Всё-таки, наше родное государство давно превзошло великого комбинатора Остапа Бендера. Он знал 400 способов относительно честного отъёма денег у граждан. Если задаться целью и посчитать, сколько таких способов знает власть Казахстана - то посчитать все будет невозможно. Потому что отъём происходит на каждом шагу. И все способы абсолютно честные, потому что утверждены законами, постановлениями, решениями, правилами и прочими нормативно-правовыми актами. Только по закону! Но, видимо, всё мало. И власть проявляет просто чудеса изобретательности в придумывании новых способов оставить своих граждан без штанов!
«Казахстанцы смогут доплачивать за более дорогие лекарства и медизделия.
Министр здравоохранения РК своим приказом от 16 июля 2021 года утвердил правила осуществления сооплаты, сообщает zakon.kz.
Cооплата лекарственных средств или медицинских изделий осуществляется при бесплатном или льготном амбулаторном обеспечении отдельных категорий граждан РК с определенными заболеваниями (состояниями) в рамках ГОБМП (гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи) или в системе ОСМС (обязательного социального медицинского страхования), - говорится в документе.
Если пациент не хочет получать бесплатное лекарство или медизделие в рамках ГОБМП или ОСМС, он может осуществить сооплату и выбрать более дорогостоящее лекарственное средство под другим торговым наименованием.
Как отмечается, пациенту, выбирающему лекарственное средство или медицинское изделие с сооплатой, в доступной форме предоставляется полная и достоверная информация о возможности получения лекарственных средств или медицинских изделий в рамках ГОБМП или в системе ОСМС.
При отпуске лекарственного средства или медицинского изделия предлагаются все имеющиеся в ассортименте торговые наименования.
Также говорится, что пациент предоставляет письменное добровольное согласие на доплату сверх предельной цены возмещения лекарственного средства или медицинского изделия в произвольной форме. Приказ вводится в действие с 1 августа 2021 года».
Такое сообщение появилось в СМИ в июле этого года. Если перевести с казённого языка на человеческий, то вся суть этой многословной информации сводится к следующему. Если бесплатное лекарство, которое предоставляется больному, состоящему на учёте, является не очень эффективным, то больной может, если захочет, получить более дорогостоящее, и более эффективное, но при этом доплатить разницу между стоимостью бесплатного и платного медикамента. А ещё из этого следует простой вывод – значит, в список лекарств в рамках ГОБМП и ОСМС включают лекарства дешевле по стоимости и не совсем эффективные. Причём, заведомо зная об этом, если заранее предусмотрено, что за лучшие лекарства пациент может доплачивать.
Мы обратились за комментариями в министерство здравоохранения РК. На наши вопросы отвечает директор департамента лекарственной политики минздрава Бауыржан Джусипов.
Вопрос: «Почему в перечень лекарств, которыми обеспечиваются хронические больные в рамках ГОБМП и ОСМС, включены, как правило, малоэффективные лекарства? Почему нельзя в этот перечень включить более дорогостоящие и более эффективные лекарства?».
На этот вопрос дан длинный ответ, но совсем не по сути. Нам рассказали, на основании каких приказов минздрава формируется перечень лекарственных средств, входящих в ГОБМП и ОСМС. Оказывается, есть такая организация, как «Республиканский центр развития здравоохранения», которая и проводит работу по отбору и оценке лекарств. Затем список лекарств выносится на рассмотрение формулярной комиссии минздрава, и при положительном решении этой комиссии включается в перечень бесплатных лекарств. «В целях совершенствования лекарственного обеспечения населения перечень ежегодно пересматривается, включаются новые заболевания и лекарственные средства с доказанной клинической эффективностью и безопасностью», - сообщает директор департамента.
Схему включения медикаментов в список бесплатных лекарств мы теперь знаем. Но почему в этот список попадают заведомо малоэффективные лекарства – на этот самый главный вопрос нам не ответили. А ведь, казалось бы, гораздо проще сразу включить в перечень сильные лекарства. Но это, если судить с позиции лечения больного, заботы о его здоровье. А вот если судить с позиции фармацевтических компаний, фармацевтического лобби, заботы об их прибыли, тогда всё логично. Сначала эти компании получают громадные государственные средства, и средства населения в виде взносов на медстрахование, закупают не совсем эффективные лекарства, а потом ещё получают доплату за более сильное лекарство. Вот и вся причина. Только об этом вряд ли будет написано в официальном ответе.
Тем не менее, редакция задала ещё один вопрос.
«На каком основании больные должны доплачивать за более эффективные лекарства? Получается, что население платит за медицинские услуги несколько раз. В виде налогов, в том числе социального налога, который выплачиваются работодателем, взносов на медицинское страхование, выплачиваемых как работником, так и работодателем. Также за платные услуги, к которым приходится обращаться потому, что на обследование или приём к узкому специалисту, операцию в рамках ГОБМП или ОСМС громадная очередь. Теперь также доплачивать приходится ещё и за вроде бы бесплатные, но в реальности уже платные лекарства в рамках ГОБМП. Медицина уже давно стала бизнесом по выкачиванию денег из больных. Что ещё планируют внедрить в минздраве, чтобы получить больше денег с пациентов?».
Как и ожидалось, нам ответили, что всё по закону. Средства, полученные от сооплаты, входят в число источников финансового обеспечения системы здравоохранения на основе ст. 67 Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения». В том числе сооплата предусмотрена для финансирования гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи и для финансирования системы обязательного социального медицинского страхования! Вдумайтесь, финансирование БЕСПЛАТНОЙ медпомощи осуществляется и за счёт СООПЛАТЫ самого больного! Такое гениальное изобретение возможно только у нас, да, наверное, в других постсоветских странах.
Цитируем дальше. «Отдельные пациенты отказываются в получении лекарственнных средств (ЛС) и медицинских изделий (МИ), закупленных в рамках ГОБМП и ОСМС, предпочитая ЛС других торговых марок и производителей.
Отмечаем, что при регистрации ЛС и МИ предъявляются одинаковые требования к их качеству и безопасности.
Согласно статьи 77 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» граждане Республики Казахстан имеют право на обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования и сооплату.
Сооплата подразумевает под собой оплату разницы в стоимости лекарственных средств и установленной предельной ценой их возмещения в рамках ГОБМП и ОСМС.
Механизм сооплаты будет внедряться только на добровольной основе в тех случаях, когда пациент отказывается от лекарственного препарата, которое ему положено в рамках ГОБМП и ОСМС по перечню бесплатных препаратов и пожелает получить аналогичный по международному непатентованному наименованию (МНН), но более дорогостоящий препарат, с другим торговым наименованием, что дает пациенту право выбора.
Вместе с тем, учитывая, что принцип сооплаты внедряется впервые в Казахстане, запланировано проведение предварительного пилотного проекта. По итогам реализации пилота будет выработан механизм осуществления сооплаты».
Ох, уж эти привередливые «отдельные пациенты»! Им бесплатные лекарства дают, а они отказываются, хотят более дорогостоящие, не угодишь людям! И конечно, совершенно добровольно больные пойдут на сооплату. А куда деваться, если предлагаемое бесплатное лекарство не помогает? А ведь в такой ситуации могут оказаться и тяжёлые больные. 10 лет назад моя мама умирала от рака. Дело дошло уже до сильных страданий, и требовалось назначение обезболивающего. Выписали медикамент казахстанского производства. Укол помогал лишь на несколько часов. Приходилось вызывать скорую помощь. Врач скорой отвела меня в подъезд и посоветовала взять назначение на импортное обезболивающее. Оказалось, что выдать рецепт не могут, положено, как минимум две недели, принимать казахстанское. Пришлось правдами и неправдами добиваться рецепта. Добился. Австрийский трамадол бесплатно уже не выдавали, но это было совершенно неважно. Главное – облегчить страдания. После первого же укола мама проспала 15 часов. Импортное лекарство так и помогло ей уйти в мир иной без боли, во сне...
Полгода я не брался за эту тему. Но придя немного в себя, задал вопрос минздраву: зачем выписывыть онкобольным казахстанское обезболивающее, если оно не даёт такого эффекта, как импортное? Почему не включить в список бесплатных лекарств импортный трамадол? Ответ был обескураживающим: чтобы поддержать казахстанского производителя. На первом месте «казахстанский производитель» и фармацевтическое лобби, а страдания тяжелобольного человека – в последнюю очередь. Такое вот у нас «социальное государство».
Денис Данилевский
Фото из Интернета