порядок. Особая гордость заводчан – наливной пол, сделанный по лучшим мировым стандартам. Тогда эта технология ещё широко не применялась. Сборочный конвейер привезли из Финляндии. Любой объект на заводе – это особая история, и, зачастую, пример самых передовых достижений в строительстве в то время, да и сейчас.

 Будущему покупателю достанется готовое производство в отличном состоянии. И недорого. По правилам реализации арестованного имущества через электронный аукцион (приняты в 2015 году), торги идут на повышение. Заявленный шаг повышения – 3%. Если в течение 5 минут, никто не объявит более высокую цену, то аукцион завершается. Значит, завод можно приобрести за 5 491 435 005 тенге. Вряд ли на аукционе будет настоящее сражение с азартным повышением цены.   

 Скорее всего, мы не узнаем имя конкретного человека, или группы лиц, совершивших столь выгодную покупку. Покупателем станет юридическое лицо, а реальный собственник останется в тени. Понятно, что за таким приобретением могут стоять очень высокопоставленные лица из политической и деловой элиты страны. Что будет дальше с заводом? Станут ли новые хозяева или хозяин восстанавливать сборку автомобилей? А почему бы и нет? Да, сборку модельного ряда LADA перенесли в группу «Аллюр Авто» в Костанай. Там же теперь собирают Chevrolet и KIA. Но ведь новые хозяева, видимо, вполне могут договориться в «верхах» о  разделе сфер влияния в автопроме Казахстана. Ведь как раз и грандиозная программа льготного автокредитования подоспела. МИИР планирует направить на эту программу 250 млрд. тенге, из них 150 млрд. из бюджета, и 100 млрд. из средств утильсбора. 30 млрд. выделяется уже в этом году, 45 млрд. в следующем. Под 4% годовых желающим приобрести автомобиль отечественной сборки будут выдавать до 10 млн. тенге. Уже более 15 тыс. человек изъявили желание воспользоваться автокредитами.

 Конечно, не так просто восстановить коллектив высокопрофессиональных специалистов. Но, в принципе, и это реально. Многие бывшие работники «АЗИЯ АВТО» сейчас перебиваются случайными заработками, или работают совсем не по профилю.

 Если производство действительно будет восстанавливаться, то вполне логично, что этот же покупатель может приобрести  филиальную торговую и сервисную, а также логистическую сеть «БИПЭК АВТО» во всех крупных городах Казахстана. Всего в списке залогового имущества – 42 объекта.

 Впрочем, не будем гадать. Всё скоро станет известно. Приём заявок завершается 3 мая, а торги пройдут 4 мая.

 После реализации имущества станет известен весь список тех, ради кого и затевалась кампания по уничтожению крупнейшего автомобильного холдинга страны. Некоторые имена были уже названы председателем совета директоров группы компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» Анатолием Балушкиным – бывший премьер-министр Аскар Мамин, вице-премьер Роман Скляр, бывший глава КНБ Карим Масимов и его родственники.

 Напомним, что кредит в Цеснабанке (ныне Жусанбанк) был взят для строительства нового завода со сварочным и окрасочным производством. В это строительство группа компаний вложила 80 млн. долларов собственных средств. Но после смены владельца банка (его приобрёл Фонд Нурсултана Назарбаева), Жусанбанк вдруг резко потребовал досрочно вернуть всю сумму кредита с процентами. В операции по уничтожению холдинга также участвовали министерство индустрии и инфраструктурного развития, а также ТОО «Оператор РОП», занимавшийся утильсбором.

 Реализация залогового имущества – предпоследняя страница этой драмы. Останется ещё одна – уголовное дело. Оно было возбуждено по заявлению банка и досудебное расследование продолжается до сих пор. 8 сотрудников группы компаний, из них две женщины, уже восьмой месяц находятся под стражей в СИЗО, но обвинение им до сих пор не предъявлено. В чём смысл этого дела – так и непонятно. Ведь залоговое имущество с лихвой покрывает и сумму кредита, и проценты, никакого ущерба банку нет. Судя по тому, что торги начинаются лишь через год после решения суда – банк и не особо стремится вернуть свои деньги. Тут, вероятно, совсем другие цели. Как будет перевёрнута эта самая трагическая страница, в которой уже есть жертвы, каким катком рейдерский захват пройдёт по судьбам арестованных?

 

                      Денис Данилевский