Как будут поднимать национальную экономику

Газета "Flash!"

  Власти Казахстана весьма озабочены и устойчивым экономическим ростом страны, и повышением благосостояния казахстанцев.  В октябре прошлого года даже принят национальный проект с таким названием, рассчитанный до 2025 года включительно. Кстати, теперь упор в государственном планировании делается не на государственные программы, а именно на национальные проекты, видимо, по аналогии с Россией.

«Проект состоит из 5 направлений, определены 6 основных задач и 13 показателей. Это индустриально-инновационное развитие; развитие нефтегазохимического комплекса;

развитие геологоразведочной отрасли; развитие энергетического комплекса; продвижение несырьевого экспорта.

На 2021-2025 годы для реализации Национального проекта предусмотрено 15 трлн. 934 млрд. тенге, в том числе из республиканского бюджета – 402 млрд. тенге, внебюджетные средства – 15 трлн. 532 млрд. тенге.

В целом в рамках Национального проекта будут созданы порядка 127,8 тыс. рабочих мест (постоянных – 102,8 тыс., временных – 25 тыс.).

Планируется рост производительности труда на 20,6% и увеличение экспорта несырьевых товаров и услуг до 41 млрд.  долл. США, что позволит в целом выйти на целевую траекторию экономического роста на уровне 5% к 2025 году. Также  будет обеспечен рост реальных денежных доходов населения на 27,1 % от уровня 2019 года (в ценах 2019 года)» - сообщает министерство национальной экономики РК (МНЭ РК).

 Поскольку содержание национального проекта весьма скупое, одни цифры, мы попросили МНЭ РК рассказать более подробно о том, как же будет подниматься национальная экономика.  Какие новые производства планируется построить? Имеются ли уже инвесторы, желающие вложить средства в создание новых предприятий? Кто эти инвесторы? Ведь задачи поставлены очень серьёзные. Почти 128 тысяч рабочих мест, из них постоянных почти 103 тысячи – и всё это всего лишь за пять лет. Почти 16 триллионов частных инвестиций в новые производства (33, 8 млрд. долларов по нынешнему курсу). Это колоссальные вложения! Кто именно выразил желание потратить  такие средства, и не в «купи-продай», не в торговые центры или офисные здания, а в реальное производство, в промышленность? Казахстанские бизнесмены, иностранные?

 Эти вопросы мы задали МНЭ РК. Ответ готовили более месяца, с 11 марта по 15 апреля. Редакцию официально уведомили о продлении срока подготовки ответа. Странно, неужели в министерстве не знают те сведения, которые мы попросили предоставить?! Неужели нужен месяц, чтобы просто перечислить те проекты и крупные предприятия, которые планируют построить в ближайшие 4 года?

 Самые подробные сведения нам предоставили по развитию нефтяной, газовой и химической промышленности.

«В направлении развития нефтегазохимического комплекса к 2025 году планируется привлечение внебюджетных средств на сумму 2 трлн.  418,5 млрд тенге и реализация следующих ключевых проектов:

1. Строительство газоперерабатывающего завода мощностью 1,15 млрд. куб. м/год на базе сырья месторождения Кашаган (на 378 млрд. тенге);

2. Строительство завода по производству полипропилена мощностью  500 тыс. тонн в год (на 350 млрд. тенге);

3. Строительство завода по производству полиэтилентерефталата мощностью 430 тыс. тонн в год (на 329 млрд. тенге);

4. Строительство завода по производству метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ) и полипропилена мощностью 57 и 81 тыс. тонн в год соответственно (на 20 млрд. тенге);

5. Строительство завода по производству метанола мощностью 130 тыс. тонн в год (на 33 млрд. тенге).

В 2022 году планируется ввести в эксплуатацию завод по производству полипропилена мощностью 500 тыс. тонн в год. В настоящее время по проекту ведутся пуско-наладочные работы.

По проектам по производству полиэтилена (стоимость – 7,6 млрд.  долл. США) и бутадиена (стоимость – порядка 1 млрд. долл. США) определены стратегические партнеры в лице ПАО «Сибур» и ПАО «Татнефть».

Кроме того, по проекту строительства газоперерабатывающего завода на базе сырья месторождении Кашаган привлечен частный инвестор в лице ТОО «GPC Investment».

В целом, в рамках данных направлений планируется создать порядка 22 406 новых рабочих мест (постоянные – 2 406, временные – 20 000)», - сообщает первый вице-министр национальной экономики РК Т. Жаксылыков. Отметим, что количество рабочих мест планируется с учётом новых объектов в энергетике.

  Ответ готовили более месяца, но он получился довольно скупым. Итак, планируется построить несколько предприятий по переработке нефти и газа для получения важнейших изделий – полиэтилена, полипропилена, метанола и т.д. Конечно, гораздо выгоднее получать изделия из нефти и газа, чем просто гнать сырьё, а потом закупать за валюту продукты  переработки. Но нам не пояснили источник инвестиций – иностранные или казахстанские. Ведь самые крупные нефтяные месторождения Казахстана по соглашению о разделе продукции отданы для разработки и эксплуатации ведущим компаниям Нидерландов, Великобритании, США, Италии, Китая,  России. Логично предположить, что иностранные компании захотят направить средства и для строительства нефтегазоперерабатывающих заводов.

 Так, только российские компании «Сибур» и Татнефть» намерены привлечь в производство полиэтилена  почти 3,5 трлн. тенге (по нынешнему курсу) и бутадиена около 450 млрд. тенге. Помешают ли реализации данного проекта антироссийские экономические санкции? Власти США и Евросоюза вроде бы выразили намерение не препятствовать экономическому взаимодействию РК и РФ, да и санкции пока не касаются нефтегазового сектора. Министерство финансов США заявило, что не будет запрещать транспортировку казахстанской нефти по нефтепроводу Каспийского трубопроводного консорциума, пролегающего через территорию России. Другой вопрос – не поменяются ли планы самих инвесторов в связи со сложной экономической ситуацией в РФ? Найдутся ли у них столь солидные средства в миллиарды долларов для возведения заводов в Казахстане?

 А вот более подробная информация о газоперерабатывающем заводе. «ТОО «GPC Investment» планирует реализацию проекта строительства завода по переработке попутного нефтяного газа на месторождении «Кашаган» в Макатском районе Атырауской области. Газоперерабатывающий завод (ГПЗ) строится в рамках Национальной программы переработки сырого газа вместо его сжигания и обратной закачки. Мощность завода позволит перерабатывать до 1 миллиарда кубических метров сырого газа в год, поступающего с Кашаганского месторождения. В период строительства завода будет создано до 2500 временных, в период эксплуатации – около 600 постоянных рабочих мест. Ежегодно завод будет выпускать 694 миллиона кубических метров товарного газа, 119 тысяч тонн сжиженного нефтяного газа, 212 тысяч тонн серы и 35 тысяч тонн газового конденсата» (источник – сайт ТОО «GPC Investment). Ввод в эксплуатацию намечен на первый квартал 2024 года.

 Этот проект вызывает немало вопросов. Так, ТОО «GPC Investment» было создано лишь в 2019 году, накануне запуска проекта. Зарегистрировано как малое предприятие. Каким образом малое предприятие в состоянии вложить почти миллион долларов и построить сложнейший в технологическом отношении объект? Журналисты «Радио «Азаттык» провели расследование и выяснили, что это ТОО может быть связано с Кайратом Шарипбаевым – зятем первого президента, мужем Дариги Назарбаевой, занимавшем ключевые посты в нацкомпаниях, связанных с нефтью и газом. Схема примерно такова. «КазТрансГаз», где Шарипбаев ещё недавно был председателем правления, бесплатно получает попутный природный газ от консорциума NCOC, эксплуатирующего Кашаган, и передаёт его ТОО «GPC Investment» для переработки на заводе. Естественно, за переработку  «КазТрансГаз» оплачивает. Тогда становится понятно, что вкладывать такие немалые деньги довольно выгодно. Гарантированная оплата от национальной компании не только вернёт все затраты, но и принесёт хороший доход. Продолжится ли проект после отставки Кайрата Шарипбаева с поста председателя правления АО «QazaqGaz» (так теперь называется бывшая компания «КазТрансГаз»)? Он ушёл с этого поста 15 января, подав заявление по собственному желанию. Сменилось и всё правление нацкомпании после январских событий, начало которым положили протесты на Западе Казахстана из-за двукратного повышения стоимости сжиженного газа.

 Что мы увидели на этом примере? И такие крупные промышленные проекты реализуются под «кого-то», под выгоду олигархов, связанных с высшей властью, или находящихся во власти.

  Строительство завода по производству полиэтилентерефталата также связано с известной фамилией. По имеющимся данным, этот завод в Атырау возводит ТОО «Алмэкс Петрокемикал». Здесь будут производить термопластик для изготовления пластиковых ёмкостей. Данное ТОО входит в группу Алмэкс, принадлежащую семье Кулибаевых. Кстати, меморандум о начале строительства был подписан ещё в 2017 году.

 Ещё один завод в Атырауской области – по производству полипропилена – начали строить в декабре 2017 года, а срок ввода в эксплуатацию был намечен в 2021 году. Проект находится в доверительном управлении АО «КазМунайГаз», а строительные работы ведёт Китайская национальная химико-инжиниринговая компания.

 В сентябре 2021 года запущен  завод в Шымкенте по производству МТБЭ (метил-трет-бутилового эфира) на основе лицензии французской фирмы Axens. МТБЭ является основным октаносодержащим компонентом для производства бензина категории Евро-4, Евро-5. Продукция улучшает качество производимого бензина. Проект реализован при поддержке Банка развития Казахстана, выдавшего ТОО «Шымкентская химическая компания»  кредит в 9 млрд. тенге.  Почти 5 млрд. собственных средств  в строительство вложило предприятие.  Кстати, ТОО было создано в 2016 году явно под этот проект. Уже через 3 года недавно созданное ТОО, зарегистрированное как малое предприятие, смогло получить крупный кредит в БРК. Конечно, такую фирму не мог создать простой начинающий предприниматель.

  Почему-то нет в национальном проекте ещё одного важного предприятия -  нефтеперерабатывающего завода.  У нас в стране три таких завода – В Атырау, Павлодаре и Шымкенте. С поразительной регулярностью,  каждый год так получается, что весной и осенью, в период посевной и уборки урожая один из заводов останавливается  на ремонт. Возникает дефицит ГСМ, особенно дизтоплива, растут цены. Сам собой напрашивается вывод – нужен ещё один НПЗ. Ещё в 90-х годах планировалось строительство такого завода недалеко от Актау, и даже были проведены подготовительные работы. В 2014 году Нурсултан Назарбаев заявил, что четвёртый НПЗ нужен стране. В январе 2018 года министр энергетики РК Канат Бозумбаев сказал, что новый НПЗ просто необходим. При этом подчеркнул, что дефицит бензина неизбежен, потому что НПЗ не хватает нефти. А не хватает потому, что добывающим компаниям выгоднее продавать нефть на экспорт, чем поставлять на внутренний рынок, поскольку цены внутри страны гораздо ниже.

 Однако уже в декабре 2018 года министр резко изменил своё мнение. «Вопрос о строительстве четвертого нефтеперерабатывающего завода пока закрыт. Правительство считает нецелесообразным его появление до тех пор, пока потребление на внутреннем рынке основных видов нефтепродуктов не достигнет 10,5 млн. тонн. Благодаря модернизации действующих НПЗ появился хороший резерв до 2026-2027 годов. Перевод части транспорта на газ также даёт  экономию дизтоплива. До 2030 года новый завод точно не будет нужен» - такие причины отказа от строительства НПЗ назвал министр.

 Что стоит за столь резкой сменой позиции министра энергетики – можно только догадываться. Может быть, к этому времени стало известно, что все три НПЗ  будут включены в программу приватизации на 2021 – 2025 годы? И будущим владельцам этих предприятий совсем не нужен конкурент в виде нового завода? Кстати, на модернизацию трёх действующих НПЗ в целом потратили 6,3 млрд. долларов. Из них большинство – это заёмные средства, в том числе от Китая. Завод в Атырау начал погашение кредитов в 2015 году, а предприятия в Павлодаре и Шымкенте – в 2018 году. 50% доли Шымкентского НПЗ (официально завод называется «ПетроКазахстан Ойл Продактс»),  принадлежит китайской нефтяной компании CNPC.  Доля в 49,73%, которая пока принадлежит компании «КазМунайГаз», также включена в программу приватизации до 2025 года. 

 Таковы основные планы и особенности развития экономики на ближайшие годы в нефтегазохимической отрасли. В следующих материалах мы расскажем о планах экономического развития в других отраслях.

 

                                                                             Денис Данилевский

Иллюстративное фото из Интернета