Аблакетка: ни выехать, ни приехать

Газета "Flash!"

Проблема автобусного сообщения района Аблакетка с центральной частью Усть-Каменогорска настолько «достала» жителей, что 26 сентября они вышли на сход. На сходе была выбрана инициативная группа, которая подготовила обращения в органы власти города и области.

 Рассказывает член инициативной группы Вера Томская.

- На все наши обращения в акимат мы получали стандартные отписки. Нам лишь сообщают, что раньше на Аблакетку на всех маршрутах ходил 21 автобус, а сейчас на двух маршрутах – 4 и 25 – по четыре на каждом. Мы не можем утром уехать на работу! Люди вынуждены вызывать такси, но не каждый таксист хочет ехать к нам. В семьях тратят по 30-40 тысяч в месяц на оплату такси, чтобы добраться до работы, а вечером вернуться домой! Ситуация дошла до предела, так больше нельзя! В автобусы не войти, они забитые уже с конечных остановок, на Центральном рынке не сесть! График непонятный. Можно ждать 40 минут, час, а могут подойти два автобуса через две минуты. Мы не можем отследить движение в режиме онлайн, в приложении Oskemenbus наши маршруты не отображаются, поэтому стоим на холоде, под дождём!

 Инициативная группа кропотливо отслеживала движение автобусов как с Аблакетки, так и в обратном направлении, всё фиксировала на видео.

- Наблюдая за работой общественного транспорта, мы несколько часов простояли на остановке «Центральный рынок». И увидели, что есть маршруты, на которых движение организовано хорошо. Например, 47-й подходил через каждые 10 минут, и автобусы не были переполненными. Почему в направлении Аблакетки нельзя так организовать?! – возмущается Вера Томская.

Только после этой аналитической работы были отправлены обращения в городской отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог, акиму города Жаксылыку Омару и главе области Даниалу Ахметову.

     «Жители посёлка Аблакетка на сходе 26.09.2021 г. дали оценку работы перевозчиков 25 и 4 маршрутов как крайне неудовлетворительной:

1. У этих перевозчиков никогда нет на линии автобусов в полном объёме.

2. Злостно нарушается график, и люди часами ждут автобус. Вынуждены передвигаться на такси, но и такси приезжает не всегда. А если автобус всё же приходит, он переполненный и часть людей остаётся на улице. Есть и такое, что промежуток между автобусами всего 2 минуты и один переполненный, а следом идёт пустой. При этом временной интервал между автобусами одного маршрута 30-40 минут. Это не приемлемо, так как общественный транспорт является объектом муниципального потребления.

3. Водители автобусов 4 и 25 игнорируют систему GPS и поэтому люди не могут отследить их передвижение. Кроме этого, в автобусах грязь и духота, так как нигде нет никакой вентиляции. О какой дистанции может идти речь?», - говорится в обращении.

При проведении конкурса на обслуживание маршрутов жители Аблакетки просят учесть их пожелания и требования.

«1. Признать маршруты в поселок Аблакетка социально-значимыми и подлежащими государственной дотации.

2. Укоротить маршруты № 4 и 25 и сделать интервал времени на каждом маршруте от «Причала» до «Центрального рынка» 5 минут с заездом через Городскую поликлинику №2 по улице Бурова, 61, от остановки «Центральный рынок» до конечных остановок не более 10 минут.

3. Последний автобус, идущий на «Причал», должен быть на «Центральном рынке» в 21.00

4. График маршрутов должен согласовываться между перевозчиками и соблюдаться, особенно в часы пик с 6:00-12:00 и с 16:30 до 20:00.

5. График должен висеть на каждой остановке, так как у многих нет телефона с доступом к интернету. Обо всех изменениях в графике сообщать заблаговременно. Так как мобильное приложение не всегда отображает передвижение 25 и 4 маршрутов, и люди не будут мёрзнуть на морозе в ожидании автобуса.

6. Увеличить количество автобусов до такого числа, чтобы укладываться во временной промежуток 5 минут. А также заменить маленькие ПАЗ на «Scania».

7. Требования к пассажирским перевозкам в части сидячих и стоячих мест должны неукоснительно соблюдаться.  

8. В предстоящем тендере отдать предпочтение добросовестному, ответственному перевозчику».

Во время встречи с журналистами на остановке «Клуб» жители заявили, что если их требования не будут выполнены, то они готовы на крайние меры. Но пока будут действовать в правовом поле.

- Согласно новому Административно – процессуальному процедурному кодексу мы получили право подавать иски в суд к органам власти. И этим правом мы воспользуемся. Мы вообще можем предъявить отделу ЖКХ требование возмещения материального ущерба. Пусть возмещают нам те 30-40 тысяч тенге, которые мы вынуждены ежемесячно тратить на такси, если не справляются со своими обязанностями, и не могут наладить нормальную работу общественного транспорта, - говорит Вера Томская.

 Да, городская власть за последние несколько лет довела работу городского общественного транспорта почти до коллапса. Особенно плохо стало в период, когда городом руководит Жаксылык Омар. Только в этом году мы несколько раз писали о проблемах городского общественного транспорта. К сожалению, городская власть не слышит не только пассажиров, но и перевозчиков. Один тот факт, что уже более трёх лет в Усть-Каменогорске не проводится конкурс на право обслуживания городских маршрутов, говорит о многом. Кто будет нормально работать, обновлять подвижной состав, годами находясь в подвешенном состоянии? Ни один банк не даст кредит, если нет долгосрочного договора на право работы.

Население города растёт, заселяются новые жилые массивы, такие как 19-й микрорайон, растёт число жителей на окраинах, а новые маршруты не открываются. Власть предпочитает просто тупо продлять действующие маршруты. Так, в 19-й район продлили 60-й. В итоге уже с проспекта Есенберлина он идёт забитый. Ведь там проживают десятки тысяч жителей, а маршрута всего два: 60-й и 17-й. Так же поступили и в Меновном. Туда продлили «четвёрку», и теперь этот маршрут стал одним из самых протяжённых в городе: от ГЭС до племстанции. А заложниками стали жители Аблакетки. Ведь раньше маршрут завершался у речного вокзала, автобусы быстрее оборачивались. Городской акимат живёт по принципу «латания дыр», «тушения пожара», «нам бы день простоять, да ночь продержаться», а дальше видно будет. Какие новые маршруты? Хоть бы на действующие хватило автобусов и водителей!

 Кстати, 19 июля опубликован проект постановления акимата о новой маршрутной сети. Ничего нового в предлагаемой маршрутной сети нет. В район Аблакетки будут ходить те же самые маршруты, что и сейчас, с тем же направлением движения: 4 «Племстанция – ГЭС», 25 «ГЭС – Понтонный мост», и 27 «Заводская – ГЭС».

 Определены и социально-значимые маршруты, этот список утверждён решением ВК областного маслихата от 3 марта нынешнего года. Так что это требование жителей уже давно выполнено. В перечень входят и три аблакетских маршрута. Впервые выплачивают компенсации за перевозку льготных категорий, впервые выделены и субсидии – 996 млн. тенге. Часть перевозчиков уже получили эти субсидии. Так, руководитель ТОО «Voska» сообщил, что на эти средства приобретено 17 новых автобусов.  Но почему субсидии не получили перевозчики, работающие на аблакетских маршрутах?

 Ситуация в общественном транспорте областного центра закручена в тугой узел. И власть, похоже, ничего не предпринимает, чтобы этот узел распутать. На установку электронного билетирования потратили миллиард. Но пока никаких сдвигов от этой новации нет, хотя система уже внедрена практически повсеместно, и пассажиропоток, также как и доходы перевозчиков уже можно реально отследить.

  Не слышно, например, никаких заявлений от городского и областного акимата по ситуации с дизтопливом. Солярка выросла до заоблачных цен под 300 и более тенге за литр. И даже по такой цене с трудом можно заправиться. Нужны срочные меры, чтобы обеспечить общественный транспорт соляркой в достаточном объёме и по приемлемой цене. Хоть это и частный бизнес, но функции  него общественно-значимые, влияющие на жизнь десятков тысяч людей. Доходы перевозчиков зависят от тарифа, утверждаемого городскими властями. Тариф остаётся прежним, и это верно с точки зрения интересов горожан, но компенсировать возросшие расходы на ГСМ никто не собирается. Что будет дальше с такими аппетитами «бензиновых королей»? Транспорт просто может не выйти на линию. Да что городской акимат, даже правительство молчит по этому поводу, и президент…

 А пока жители Аблакетки со страхом ждут первого снега. Они помнят, как приходилось вечером идти домой пешком от рынка, когда единственную дорогу жизни, соединяющую с городом, не могли расчистить после снегопада.

 

 Денис Данилевский

Фото предоставлено инициативной группой жителей Аблакетки