Акимат Восточно-Казахстанской области в «середняках»

Газета "Flash!"

  В Усть-Каменогорске состоялось  открытие Монумента Независимости, прошло торжественное собрание, посвящённое 30 –летию провозглашения независимого Казахстана. На мероприятиях присутствовал глава правительства Аскар Мамин. В своих выступлениях он дал высокую оценку развитию и достижениям Восточно-Казахстанской области.

  25 ноября аким ВКО Даниал Ахметов отчитался перед президентом Касым-Жомартом Токаевым о социально-экономическом положении в области. Поскольку особых критических замечаний глава государства не сделал, об этом не говорится в официальном сообщении пресс-службы президента, а лишь дал несколько конкретных поручений, то можно сделать вывод, что и руководитель государства также в целом положительно оценивает и работу акима области, и  областного акимата.

 Есть ли какие-то критерии оценки работы областного акимата и акима области? Тему оценки деятельности власти мы поднимаем не впервые. 24 августа на нашем сайте и в соцсетях была опубликована статья «Может ли народ оценить работу власти?». Напомним, что с 2010 года в РК действует система оценки эффективности деятельности госорганов. К сожалению, народ Казахстана никак не причастен к оценке работы государственных органов. Такую оценку дают вышестоящие органы нижестоящим. В основном работа оценивается по статистическим показателям,  и только для республиканских ведомств и областных акиматов.  А вот оценка работы городских и районных акиматов не входит даже в эту систему.

Недавно был опубликован официальный документ под названием «Заключение о результатах операционной оценки по блоку «Достижение целей» акимата Восточно-Казахстанской области  за 2020 год. Заключение подготовлено Счётным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета РК. Именно на это ведомство и возложена функция координации работы по оценке эффективности госорганов.

Цитируем самый основной вывод: «По результатам оценки достижения целей за 2020 год деятельность Акимата оценена на 88,30 балла, что свидетельствует о средней степени эффективности госоргана».

Самый главный показатель  – «Достижение целей программы развития территории» - выполнен лишь на 62,5% (достигнуты 10 целей из 16 взятых в расчёт). «При этом доля целевых индикаторов, исполненных в полном объеме, составила 77,3% (или 34 из 44, взятых в расчет)». Итак, в прошлом году не достигнуты 6 целей из 16 и 10 целевых индикаторов из 44. Не выполнены, например, такие показатели: индекс физического объёма валовой продукции в сельском хозяйстве, доля среднего предпринимательства в экономике, выше плана уровень безработицы. В области много бедных людей. Доходы этой группы населения  ниже планируемых. Так, по плану доля доходов наименее обеспеченных 40% населения должна была составлять 20,13% от общих доходов, а по итогам года этот показатель – 19,87%.

 Тревожное положение с рядом показателей в здравоохранении и качестве жизни. Так, продолжительность жизни в ВКО в конце 2020 года составляла 70,85 лет, а ожидаемая продолжительность – 72,2 года. И ковид не является причиной невыполнения прогнозного показателя, ведь смертность от коронавируса незначительная как от числа заболевших, так и в общем объёме ушедших в мир иной.

 Просто вопиющие показатели по материнской  смертности:  плановый показатель 17,5 случаев на 100 000 родившихся живыми, реально – 45 случаев. Превышение в 2,5 раза! При этом в 2019 году этот показатель составлял 23,4 случая, за год рост почти в 2 раза. Высока и младенческая смертность. По плану 7,1 случаев на 1000 родившихся живыми, реально – 7,4. Вообще план по смертности – это какой-то жуткий показатель. В советских планах такого не было.

 Не выполняется и такой показатель, как «обеспеченность жильём на одного проживающего», план – 21,3 кв. м. на человека, факт – 20,9 кв. м. Жаль, что в целевых индикаторах нет показателя «качество нового жилья». Если бы был, интересно, сколько баллов получит акимат области за новые дома с трещинами, с проваливающимися крышами, с отлетающей облицовкой, с затопленными подвалами?

 Немало в ВКО нарушений бюджетного законодательства. Так, контрольные органы провели аудит исполнения бюджетного, финансового и прочего законодательства по бюджетным программам развития местных исполнительных органов в объёме чуть более 49 млрд. тенге. Нарушения выявлены на 6 млрд. тенге (12% от проверенного объёма). Из них финансовые нарушения на 1,489 млрд. тенге, нарушения законодательства о госзакупках – на 2,528 млрд. тенге.

 Из 87 бюджетных программ полностью достигнуты прямые результаты по 45 программам, частично – по 19, на низком уровне – по 17, вообще не достигнуты прямые результаты по 6 программам.

 Среди рекомендаций, данных Счётным комитетом, особенно много по соблюдению законодательства о  государственных закупках. Жаль, что в документе нет информации о том, что сделано по выявленным нарушениям, переданы ли факты в правоохранительные органы, какое наказание последовало для лиц, признанных виновными в этих нарушениях?

 Картина, выявленная счётным комитетом,  совсем не такая красивая и радужная, как её представил аким области на своей пресс-конференции 12 ноября в столице. Отличается она и от положения дел, представленного в отчёте главы региона перед президентом 25 ноября. Но, тем не менее, президент принял этот отчёт, и предоставил возможность продолжить работу руководителю региона с довольно средними показателями в следующем году.

 Вообще у руководителей ВКО есть существенное преимущество перед акимами ряда других областей. Поскольку Восточный Казахстан -  регион крупной промышленности, в особенности, цветной металлургии, акимы в свои отчёты включают производственные показатели.  Были запущены в эксплуатацию новые мощности  Актогайского горно-обогатительного комбината – аким рапортует об этом, хотя инвестиции частные, в том числе и кредит Банка развития Казахстана, и инициатива реконструкции и расширения комбината – частная. Открыли завод по производству тепловыделяющих сборок для атомных станций (завод «Ульба – ТВС» на территории УМЗ) – тоже красивый рапорт, хотя финансирование этого проекта  в равных долях произвели «Казтомпром» и китайская компания.

 Гиганты индустрии также позволяют решать многие социальные вопросы. Кроме солидных перечислений в бюджет, предприятия напрямую финансируют различные  социальные проекты, приобретают  материальную  базу для больниц, учебных заведений, спортивных сооружений, а также перечисляют в рамках социальной ответственности бизнеса средства в областной благотворительный фонд «Парыз».  Так создаются хорошие показатели по социальным программам.

 Было бы хорошо включить в оценку деятельности акимов и акиматов население областей, городов, районов. Но пока об этом только разговоры. Ведь если запустить реальный и объективный, без всякого давления, механизм участия населения в оценке работы власти, то может так получиться, что народ даст неудовлетворительную оценку. И что тогда делать? Отправлять акима в отставку? Это уже будут элементы прямой демократии. Поэтому пока в качестве пилотного проекта в отдельных областях для оценки работы госорганов  начали проводить социологические опросы. Но разве покажут эти опросы реальное отношение населения к работе власти, ведь  опросы проводятся по госзаказу. Разве будут исполнители «валить» заказчика? Пока всё идёт по-прежнему, и даже официальные оценки деятельности акиматов никак не влияют на кадровые решения. Вот и получается, что  аким области, где степень эффективности работы госорганов официально признана средней, может находиться на своём посту рекордное количество лет,  почти равное двум президентским срокам главы европейского государства.

 

       Денис Данилевский   

   Фото из Интернета