Пенсионер

Газета "Flash!"

   Обращением к народу Казахстана 18 января  Нурсултан Назарбаев завершил свою политическую деятельность. Смотрелось это обращение, конечно, довольно нелепо. Лидер нации промолчал в самые тяжёлые для страны дни, даже его местонахождение  неизвестно, а теперь, спустя почти две недели после пика беспорядков и погромов, вдруг «явился». Да, окончательный  уход Назарбаева получился совсем не трогательным и совсем не достойным.

 Почти три года понадобилось для того, чтобы он полностью отпустил все рычаги влияния, с 19 марта 2019 года, когда он объявил о сложении полномочий президента, по 18 января 2022 года. Многие аналитики сходятся в том, что толчком к уходу с поста президента послужила незавидная судьба семьи главы Узбекистана Ислама Каримова после его кончины. Именно этот пример показал, что не стоит засиживаться в кресле президента до физической кончины. Назарбаев ушёл, но этот уход был лишь формальным. Он хорошо, заранее и тщательно  подготовил тылы. Сохранил за собой ряд ключевых постов, особенно председателя Совета Безопасности, лидера партии «Nur Otan», обезопасил себя и свою семью мощным щитом в виде закона «О первом президенте», гарантирующем полную личную неприкосновенность, а также всех активов.

 Конечно, вечно такое двоевластие не могло продолжаться. Есть версия, что, будто бы действующий президент начал разбираться с законностью создания могущественной финансово-экономической  империи Назарбаевых. Именно поэтому, якобы, и была организована попытка госпереворота с использованием бандформирований, профессиональных боевиков и террористов. Это лишь версия. Кто именно стоял за трагическими событиями начала января до сих пор так и неизвестно. Экс-президент в обращении заявил, что никакого конфликта элит нет.  Но именно эти события и стали концом Назарбаева как политика. Даже если Семья совершенно непричастна к ним, то молчание и бездействие председателя Совета безопасности в критический момент хаоса и угрозы потери государственности – это уже на грани должностного преступления. Странно, не по процедуре, произошёл переход поста председателя Совбеза от прошлого президента к нынешнему. По логике должно было появиться хотя бы короткое информационное сообщение, типа «Первый президент РК, Елбасы заявил о добровольном сложении полномочий председателя Совета Безопасности РК. Согласно Конституции, Совбез возглавил президент К. Токаев». Однако, народ узнал о такой важной кадровой перемене из обращения Токаева.

 Скромно прошло и вчерашнее выступление  Назарбаева. Оно не было анонсировано ведущими СМИ страны, появилось на ютуб-канале Назарбаева, и только после этого полностью или частями его показали на ТВ, в Интернете, и процитировали в печати.

 Примечательно, что Назарбаев сразу снял с себя всю ответственность за бездействие в период массовых беспорядков. Он заявил, что в марте 2019 года передал полномочия президента Токаеву, и с тех пор является «пенсионером», находится на заслуженном отдыхе в столице. На кого рассчитаны эти слова? На полных идиотов? Как можно быть «обычным пенсионером», сохраняя за собой 4 руководящих поста в системе госуправления, в партии, в Ассамблее народа Казахстана и в фонде национального благосостояния «Самрук-Казына»?! Для Назарбаева было бы гораздо лучше заявить о своём понимании, что в такой тяжёлый период было необходимо сосредоточение всей полноты власти в одних руках, и поэтому он сложил с себя полномочия председателя совбеза. А с его трактовкой  вышло, что в прощальном обращении есть откровенная ложь.

 Обращение, видимо, символизирует, что между двумя президентами достигнута некая договорённость.  Например, такая  - Назарбаев полностью уходит из политики, все члены Семьи отстраняются от руководящих государственных и общественных постов, от любых рычагов политического влияния, но активы Семьи остаются в неприкосновенности, никто не подвергается уголовному или иному преследованию, и вообще никакие разбирательства по делам времени правления Назарбева не проводятся.

 Косвенным свидетельством достижения подобной договорённости является заявление вдруг «осмелевшего»  заместителя председателя партии «Nur Otan» Бауржана Байбека, что «не стоит всё валить на Назарбаева». Ведь неспроста он выбился из общего течения, и пошёл против «генеральной линии». Видимо, он лишь озвучил посыл, что критика Назарбаева будет уходить из официального  информационного поля, во всяком случае, на высшем уровне. Ещё одно косвенное свидетельство – интервью госсекретаря РК Ерлана Карина телеканалу «Хабар 24», вышедшее в эфир вчера вечером. Он сказал, что президент Токаев  выдвинул созидательную цель – строительство нового Казахстана, вот вокруг неё и нужно сплотиться, консолидироваться. Смысл в данном случае может быть такой: не нужно оглядываться назад, давайте смотреть вперёд и двигаться к новой большой цели.

 Юридически окончание периода Назарбаева должно быть оформлено изменениями в законе «О Совете Безопасности» и в законе «О первом президенте РК», где ему гарантирован статус пожизненного председателя Совбеза. Сам закон «О первом президенте», судя по всему, никто отменять не собирается. Также Назарбаев пока остаётся пожизненным членом Конституционного совета. Должность малозначительная, но, тем не менее. Бывший президент сохраняет и пост председателя совета по управлению фондом национального благосостояния «Самрук-Казына». Из семейства Назарбаева в политике остаётся и его старшая дочь Дарига, являясь депутатом Мажилиса. Официально до 30 января она находится в отпуске без содержания.

 Примет ли народ такие закулисные договоренности, если они имеют место? Уже начался сбор подписей под петицией об отмене закона «О первом президенте» и лишении Назарбаева и его семьи неприкосновенности. Ранее появилась петиция о возвращении столице Казахстана названия Астана. В Тадлыкоргане ещё в период волнений был снесён памятник Елбасы. Не исключено, что вопрос об ответственности бывшего президента может стать катализатором будущих социальных потрясений.

 Итак, Назарбаев и его семья отодвинуты от политики. Но завершилась ли эпоха Назарбаева? Нет, она продолжается. Лучшее свидетельство  – тот самый возможный  закулисный торг о судьбе бывшего президента и семьи. Народ, как всегда, никакого участия в этом не принимает. Народ лишь ставят в известность. Народ остаётся статистом, массовкой. Вся политическая система в лице парламента, партий, общественных организаций является лишь декорацией. Восточная, византийская система дворцовых интриг за престол и вокруг престола продолжает действовать.

 Сможет ли при таком раскладе быть полностью исключена из политики Семья? Конечно, нет. Ведь сохраняя свои несметные богатства, Семья получает возможность негласно проводить своё влияние через различные инструменты – своих людей в органах власти, СМИ, депутатов, других лоббистов, через общественников и т.д. и стремиться к реваншу. Сложно представить, что семья реально вернётся на политический Олимп, хотя бы потому, что народ уже спокойно это «второе пришествие»  не воспримет. Но семья может продвигать своих ставленников, оставаясь формально в тени.

  Сейчас активно выдвигается лозунг национализации активов Семьи. Требование справедливое. Но, в данном случае национализацию нужно проводить по закону. Вот что об этом говорится в ст. 54 закона РК «О государственном имуществе»: «Национализация может быть осуществлена в общественных интересах в целях обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан с соблюдением надлежащего законного порядка и произведена без дискриминации при условии предварительного и равноценного возмещения Республикой Казахстан рыночной стоимости национализируемого имущества и других убытков». Нужны веские основания для национализации. А чтобы возместить потерянное Семьёй имущество, при этом ещё до национализации,  не хватит и годового государственного бюджета страны! Даже нескольких годовых бюджетов не хватит, придётся выкупать в рассрочку. Национализировать в обход закона, силовым методом, или принудить к добровольной передаче государству  – это уже почти революция, тогда нужно признать правоту правительства Советской России после Октябрьской социалистической революции 1917 года  и действовать теми же методами. Это из области фантастики, чтобы Токаев взял на вооружение опыт большевиков.

 И потом, власть прекрасно  понимает, что так действительно можно зайти очень далеко. Ведь если поднимать вопрос о национализации собственности Семьи, то народ далее  может логично потребовать перехода и к следующему этапу – вообще признать незаконными итоги приватизации 90-х годов и национализировать всё, что получено через продажу госсобственности в те лихие годы первоначального накопления капитала. Народ может спросить – а где наша собственность, которую мы должны были приобрести за ПИКи – приватизационные инвестиционные купоны? А где наша доля от нефти, газа, урана? Так ведь и до реальной революции можно дойти! Между тем, Токаев дал указание ускорить распродажу государственной собственности, что только укрепит позиции крупной буржуазии, программу приватизации до 2025 года никто не отменял, там, кстати, есть и Усть-Каменогорская, и Шульбинская ГЭС.

 Поэтому эпоха Назарбаева в целом, разве что с частичными, не затрагивающими основу, изменениями, продолжается уже без него.

 Что касается роли личности Назарбаева, то он сделал то, что должен был сделать в сложившихся объективных условиях. Он взошёл на вершину власти в 1989 году, когда Советский Союз и социализм уверенно двигались к концу, в самый разгар крутых  буржуазных преобразований. На повестке дня стояли две задачи – отделить Казахстан из состава единого союзного государства  и построить капитализм. Отделение произошло тогда, когда уже отделяться было не от чего. Теоретически даже в условиях победы буржуазии могло сохраниться если не единое государство, то хотя бы единая территория со свободным передвижением, свободной сменой места жительства, общей армией и обороной, внешней границей,  хотя бы минимальным набором общих законов и общими органами союзной власти. На это и был нацелен новый союзный договор о создании ССГ – Союза Суверенных Государств. Но его не подписали из-за событий, вошедших в историю, как ГКЧП. Далее работа над договором была прервана из-за референдума на Украине.  Национальные властные элиты поняли, что гораздо лучше будет разбогатеть в условиях отдельной страны.

 Что касается строительства капитализма, то, определённый выбор, конечно, был. Можно было взять курс на государственный капитализм, с сохранением крупной промышленности в государственной собственности, а в частный капитализм передать другие, менее значимые отрасли. При этом государство берёт на себя высокую социальную ответственность за счёт поступающих в бюджет доходов госпредпритий. По этому пути пошла Беларусь после избрания президентом Лукашенко, в этом заключается и китайский путь, который сами китайские товарищи называют переходным этапом от капитализма к социализму. Но Назарбаев избрал построение олигархического капитализма, когда власть защищает интересы национальной и иностранной олигархии и сама срастается с капиталом, превращая высшую властную элиту в крупнейших капиталистов.

О роли личности в истории написано много. Самые лучшие произведения на эту тему, на мой взгляд, в марксистской философии. Например, работа Георгия Плеханова, которая так и называется -  «К вопросу о роли личности в истории». Если коротко, то Плеханов показывает, что никакой великий человек не может навязать обществу те отношения, которые уже отмирают, или те, которые ещё только зарождаются. Общественные отношения создаются т.н. «общественным человеком» и обусловлены состоянием производительных сил. «Общественный человек» - это все мы, вместе взятые, всё общество. Не было бы Горбачёва или Назарбаева, всё равно «общественный человек» Советского Союза и Казахской ССР уже жил буржуазными представлениями, жил частнособственнической психологией. Вспомните знаменитую фразу из фильма Эльдара Рязанова «Гараж»: «Я за машину Родину продал». Пророческая фраза. Да, конкретный ход исторического процесса мог быть несколько другим, но общий ход  было уже не изменить. Об этом ярко говорит в своей работе Плеханов – если бы случайно кирпич упал на голову Робеспьера, то Великая французская буржуазная революция всё равно бы произошла.

 Назарбаев сделал своё дело, построил тот капитализм, и тот Казахстан, который есть. Он должен был уйти не только в силу возраста, но и  в силу выполненной задачи. Мог уйти гораздо красивее, чем ушёл. Мог бы не подвергаться общественному осуждению и проклятиям, если бы его Семья не стала богатейшим коллективным олигархом страны. Но соблазн превращения власти в богатство оказался сильнее.

 Теперь на повестке дня уже другие задачи. Решит ли их Токаев – покажет время, но общественные отношения диктуют ему именно эти задачи: проведение буржуазно-демократических реформ. Не решит их Токаев, придётся решать другому лидеру.

 

                                                          Денис Данилевский