Есть такая популярная задачка на проверку внимательности – найди отличия. Рядом располагаются две картинки, и нужно определить, например, 10 отличий. Сумел найти все – значит, внимательность хорошая.
Но даже человек с гениальными способностями к внимательности вряд ли сможет найти хоть какие-то отличия предлагаемой новой маршрутной сети автобусов и микроавтобусов в Усть-Каменогорске от ныне действующих маршрутов. Желающим проверить себя можно зайти на сайт городского акимата, и прочитать приложение к проекту постановления об утверждении новой маршрутной сети. Этот проект размещён на сайте 19 июля и пока ещё, вроде бы, обсуждается.
Изучив новую маршрутную сеть несколько раз, я не обнаружил никаких изменений, кроме чисто микроскопических. Не удалось найти ни одного нового маршрута, как для автобусов, так и для микроавтобусов! Даже направления движения всех маршрутов по тем же улицам, по которым они движутся и сейчас! А в чём тогда «новизна» новой маршрутной сети?!
Наверное, в сохранении существующих, уже привычных для горожан маршрутов, не было бы ничего страшного, но есть важнейшее обстоятельство. Осенью 2018 года были выделены бюджетные средства для разработки новой маршрутной сети. Вот что тогда сообщали об этом в СМИ.
«Чтобы учесть все нюансы при построении новой системы общественного транспорта, городские власти даже заказали исследование по оптимизации маршрутной сети областного центра. По информации, полученной с сайта goszakup.gov.kz, для этих целей бюджет Усть-Каменогорска выделил 35 млн. тенге. Победителем конкурса стало ТОО «Научно-исследовательский институт транспорта и коммуникаций». До конца декабря специалисты НИИ должны исследовать текущее состояние инфраструктуры пассажирских перевозок, провести разовое обследование пассажиропотоков на маршрутах, проанализировать структуру имеющегося парка транспортных средств.
Согласно техспецификации проекта, исполнители должны дать рекомендации по оптимизации маршрутной сети, как на краткосрочный период, так и на долгосрочную перспективу. В приоритете - развитие экологически чистых транспортных технологий, минимизация затрат на оказание транспортных услуг, количества маршрутов малой вместимости» (источник – сайт kursiv.kz).
- Главная задача - это оптимизация маршрутной сети. Исключение дублирования маршрутов движения общественного транспорта, обеспечение транспортом вновь открывшихся районов, в том числе с увеличением пассажиропотока, вплоть до учета льготного населения, студентов и учеников, открытие новых маршрутов общественного транспорта для удовлетворения потребностей населения, - так говорил три года назад директор Центра управления пассажирскими перевозками г. Усть-Каменогорска Ернар Мустафин.
Наконец, и три месяца назад власти сообщали примерно об этих же масштабных целях «новой маршрутной сети».
«По словам заместителя акима города Армана Искакова, будут исключены дублирующие маршруты и добавлены новые.
— В настоящее время мы рассматриваем новую маршрутную сеть городского транспорта. Исключаются дублирующие маршруты, оптимизация происходит по пяти маршрутам. Дополнительно с учетом развития новых микрорайонов, а также проблемных участков, утверждаются новые маршруты. Эту работу мы планируем завершить до 1 сентября, — сообщил Арман Муктарканович» - такую информацию опубликовал в июле сайт Noks.kz.
Ни одного нового маршрута, повторюсь, я не увидел, в том числе и в быстро развивающиеся районы областного центра. Например, в 19 –й микрорайон, где проживают уже около 20 тыс. человек, не предусмотрено ни одного нового маршрута! Городские власти во главе с магистром экономики Жаксылыком Омаром просто элементарно продлили действующие автобусные маршруты 17, 46, 60 и микроавтобусные 246 и 260. Но проблему это не решает, автобусы и маршрутки теперь забиваются под завязку уже через пару остановок в 19-м районе, и дальше по пути следования жители «старого КШТ» не могут зайти в салон! Количество единиц транспорта и частоту рейсов на этих маршрутах не увеличили, полагая, что автобусы резиновые. В час пик выехать с КШТ – неразрешимая проблема!
Жители Аблакетки, возмущенные отвратительной работой городского транспорта, даже вышли на сход, и избрали инициативную группу, чтобы донести до власти свои требования. Они просят «укоротить» маршруты №4 и №25. Сейчас эти маршруты протянулись от ГЭС до племстанции (пос. Меновное) и понтонного моста соответственно. Народ пытается доказать, что будет лучше, если конечную сделают на Центральном рынке, а дальше уже пассажиры пойдут пересаживаться на другие маршруты, зато оборачиваемость на Аблакетку станет быстрее. Просят, чтобы один из маршрутов заезжал на ул. Бурова, потому что практически всё население Аблакетки лечится в горбольнице №2. Но власть глуха к этим просьбам жителей. А зачем тогда объявили об обсуждении якобы новых маршрутов? Недостаточно линий в такие городские окраины, как Меновное, Старая и Новая Согра.
Неужели вся работа НИИ транспорта и коммуникаций свелась к тому, что они рекомендовали оставить существующие маршруты?! И для этого нужно было потратить 35 млн. тенге?! Такую рекомендацию мог дать любой человек, без всякого специального образования в области организации работы транспорта!
Кстати, сами транспортники с недоумением относятся к «новой маршрутной сети».
Вот что думает по этому поводу председатель Ассоциации «Союз автоперевозчиков Восточного Казахстана» Николай Масич.
- 31 мая была создана рабочая группа по изменению маршрутной сети города. Кстати, в её составе 6 чиновников, представитель дорожной полиции, есть председатель комиссии партийного контроля «Nur Otan», секретарь городского маслихата и три депутата, директор Центра управления пассажирскими перевозками, член общественного совета города, доцент ВКГТУ, но нет ни одного представителя перевозчиков. Есть руководитель трамвайного парка Михаил Чайка, но это, всё-таки, рельсовый транспорт, а речь идёт об автобусах. Маршрутную сеть изменяют без мнения перевозчиков! Напомню, что в 2018 году НИИ транспорта из Алматы уже занимался изучением оптимизации маршрутной сети Усть-Каменогорска. На эти цели из бюджета потратили 35 млн. тенге! За что заплатили такие деньги? – сказал Николай Масич в интервью нашему сайту flashpress.kz.
Весьма скептические мнения высказываются и по поводу научных разработок НИИ транспорта и коммуникаций.
- И аким города, и аким области сегодня размахивают заключением научно-исследовательского института транспорта и коммуникаций. Так вот, в этом якобы научном заключении говорится, что за один день на всех городских маршрутах проехали 283 543 человека! И на этом основании научный институт делает заключение, что перевозчики намеренно занижают цифру перевезенных пассажиров в 3,5 раза! Сначала аким области говорил, что занижают в 4 раза! Вдумайтесь в эту цифру. В городе более 300 тысяч жителей. Получается, что все горожане, от грудных младенцев до преклонных стариков - вышли и поехали на автобусах! Поехали тяжелобольные, инвалиды, пациенты стационаров. Владельцы личных автомобилей оставили свои машины, и решили воспользоваться общественным транспортом! А у нас в городе зарегистрировано 158 тыс. автомобилей. Никто не ездил на трамваях, на маршрутках, на такси, никто не ходил пешком! Возможно такое?! А ведь этими цифрами теперь машут, как флагом, утверждая, что никаких субсидий быть не может, поскольку, дескать, перевозчики утаивают доходы, обманывают и власть, и пассажиров! – это выдержка из интервью председателя профсоюза работников предпринимательства ВКО Галины Казанцевой в статье «Стоп, машина!» в декабре 2019 года.
Оказывается, 30 января 2019 года в акимате города состоялась даже презентация проекта «Оптимизация маршрутной сети города Усть-Каменогорска». А разве было что презентовать?
Так, всё-таки, где результат «исследований» по разработке новой маршрутной сети областного центра? Куда потрачены 35 млн. тенге? Как аким города Жаксылык Омар и городской отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог могли принять такую работу и оплатить? Колоссальные деньги потрачены, а пассажиры остались при своих интересах!
Денис Данилевский