Это не буржуазно-демократические реформы и не «революция сверху»

Газета "Flash!"

Стрелки неумолимо ползли к отметке один час после полудня. А это «час Х», после которого должны снова отключить Интернет. Но отключения не произошло! И разве могло быть по-другому, ведь только что завершилась трансляция выступления Касым-Жомарта Токаева перед депутатами Мажилиса. Глава государства заявил о стабилизации ситуации в стране. А если стабилизация – то и Интернет должен работать бесперебойно.

 Изголодавшиеся пользователи соцсетей жадно набросились обсуждать последние новости. Конечно, номером 1 стало выступление президента. Здесь мнения были самые разные. И восхищённые, говорили о «начале новой эры», «глотке свежего воздуха», «открытой форточке», «оттепели». Но немало и тех, кто выразил разочарование, кто ожидал гораздо большего, вплоть до «революции сверху».

 Мне выступление Токаева не принесло ни восхищения, ни разочарования. Примерно этого я и ожидал. Объективно, конечно, это было самое «разоблачительное» выступление президента за все 30 лет независимости. В каком-то смысле были даже высказывания с позиций марксизма – ленинизма. Например, вот это: «Ключевыми выгодоприобретателями экономического роста стали финансово-олигархические группы. Сложившиеся олигополии серьезно ограничили развитие свободного рынка и снизили конкурентоспособность страны». Впервые на уровне главы государства было заявлено, что средняя зарплата – это совсем не тот показатель, по которому можно судить об уровне жизни. Сказал Токаев и вопиющем неравенстве, социальном расслоении, как одной из угроз общества. Реальную оценку президент дал и тем, кто получил неограниченный доступ к государственной кормушке: «Много справедливых вопросов вызывает эффективность и доступность мер государственной поддержки. Сложившаяся система ориентирована главным образом на обслуживание крупных структур по принципу: «друзьям все, остальным – по закону».

По сути, данная система еще более усиливает олигополию в экономике. Большие предприятия пользуются особыми привилегиями, подавляя конкуренцию и препятствуя проведению реформ.

Например, Банк развития Казахстана, по сути, превратился в личный банк для избранного круга лиц, представляющих финансово-промышленные и строительные группы. Мы знаем всех пофамильно. Пользуясь доступом в высокие кабинеты, они получают привилегированные условия для реализации своих проектов».

 Конечно, особый резонанс вызвали фрагменты, ярко демонстрирующие, что эпоха Назарбаева завершилась. Так, президент весьма недвусмысленно намекнул, активы каких именно людей, «богатых даже по международным меркам», могут быть выведены за рубеж, и поручил обеспечить строжайший контроль за движением этих средств. Наверное, руками и ногами народ проголосует за передачу утильсбора от частной компании, принадлежащей конечному владельцу Алие Назарбаевой, в ведение государственной организации, и снижение размера утильсбора. Дочь первого президента, став руководителем ассоциации экологических организаций, неплохо оседлала тему утильсбора и разных «мусорных» дел. Напомним, что и в строительстве в Усть-Каменогорске мусоросжигательного завода, и в дальнейшей продаже баснословно дорогой электроэнергии по 172 тенге за кВт/ч, также есть её интересы.

 Не в бровь, а в глаз характеристика президента о чиновниках, не умеющих, и не желающих общаться с народом. Если бы они умели и хотели общаться, и при этом не отделывались от назойливых посетителей и обращений отписками, о чём тоже сказал Токаев, то им бы не пришлось прятаться от разъярённой толпы, и акиматы никто бы не собирался поджигать и громить.

 Да, разоблачительная часть выступления – впечатляющая. Такого народ, действительно, ещё не слышал. А вот практическая часть намного слабее. Как президент собирается снижать  бедность? Составлением очередной программы по повышению доходов населения. Программу, конечно, напишут.  А ведь самый лучший способ не только снизить, но и победить бедность – это строительство заводов и фабрик, развитие промышленности и сельского хозяйства, увеличение рабочих мест с достойной зарплатой. Об этом в речи ничего не сказано. Один раз прозвучало слово «индустриализация», но если это будет та самая индустриализация, на которую уже потратили сотни миллиардов и триллионы, и получили предприятия – пустышки, тогда лучше вообще обойтись без индустриализации. Конечно, государство при господстве частнособственнического капитализма не занимается возведением новых предприятий. Но вот создать привлекательные условия и льготы для тех, кто желает заняться реальным производством, вкладываться в крупные проекты – это обязанность государства. Об этом ничего. Ничего и о  том, как вообще начать менять сырьевую структуру экономики. Ведь до сих пор живём советским экономическим наследием. Нового ничего так и нет!

Для расширения социальной части бюджета предложено увеличить налоги для предприятий горнорудного и горнометаллургического сектора, а также акцизы на ГСМ. Была, конечно, слабая надежда, что президент поставит вопрос о расширении доли Казахстана в соглашениях о разделе продукции по добыче нефти с иностранными компаниями. Ведь это национальное богатство лишь формально принадлежит народу, а реально пользуются им транснациональные компании европейских стран, США, Китая, России. Казахстану принадлежит лишь третья часть нефтяных доходов. Одна часть добытой нефти полностью принадлежит компании – разработчику, вторая часть идёт этой компании в счёт компенсации затрат, и лишь третья часть принадлежит Казахстану. И это не три равные части, конкретные доли неизвестны, т.к. сами соглашения никогда не публиковались для открытого доступа. Вот где резерв! Но ущемлять интересы иностранных компаний казахстанская власть, конечно, не будет. Соглашения действуют ещё до середины тридцатых, сороковых годов этого века, лишь потом их, возможно, пересмотрят.

 Вновь дано поручение контролировать цены на важнейшие продукты и товары. Это, наверное, уже 1001-е подобное поручение. Как это происходит в реальности, все знают. В Усть-Каменогорске с 10 января перестали производить относительно дешёвый кефир в мягкой упаковке. Теперь покупатели вынуждены брать кефир в твёрдой упаковке на 50 тенге дороже. И это сразу  после трагических событий, когда только в ВКО погибли трое, и ранены 211 человек!

 Что предлагается для решения острейшей жилищной проблемы – также не прозвучало. Кроме ранее озвученной инициативы выплачивать субсидии за аренду вторичного жилья для малоимущих семей.

 Для поддержки малообеспеченных и оказавшихся в трудной ситуации граждан  создаётся общественный фонд «Народу  Казахстана». Взносы в него будут обязательными и регулярными для крупного бизнеса, список которого определит правительство. Впервые президент озвучил проблему детей с тяжёлыми и редкими болезнями. Средств на лечение от таких болезней у родителей нет. Дети умирают.  Так, поддерживающее лекарство для детей, болеющих СМА (спинально-мышечной атрофией) стоит 42 млн. тенге, а принимать его нужно 3 раза в год. А укол, который полностью излечивает ребёнка, производится в США, и стоит 1 миллиард тенге. Его нужно сделать до возраста двух лет и до достижения веса в 13,5 кг.

 Фонд, это, конечно, хорошо. Но у нас и сейчас полно этих фондов. Есть Фонд Назарбаева. Причём, это частный фонд.  Туда поступают миллиарды тенге, и это только то, что известно по открытым данным. Но почему-то этот фонд вдруг оказывается конечным владельцем банков, предприятий. В каждой области есть свои благотворительные фонды. В ВКО это фонд «Парыз», но что там творится – неизвестно. Нет отчётности о поступающих средствах, расходах. Почему бы из этих фондов не оплатить уже сегодня лечение детей, больных СМА? В Казахстане по состоянию на август 2021 года было 122 таких ребёнка. Сейчас уже меньше, СМАйлики (так ласково называют этих детей) умирают. 122 миллиарда, по 7-8 миллиардов на регион, и спасено более 100 жизней. Честно говоря, идея фонда меня не очень вдохновляет. Не лучше ли ввести лечение всех этих болезней в обязанность государства за счёт бюджета и медстрахования, развивать экономику и пополнять бюджет? Ведь может появиться очередная кормушка.

 Ничего не сказал президент о судебной системе. Не заявил, что последует кадровая чистка, а ведь страна была доведена до бунта, бессмысленного и беспощадного.  А политические реформы, которых так ждали, отложил на сентябрь.

 В итоге вся речь – это презентация программы, основной девиз которой звучит так: «Богатые, крупный бизнес должны хотя бы немного поделиться». Так будут закрываться самые острые социальные проблемы. Но это текущее решение, а что в стратегии?

 И, наконец, тяжёлое впечатление от т.н. «нового состава правительства». «Тасование старой колоды» - так назвали эти кадровые назначения в соцсетях. Особое недоумение по трём позициям. Министр МВД сохранил свой пост. И это после событий 4-6 января?! Может, ему ещё и орден дать?

 Почему министром важнейшего, по сути, идеологического министерства информации и общественного развития  назначили человека, известного своими, мягко говоря, не способствующими межнациональной стабильности,  высказываниями. Речь идёт об Аскаре Умарове.  Например, вот таким: «С русскими проблемами языка и культуры – в Россию, пожалуйста. Не забывайте, что вы тут навязанная диаспора». Или характеристика Великой Отечественной войны, как «чужой войны» для Казахстана. Как будет идти теперь «общественное развитие»?

 Кроме недоумения, ничего не может вызвать и назначение на пост первого заместителя премьера Романа Скляра. Его даже повысили с поста заместителя.  Вот что, например, рассказал на пресс-конференции 26 ноября 2020 года председатель совета директоров группы компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» Анатолий Балушкин, при этом подчеркнув, что готов всё повторить на детекторе лжи:

- Господин Скляр ездит в Тольятти инкогнито и АВТОВАЗу говорит: «Мы БИПЭК кончим и АЗИЯ АВТО кончим, по-любому. Переходите к нам на костанайскую площадку. Ничего не получится, мы их задавим». Какой юридический термин этому дать? При том, что у партнеров АВТОВАЗА  глаза навыкате: «Как? Мы с вами 20 лет работали, а теперь к нам приходят и нас носом тыкают, говорят, что вы плохие.

 Вот так, налицо лоббирование интересов. Господин Скляр не опроверг эти слова, не подал в суд. И теперь такое повышение!

 Похоже, что косметическими мерами всё и завершится. В марте 2019 года, как только Назарбаев ушёл с поста президента, я писал, что задача Токаева – это буржуазно-демократические реформы. Назарбаев построил тот самый олигархический капитализм, о котором было упомянуто в выступлении перед депутатами. Теперь нужно его модернизировать, а это возможно только через буржуазно - демократические преобразования. Необходимость этих преобразований просто витает в воздухе. Но, похоже, президент так и не решается их провести. Решится ли вообще? Вероятно, понимает, что сопротивление будет. Январские события показали, каким оно может быть. По большому счёту, социальной базы для подобных преобразований в обществе пока нет. Ведь даже президентская партия «Nur Otan» не вышла и не выступила в поддержку своего лидера в самый напряжённый момент. А ведь там вроде бы миллион членов. Но они, в большинстве, были зрителями. Теперь, когда отлегло, все стали дружно высказываться, и призывать сплотиться вокруг Токаева.

 Мелкобуржуазный элемент, мелкие торговцы, владельцы киосков, торговых точек – они вроде бы и заинтересованы в таких преобразованиях, но вряд ли проявят свою активность. Крупный бизнес, наверное, не совсем доволен и предложенными мерами, ведь придётся раскошеливаться и новыми налогами и взносами в общественный фонд. Вроде бы перемен все хотят, но вот как-то организационно оформиться это желание никак не может. Быть сторонними зрителями, да писать комментарии в соцсетях, на этом всё завершается.

 А ведь некоторые комментаторы гневно писали, что ждали от президента  национализации крупных промышленных предприятий,  бесплатных квартир, высоких зарплат,  снижения пенсионного возраста и ещё много чего. Требования, конечно, правильные, справедливые. Но вы что, на самом деле решили, что Токаев на блюдечке принесёт социализм?  Всего лишь по вашему «щелчку»? Так не бывает. Почитайте историю Великой Октябрьской социалистической революции, и вы узнаете, как доставался социализм с национализацией, бесплатными квартирами, отсутствием безработицы, низкими и стабильными ценами, пенсиями и прочими социальными благами. Даже для озвученных президентом косметических преобразований, даже лишь намерения таких преобразований, пришлось пройти через ужас и жертвы января - 2022. Ничего просто так не даётся.

 

                  Денис Данилевский