«Совсем обнаглели! Гнать их надо!», «Только на собственный карман работают, про народ вообще не думают!», «Зачем эти понты на миллиарды? Лучше бы несколько домов построили!», «Они вообще ничего не боятся, делают что хотят», «У нас независимость. Власть вообще не зависит от народа» - примерно такие комментарии с оценкой работы власти можно в изобилии, десятками, сотнями читать каждый день в социальных сетях. Кто-то пишет открыто, кто-то под вымышленным именем. Сложно сказать – влияет ли как-то этот гнев в Интернете на деятельность властных структур. Судя по тому, что соцсети стали распространяться у нас уже лет десять назад, если не больше, но за это время мало что изменилось, и всё идёт по-прежнему, видимо, большого влияния гневные комментарии не оказывают.
А действительно, можно ли обычному человеку как-то дать оценку работы власти, официально дать, по закону, не через комментарии в соцсетях? И чтобы эта оценка имела реальное значение?
Оказывается, уже с 2010 года в стране действует система оценки эффективности деятельности госорганов. Причём, оценка даётся ежегодно. Почему же население Казахстана практически ничего не знает об этой системе оценки? И почему не участвует, почему не ставит свою оценку власти? Да потому, что народ в эту систему вообще не включили! Оценку дают вышестоящие государственные органы. Координирует эту работу Счётный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета. Оказывается, Счётный комитет является учредителем ТОО «Центр исследований, анализа и оценки эффективности». Судя по имеющейся открытой информации, число сотрудников в этом ТОО насчитывает от 31 до 40. Целая специализированная организация за счёт бюджета занимается анализом эффективности деятельности госорганов!
Что представляет собой сама система оценки? Указ президента от 19 марта 2010 года об утверждении этой системы опубликован в Интернете, любой желающий может прочитать полный текст. Вот короткая информация о системе, данная на сайте ТОО «Центр исследований, анализа и оценки эффективности»: «В настоящее время в Системе оценки предусмотрены два вида оценки: оценка результативности и операционная оценка деятельности госорганов. Оценка результативности направлена на анализ результатов деятельности госорганов по ключевым показателям, определяющим качество жизни населения. В 2020 году оценка результативности проводилась впервые в пилотном режиме на основе статистических данных и опроса населения по утвержденным показателям результативности.
Операционная оценка сосредоточена на текущей деятельности госорганов в части стратегического планирования и использования бюджетных средств, взаимодействия с населением и организационного развития. Операционную оценку по направлениям проводят уполномоченные органы, ответственные за развитие соответствующих сфер деятельности».
Много слов, но ничего не ясно? Сухой канцелярский язык мало понятен, и совсем не интересен. Тщательное изучение документа позволяет сделать вывод, что в процессе оценивания эффективности работы госорганов участвуют сотни чиновников. В ведомствах, которые имеют право давать оценку, создаются специальные комиссии. Они делают свои заключения. Затем все эти заключения сводятся воедино и отправляются в администрацию президента. Здесь готовят итоговые выводы и направляют их главе государства. А уже дело президента – какие решения принимать. Оценка готовится на основании статистических данных, отчётов самих проверяемых госорганов, результатов проверок, комиссий и т.д. Об учёте мнения народа в системе оценки – ни слова. Правда, есть пункт об учёте результатов социологических опросов. Но такие опросы проводят НПО, общественные объединения, получающие государственный социальный заказ. Вроде бы, должны учитываться и рекомендации общественных советов.
Итак, мы видим, что данные для оценки работы госорганов собираются в официальном, формальном порядке. К государственной статистике, честно говоря, особого доверия нет. Если даже в минздраве разнобой в учёте заболевших коронавирусом и скончавшихся от этого вируса – то, что говорить об остальной статистике? Один чиновник минздрава официально отвечает, что скончавшихся после вакцинации вообще нет. А через несколько дней на странице минздрава в соцсети обнародована цифра в 5 499 заболевших и 115 скончавшихся. Как после этого можно верить статистике? Или ставшие предметом насмешек данные по средней зарплате в РК в размере 251 тыс. тенге! Отчёты ведомств – это тоже сплошные цифры, там вообще нет показателей уровня жизни народа. О проверках мы вообще ничего не знаем. Можем лишь догадываться, как проходят такие проверки. Когда рассматривалось получившее широкий резонанс уголовное дело в отношении одного из чиновников управления делами областного акимата, мы узнали, что каждому проверяющему положено дарить хотя бы небольшой сувенир. Конечно, гостеприимные хозяева накрывают щедрый стол для гостей – проверяющих. И тратят на эти «представительские расходы» десятки миллионов тенге в год только в рамках одной области. Социологические опросы НПО и ОО проводят за счёт госзаказа, насколько их результаты объективны, сложно сказать. Какие рекомендации можно получить от общественных советов, если в ОС по закону третья часть членов состоит из чиновников? Неужели они будут давать рекомендации против самих себя? В итоге – никакой возможности, никакого механизма учёта мнения простого народа в этой системе нет. Официально сообщается, что лишь в прошлом году в пилотном режиме проводился опрос населения по результативности работы госорганов. В каких регионах он проводился, и каковы его результаты – неизвестно. А ведь «оценка результативности – это конкретные результаты при реализации целей и задач, направленных на рост доходов и улучшение качества жизни населения». Так и спрашивайте население напрямую – насколько выросли доходы, и улучшилась ли жизнь?
Кстати, результаты оценки работы госорганов должны предаваться гласности и публиковаться в СМИ. Ни разу не видел таких публикаций. И ещё – если в течение двух лет подряд по результатам оценки работа госоргана ухудшается, то может рассматриваться вопрос об ответственности политического госслужащего (министра или акима области) и руководителя аппарата.
Система оценки очень громоздкая, бюрократизированная. Поэтому результаты оценки за истекший год должны быть подготовлены до конца следующего года. Вот такая задержка. Т.е., сегодня, в середине 2021 года, дана оценка только за 2019 год.
И, наконец, такой оценке подлежат республиканские государственные органы, областные акиматы, а также акиматы трёх мегаполисов. Акиматы областных центров, городов областного значения, районов в эту систему не входят. Их работу оценивают акимы областей.
Посмотрим сайты, на которых публикуются данные о результатах оценки работы госорганов. В приложении к указу президента назван сайт bagalau.kz. Информация на этом сайте довольно скупая. Например, есть данные по оценке достижения целей за 2019 год. Хуже всех показатели у министерства здравоохранения – 80,85 балла. Шкала оценки такова: 90 и выше баллов – высокая степень эффективности; от 70 до 89,99 – средняя степень; 50 - 69,99 – низкая степень; до 49,99 – неэффективная деятельность. По показателю взаимодействия с физическими и юридическими лицами худший результат у министерства сельского хозяйства – 49,23. По организационному развитию на последнем месте министерство торговли и интеграции – 42,54. И что? Какие меры применены к руководителям этих ведомств? Да, руководителя минздрава сняли весной 2020 года, но уже в связи с коронавирусом. И министр сельского хозяйства лишился своей должности летом этого года, но из-за ситуации с недостатком кормов и падежом скота в ряде регионов из-за голода. Но оценка результатов их работы за 2019 год никак на них не повлияла.
На портале e-gov в разделе «Открытое правительство» есть специальная страница «Оценка эффективности деятельности госорганов». Но уже несколько дней к этой странице нет доступа! И это тоже характерный показатель. Ранее, когда я только изучал материалы для этой статьи, страница открывалась. Но ничего особенного там не найдёшь. Опубликованы отчёты министерств, областных акиматов и даже акиматов городов. Есть, к примеру, свежий отчёт минздрава за 2020 год. А вот вместо отчёта МВД – пустой файл!
По ВКО опубликован отчёт о выполнении программы развития территории за 2019 год. Кстати, все эти отчёты – очень занимательные документы. Например, по плану (!) нашего областного акимата расходы домашних хозяйств, или, говоря проще, семей, на продукты должны были в 2019 году составить 45% от общих расходов. Вот такой уровень жизни заложило руководство области в свои планы: почти половина семейных расходов – на пропитание. В отчёте нет статданных за 2019 год. Но если, допустим, посчитали 44,5%, то руководство области поработало хорошо, и план перевыполнило. Есть даже такой плановый показатель, как доля теневой экономики! На 2019 год в «тени» должно быть 21,3% от валового регионального продукта! Такой уровень власти считают, видимо, приемлемым.
А вот по г. Усть-Каменогорску опубликован отчёт о развитии территории только за 2017 год. Среди этих отчётов невозможно найти сами результаты оценки. Конкретно – плохо или хорошо поработал областной акимат ВКО? Много цифр, таблиц, но непонятно, какая же оценка дана.
Итак, получается, что система оценки работы органов власти вроде бы и есть, но никакого влияния на жизнь народа она не оказывает. Да и народ никто не спрашивает – хорошо ли власть поработала или плохо.
Известный российский публицист Юрий Мухин, много лет живший в Казахстане (до 1995 года работал заместителем генерального директора Ермаковского (ныне Аксуского) завода ферросплавов), выступал за принятие в РФ закона «Об ответственности власти». Он же с группой юристов разработал проект такого закона. Суть его в том, что на выборах избирателю выдается дополнительный бюллетень с вариантами оценки работы главы государства и законодательного органа. Если народ даёт отрицательную оценку работы за период полномочий, то следует не только отстранение от власти, но и уголовное наказание. Если хорошую – им присваивается звание героя со всеми почестями. Если нейтральную – никаких последствий. Такие предложения Юрия Мухина и его сподвижников были признаны в 2010 году Московским городским судом экстремистскими.
Конечно, наш бывший земляк, может быть, поставил вопрос и слишком остро, настаивая на уголовном наказании в случае плохой работы. Но сама идея выработки какого-то механизма ответственности власти за свою работу, принимаемые решения и результаты, вполне имеет право на существование.
В следующих публикациях будет продолжен разговор об оценке работы органов власти и о том, как учитывать мнение народа.
Денис Данилевский