Жертвы «коронакризиса»

Газета "Flash!"

За девять месяцев этого года в регионе ликвидировано 208 предприятий, прошедших через процедуру банкротства, за тот же период 2020 года – 50 предприятий. Об этом в ходе брифинга в региональной службе коммуникаций рассказал заместитель руководителя департамента государственных доходов Ерик Татубаев. По его словам, в основном это предприятия малого и среднего предпринимательства, ключевой вид их деятельности – торговля, в частности оптовая, торговля техникой.  Помимо этого, в судах Восточного Казахстана за этот год было признано банкротами 81 предприятие, а в прошлом году – 63 предприятия, - сообщает Информационный центр ВКО.

 Итак, происходит то, что неизбежно должно было произойти – малый и средний бизнес разоряется, не выдержав цепкой хватки «коронакризиса». Количество обанкротившихся предприятий  выросло за год в 4 раза.  Главный вид деятельности – торговля. Эта сфера пострадала от двух факторов – коронавирусных ограничений деятельности и снижения доходов населения. Не случайно банкротятся торговцы техникой. Народу сейчас не до крупных приобретений, основную часть зарплат, пенсий, пособий приходится тратить на питание, коммунальные услуги, аренду жилья или ипотеку, лекарства.

 Несмотря на то, что в ВКО вакцинировано уже 95%  населения, подлежащего вакцинации, а в инфекционных стационарах занято чуть более 19% коек, ограничительные меры сохраняются. В частности, ограничения выходного дня, когда в субботу и воскресенье в объекты торговли, услуг, питания  могут зайти только посетители с «зелёным» статусом. Это снижает поток возможных покупателей, или желающих пообедать в кафе и ресторанах, сходить в кино или в спортивные залы.  Тем более, что количество обладателей «зелёного» статуса сокращается. Ведь те, кто сделал прививку более полугода назад, уже теряют привилегии. При этом никакого разумного объяснения необходимости таких ограничений до сих пор не приведено, не говоря уже о научном обосновании, с цифрами, диаграммами, сравнительным анализом. С научной базой по ковиду вообще плохо. Все утверждения – на «глазок», чисто субъективного характера.

 Между тем, правительство чётко и ясно уже давно дало понять, что не будет помогать МСБ. 

«Правительство не готово поддержать бизнес, который терпит убытки из-за ограничений выходного дня. Об этом на брифинге 24 августа заявил первый вице-министр национальной экономики Тимур Жаксылыков, сообщает Учет.kz
«Новых пакетов поддержки, которые  были бы оформлены, и я мог бы сказать, что мы готовы ввести, на сегодняшний день нет. Мы этого вам сказать не можем. Мы говорим, что на сегодняшний день государство ряд мер поддержки осуществляет, пока мы их расширять на данный момент не готовы. В то же время держим руку на пульсе, смотрим за ситуацией. Возможно, новые меры будут реализованы», - заявил Жаксылыков. 

 Ранее группа бизнесменов выступила с предложениями предоставить бизнесу, чьи сферы деятельности подпадают под локдаун выходного дня, льготы по арендной плате, уплате коммунальных платежей, налоговые преференции. 
«На сегодняшний день ничего из того, что перечислено, мы предоставить не готовы. Но готовы изучать любые предложения и смотреть, на какие виды конкретной помощи мы можем пойти», - сказал Жаксылыков. 

«Вынужден, к сожалению, констатировать, что основные послабления, основные возможности послаблений и снятия ограничений локдауна лежат в сфере, связанной с успешной вакцинацией и продвижением проекта Ashyq. Как только будут снижаться темпы заражения, будут сниматься эти ограничения», - подчеркнул он».

 Вакцинация идёт вполне хорошо, особенно в ВКО, где план уже явно будет перевыполнен, т.к. 840 тыс. человек получили хотя бы одну дозу, а общий план – 747 тыс. человек, Ashyq практически на всех объектах, заболеваемость снижается, но послаблений нет.

 Кроме официально обанкротившихся, нужно ещё учесть те предприятия МСБ, которые закрылись по инициативе их владельцев. На любой улице любого города можно увидеть объявления крупным текстом о продаже магазинов или кафе, салонов красоты,  других объектов бизнеса. Не счесть тех, кто остановил деятельность, но не закрывается окончательно, ждёт, может быть, ситуация улучшится. Это тысячи объектов, а за ними судьбы работников и их семей.

 О крахе многих предпринимателей говорят и цифры. Так, по данным департамента статистики ВКО, в довирусном 2019 году в области насчитывалось 20 451 предприятие, относящееся к малому бизнесу (менее 50 работников). По данным на 1 октября нынешнего года таковых 17 558. Сейчас из 16 611 юридических лиц (в это понятие не входят индивидуальные предприниматели) действующих насчитывается 10 745. Временно не работающими считаются 4 446 субъектов. Такова обстановка. И дальше, при сохранении действующих ограничений, будет ещё хуже.

 Такая тенденция, впрочем, наблюдается по всему миру. Немало экономистов, социологов, политологов, специалистов системного анализа говорят о том, что коронавирус стал хорошим поводом для тех, кто продвигает идею трансформации существующей модели капитализма в т.н. «инклюзивный капитализм». Это не является никаким заговором, такие планы озвучиваются открыто, и уже много лет, задолго до коронавируса. Кому интересно – могут почитать массу серьёзных аналитических материалов и книг очень авторитетных авторов.  Крупнейшие мировые транснациональные компании, банки, фонды создали совет по инклюзивному капитализму, к которому присоединился и Ватикан в лице Папы Римского, у совета есть интернет-сайт.  Так вот, в предлагаемой модели капитализма нет места «среднему классу», а это как раз владельцы малого и среднего бизнеса. Вот что по этому поводу говорит российский историк и социолог, директор Института системно-стратегического анализа Андрей Фурсов:

«Он подчеркнул, что на смену старому капитализму хотят принести новый ― так называемый инклюзивный.

«На форуме в Давосе доктор Шваб представил новый формат, в котором система распределения ценностей и доходов будет якобы более справедливой и равноправной. Однако в этом и состоит глобальное заблуждение. На самом деле за инклюзивным капитализмом скрывается экспроприация малого и среднего бизнеса. Глобальные игроки имеют монополию на социальные сети, социальные ресурсы и духовные факторы. Информация, наука и образование уже есть у социальных платформ, и теперь нужно лишить основную «массовку» ― мелкий и средний бизнес ― тех крох собственности, которые у них есть. Причем речь идет не только о частной собственности, но и о личной тоже — квартиры, машины и так далее», ― пояснил эксперт.

По его словам, глобальный кризис грозит общим снижением качества жизни и перераспределением ценных ресурсов.

«Вряд ли с таким переделом мира все будет складываться гладко, и сопротивление в ближайшие десятилетия будет нарастать по аналогии с тем, как сейчас постепенно нарастает сопротивление «коронабесию». Одно дело ― вирус и смерти, а другое ― те запредельные ограничительные меры, которые принимаются по всему миру. Ведь они и не соответствуют эпидемическому процессу. Понятно, что, когда рушится система и снижается качество жизни, будет очень острая социальная борьба «верхов» и «низов», — пояснил Фурсов.

Он подчеркнул, что, если даже «верхи» победят, ситуация останется опасной.

«Раньше социальной прослойкой между «верхами» и «низами» был средний класс и «верхи» могли перетащить его на свою сторону. Теперь же, когда такой прослойки не станет, люди, оказавшиеся лидерами «низов», будут становиться контрэлитой, в противовес нынешним капиталистическим элитам», ― сказал историк». (Источник https://ru.sputnik.kg/Radio/20210610/1052806155/kapitalizm-krah-sistema-krizis-borba-soprotivlenie-andrej-fursov.html ). Прогноз этот был дан в июне этого года. Цифры и факты свидетельствуют в пользу именно подобного развития событий.

 А вот в правительстве гораздо более оптимистичная картина, кабинет министров уверен, что сектор услуг начинает восстанавливаться, благодаря ослаблениям карантина. В целом экономика Казахстана демонстрирует рост за счёт крупной промышленности. Вот какие цифры привёл премьер-министр, докладывая обстановку президенту 22 октября.

  «По итогам девяти месяцев 2021 года рост ВВП составил 3,4%. Восстановления экономики удалось достичь благодаря своевременно принятым антикризисным мерам.

Как проинформировал Премьер-министр Аскар Мамин, ключевым фактором ускорения экономики является стабильный рост производства в реальном секторе (+3,5%), а также последовательное восстановление в секторе услуг на фоне карантинных послаблений. Так, объем производства обрабатывающей промышленности вырос на 5,7%. Рост строительной отрасли составил 9,7%. За 9 месяцев в стране введено в эксплуатацию 10,4 млн. кв. м жилья, что на 8% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года». (Источник – сайт akorda.kz).

 О поддержке малого и среднего бизнеса, как одной из главных экономических задач, заявил и президент, выступая на съезде национальной палаты предпринимателей «Атамекен»:

 - Подчеркиваю, наш главный приоритет – это развитие и укрепление МСБ. Без этого, устойчивости государства не будет, - сказал Касым-Жомарт Токаев

  - Правительству, совместно с «Атамекеном», следует разработать новую стратегию развития малого и среднего бизнеса, предусматривающую переход от прямой, по сути безадресной, поддержки и субсидирования бизнеса, к более рыночным инструментам и подходам. Данной, пока не решенной проблемой является то, что, несмотря на общий рост количества МСБ, сохраняется низкая доля средних компаний. А ведь именно они более устойчивы и конкурентоспособны. В связи с этим, требуются новые регулирующие и стимулирующие меры для перехода малого бизнеса в категорию среднего. Поручаю правительству, совместно с «Атамекеном», до конца текущего года принять концепцию развития МСБ до 2030 года», — отметил глава государства.  (Источник – сайт atameken.kz).

  Только было бы кому исполнять эти радужные планы в весьма символичном  2030 -м году. Почему символичном году? Многие уже позабыли, что когда - то была принята и программа «Казахстан – 2030». Полное её название «Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». Принята она в 1997 году. Любой желающий может прочитать эту программу в интернете и сделать вывод, как она выполняется через 25 лет с начала реализации и за 8 лет до её завершения. Об этой программе уже вряд ли кто вспоминает даже в коридорах власти. Предваряет программу эпиграф – казахская народная пословица: «Ничто не дальше вчерашнего дня, ничто не ближе завтрашнего».  

 

                                                                              Денис Данилевский