Транспортное «ноу-хау» имени Жаксылыка Омара

Газета "Flash!"

«Уважаемые жители и гости города Усть – Каменогорска!

 

Доводим до Вашего сведения, что с 16.11.2021 года для Вашего удобства маршрут №46 «У-ка вокзал – Детская областная больница» будет осуществлять движение по обновленной схеме. В прямом направлении «У-ка вокзал – Детская областная больница», в обратном направлении «Детская областная больница», по пр.Казыбек би далее на ул.Кокжал барака, через Центр крови на ул.Увалиева, далее на пр.Сатпаева и на Ука вокзал по ранее действующей схеме. По ул.Увалиева движение будет осуществляться в одном направлении».

Такое сообщение опубликовано на сайте центра управления пассажирскими перевозками г. Усть-Каменогорска». Обращает внимание фраза «Для вашего удобства».  Давайте посмотрим, какие же «удобства» принесёт жителям огромного района «КШТ» это нововведение. Автобус №46 теперь будет доезжать до конечной  остановки «Детская облбольница» и в обратный рейс поедет уже через т.н. «Новостройку».  Сотням и тысячам пассажиров с улицы Утепова,  чтобы выехать в центральную часть города, к центральному рынку, к УК вокзалу, теперь нужно идти на пр. Сатпаева к остановке «Общежитие». Путь неблизкий. Если на работе нужно быть в 8-00, то  выходить из дома необходимо, как минимум, на полчаса раньше, чем до изменения схемы. Народ и так выходит на остановки, едва забрезжит слабый рассвет, чтобы поймать немногие ранние автобусы, и занять место, а теперь и вовсе нужно вставать в потёмках, в шестом часу утра. Или садиться на остановках «Школа», «Черёмушки», когда автобус только едет к облбольнице,  и колесить по улицам новостроек, а это дополнительные минут 15 пути. Всё равно раньше вставать и раньше выходить. Другого пути добраться до центральных районов, охватываемых маршрутом 46, просто нет. «Маршрутка» 246 отправляется с ул. Жастар (бывшая Комсомольская). Это примерно почти километр подниматься круто в гору, преодолевая сопротивление сильного, пронизывающего ветра. На остановке «Школа» в маршрутку уже не войти, она заполняется гораздо раньше.

 Если идти к «Общежитию», то там в час «пик» шансов втиснуться в салон 46-го автобуса уже никаких. Ведь до этого он минует шесть остановок в 19-м микрорайоне с населением уже в 20 тысяч! На пр. Сатпаева автобус выходит уже забитым под завязку. Да и на линии на этом маршруте всего 3-4 автобуса.

 Вот такие «удобства» преподнесли жителям КШТ Жаксылык Омар и его подчинённые! Специально подробно остановился на транспортных особенностях левобережного района, чтобы об этом прочитали аким и его подчинённые. А то ведь они редко ходят по земле, всё больше познают мир из затонированных окон персональных служебных авто.

 К микрорайону КШТ, где проживает более 40 тысяч человек, добавился новый, 19-й микрорайон, с 20 –ю тысячами населения. Но транспортное сообщение с правобережной частью города, где расположены все предприятия, учреждения, рынки и прочие важнейшие для жизни объекты, осталось прежним. Ни одного нового автобусного или микроавтобусного маршрута за эти годы не появилось! Более того, убрали 26-й маршрут, заезжавший в новостройку. Непонятно, какие советы дал для улучшения транспортной сети в левобережье НИИ транспорта, который за 35 млн. тенге три года назад разрабатывал рекомендации по новой маршрутной схемы города!

 Аким Усть-Каменогорска Жаксылык Омар изобрёл своё ноу-хау в решении транспортных проблем.  Великое изобретение называется «продление действующих маршрутов».  Его подчинённые просто тупо продляют уже существующие автобусные маршруты в новые микрорайоны города. В 19-й район были продлены 60-й, 17-й, 46-й. Понимает ли аким города, магистр экономических наук, обладатель трёх высших образований, что автобусы не резиновые, и не могут растягиваться – нам неизвестно. Но он добавляет к 46-му маршруту ещё шесть остановок, и удовлетворённо полагает, что проблема решена. Ему невдомёк, что тот же самый автобус должен перевезти на 20-30% больше пассажиров.  При всех ухищрениях нашего неприхотливого народа, стоящего, висящего, полулежащего, давящего друг друга, всё равно предел вместимости  есть. А что делать остальным, которым не посчастливилось втиснуться в салон? На отчётной встрече с жителями КШТ и 19-го района в феврале будущего года Жаксылык Омар скажет: «Мы решили вопрос транспорта в новостройки, продлили туда маршруты». О том, что в этот район давно нужно организовать совершенно новые маршруты, магистр экономических наук и подумать не может.

 А за счёт чего власти города могут организовать новые маршруты? Такой возможности у них в сложившихся условиях  просто нет! У перевозчиков не хватает подвижного состава и водителей. Городские власти довели общественный транспорт до коллапса. В запасе у Жаксылыка Омара есть ещё одно ноу-хау – переброска автобусов с одного маршрута на другой. Именно так поступили после жалоб жителей посёлка Аблакетка и создания инициативной группы жителей этого посёлка. В рамках административных процедур жители пытаются решить проблему транспортного сообщения с посёлком. Их интересы представляет известный юрист, руководитель ОО «Право и Справедливость» Алексей Божков.  Жители рассказывают, что городской отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог не нашёл ничего лучшего, как возобновить на Аблакетку движение маршрута №27, для чего три автобуса сняли с другого маршрута и перевели на 27-й! Кстати, сегодня, в 17 часов в городском акимате состоится заслушивание по административной процедуре. Если стороны (отдел ЖКХ, ПТ и АД города и представители жителей Аблакетки) не придут к соглашению, то дело будет рассматриваться уже в суде.

 Жаксылыку Мукашевичу нужно бы запатентовать свои изобретения. Тогда он сможет получать деньги за  авторские права с любого акима или чиновника страны, который решит воспользоваться этими изобретениями, станет продлять маршруты или перекидывать транспорт с одного маршрута на другой. А если запатентовать в международном патентном агентстве, то с чиновников всего мира! Худо-бедно, тенге к тенге, глядишь, и наберётся на кофе с шоколадом.

 Впрочем,  о таком изобретении даже написана басня.  Называется она «Тришкин кафтан». Это когда на рукаве ставишь заплатку за счёт нижней части кафтана. Если Жаксылык Мукашевич не читал эту басню Крылова, советую почитать. Очень полезно. Там есть  и про «господ», которые «запутавши дела» их поправляют, как Тришка свой кафтан.  

 Аким области Даниал Ахметов на своей блестящей пресс-конференции 12 ноября  в службе центральных коммуникаций просто рассыпал перед столичными журналистами цифры о стремительном развитии Восточного Казахстана под его руководством. Устный доклад был подкреплён яркими диаграммами. Но вот почему-то глава ВКО не стал рассказывать о том, с какими неимоверными трудностями жители Усть-Каменогорска и Семея добираются до нужного места на общественном транспорте. А почему бы к ярким диаграммам темпов экономического роста не добавить изумительные фото забитых под завязку салонов автобусов? Таких фото полно в соцсетях, как и фото десятков людей, томительно ожидающих общественный транспорт на остановках и под дождём, и в лютый холод. Если уж показывать картину жизни в области, то полную, а не бравировать голыми статистическими данными. А ещё Даниалу Кенжетаевичу было бы неплохо рассказать о тех обещаниях, которые давала местная  власть  по решению транспортных проблем. Напомним некоторые из них. Так, накрылся «медным тазом» проект приобретения 85 новых автобусов для города за счёт кредита Европейского банка реконструкции и развития, хотя договор между ТОО «Транспортная компания Усть-Каменогорска и ЕБРР был подписан ещё 14 ноября 2018 г. Причина – закупаемые автобусы (производства СемАЗ) не соответствуют стандарту Евро5. Тогда городские власти решили заключить договор с АО «БРК Лизинг», подразделением Банка развития Казахстана, и приобрести те же самые автобусы сборки автозавода в Семее.

«В ходе онлайн - отчёта перед населением 26 февраля аким ВКО Даниал Ахметов коснулся темы новых автобусов для областного центра. При этом глава региона отметил, что он также ездит по городу, и хорошо видит, что автобусы в Усть-Каменогорске не лучшего качества. Вспомнив о теперь уже не состоявшемся договоре на получение кредита от ЕБРР, Даниал Ахметов отметил, что при этом «хотели поддержать бизнес г. Семей». Аким ВКО сообщил, что через несколько месяцев будет подписан договор с БРК – Лизинг (Банк развития Казахстана) и он надеется, что в скором времени в областном центре появятся сто длинномерных комфортабельных автобусов. Также выразил надежду, что это будут автобусы производства автосборочного завода в Семее» - это выдержка из статьи «ЕБРР отказался выдать кредиты на приобретение автобусов казахстанской сборки», опубликованной на сайте и в соцсетях 9 марта нынешнего года. 

 Прошло почти 9 месяцев. Но ничего не изменилось. Пока приходится лишь пользоваться транспортными ноу-хау имени Жаксылыка Омара.

               Денис Данилевский

Иллюстрация – скрин-шот сайта Центра управления пассажирскими перевозками г. Усть-Каменогорска