Всё-таки, очень уважительно относятся к жителям Усть-Каменогорска аким города Жаксылык Омар и его начальник, аким области Даниал Ахметов. Они полагают, что все, кто проживает в областном центре, имеют такие высокие доходы, что или уже обзавелись личным транспортом, или легко могут позволить себе ездить по любому поводу на такси. Поэтому выпускать на линию достаточное количество общественного транспорта акимы считают унизительным для горожан. Ведь кто ездит на общественном транспорте? Только неудачники, лузеры, лохи, нищеброды, быдло, у которых даже захудалой машинёшки нет. Поскольку, как, видимо, считают акимы, у подавляющей части горожан благосостояние неуклонно растёт, то для оставшихся «плебеев» достаточно нескольких автобусов на маршрут. А поскольку «плебеи» не ведут ночную жизнь, рано ложатся спать, то и транспорт может ездить часов до 8 вечера.
Пригородный поезд «Оскемен1 – Алтай» прибыл на станцию «Усть-Каменогорск» в воскресенье 16 мая в 20-20. Сотни усталых дачников возвратились после выходных в город, и уже предвкушали дом, горячий душ, чашку чая. Но этим радужным надеждам не суждено было сбыться. На остановке стояла только «тройка». Затем подошёл 42-й маршрут. И всё. Народ потихоньку начал рассасываться, понимая, что ожидание просто бессмысленно. Кто-то пошёл на трамвай, чтобы проехать хотя бы часть пути,а оставшееся расстояние преодолеть пешком. Многие по мобильному телефону вызывали такси. Остались десятка полтора пассажиров – жителей района КШТ. Возглас радости пронёсся, когда мы увидели поворачивающий к нам 46-й. Но, чуть притормозив, он пронёсся мимо, уходя в парк.
Время шло. Я решил ждать «до упора», чтобы провести полный эксперимент. В крайнем случае, всегда есть вариант идти пешком, 7-8 километров – это не проблема, пока ещё «в форме», к полуночи можно добраться домой. Моих земляков с КШТ оставалось всё меньше. И вдруг в 20-55 нас осветили фары 246-й «маршрутки». Так вот оно, счастье! Торопливо занимаем места. Уже на следующей остановке «маршрутка» была полная. А после «Юбилейного» в салон набилось человек 30. Стоящие умудрялись сгинаться пополам, наклоняться вбок, проявлять другие чудеса эквилибристики. Скорее всего, эта залётная маршрутка была последней.
Утром картина такая же. В субботу, 15 мая, чтобы уехать на УК вокзал, также пришлось впихиваться в уже почти полную «маршрутку» на остановке «Школа». 46-го автобуса так и не было. В окно пассажиры увидели, что 46-й только поехал на конечную «Областная больница». А время уже поджимало, поезд прибывает на УК вокзал в 7-15, отправляется в 7-25. Мы ехали на самой первой «маршрутке» № 246, придя на остановку в 6-15, и выехав в 6-35. Кстати, приложение Oskemenbus в столь ранний час ничем не могло помочь ожидавшим на остановке – никаких данных.
Усть-Каменогорск в период правления Ахметова и Омара превращается в большую деревню. Одно из главных отличий крупного города от села – стабильная и удобная для жителей работа общественного транспорта. Это в деревне можно пройти пешком из одного конца в другой. В городе шагать 30-40 километров, даже 10, как-то затруднительно. Да, за это время было реализовано много помпезных проектов. Но от них, как говорят, «ни холодно, ни жарко». Какой толк от «Арбата», на который затратили полмиллиарда тенге, если человек не может нормально доехать на работу и с работы, каждый день этот путь превращается в испытание и настоящую битву! Что изменилось после того, как убрали разделительные полосы на пр. Сатпаева и Ауэзова, если дорога в нужную для пассажира точку становится всё труднее и труднее, ожидание нужного автобуса и «маршрутки» всё дольше и дольше?
Проблемы общественного транспорта известны давно, но они не решаются годами. Главная из них – это выделение предусмотренных законом субсидий. Власти сказали, что субсидии будут выплачивать только после внедрения электронной оплаты за проезд. Но и здесь незадача. Пока эта оплата до сих пор не внедрена, хотя валидаторы уже установлены в автобусах. Мы уже писали о проблемах с электронным билетированием ещё в феврале (статья «Грустный автобус», опубликована 9 февраля https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=2722575981386420&id=100009021347142).
В договоре, который городская власть предложила перевозчикам, много непонятного. Например, все деньги, поступившие за проезд, после оплаты пассажиром сразу перечисляются на счёт центра управления пассажирскими перевозками, и лишь потом ЦУПП будет возвращать их фирмам-перевозчикам, за минусом стоимости своих услуг. Перевозчики даже не будут в таком случае знать, сколько же они заработали! Зачем такое посредничество? При этом ЦУПП включён в программу приватизации на 2021-2025 годы. Получается, что при таких условиях будущий частный собственник станет контролировать немалые финансовые потоки!
Прошло уже три месяца, но спорные вопросы так и не решены. Власти уже больше не называют дату запуска электронного билетирования в автобусах. Получается замкнутый круг. Без электронной оплаты за проезд не будет субсидий, а систему запустить не могут. Конкурс на право обслуживания маршрутов не проводится уже почти три года! Всё это время перевозчики работают в подвешенном состоянии. Как можно нормально работать, если ты совершенно не уверен в будущем? Какой предприниматель в здравом уме станет в такой ситуации вкладывать крупные средства, например, в покупку новых автобусов?
Провалился широко разрекламированный проект приобретения 85 новых автобусов за счёт кредита Европейского банка реконструкции и развития, хотя уже было заявлено, что соглашение о выделении 5,4 млрд. тенге подписано. Оказалось, что автобусы отечественной сборки (завод СемАЗ в Семее), не соответствовали на тот момент экологическому стандарту Евро5. Поэтому ЕБРР и отказался выдать кредит. Об этом также была публикация на наших интернет-ресурсах («ЕБРР отказался выдать кредит на приобретение автобусов казахстанской сборки», 9 марта https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=2742209072756444&id=100009021347142). Теперь у наших рулевых другая идея-фикс – закупить эти же автобусы, теперь уже 100 штук, за счёт кредита Банка развития Казахстана в лизинг. Об этом глава региона Даниал Ахметов заявил на отчётной встрече 26 февраля. Срок он объявил в несколько месяцев. Прошло 2,5 месяца.
Эта же схема была применена в Семее. В 2019 году для города в лизинг (долгосрочная аренда с правом выкупа, когда из конечной стоимости вычитается сумма арендных платежей) было приобретено 170 автобусов на сумму 4,135 млрд. тенге. Вроде бы в Семее была создана почти идеальная схема предприятия с государственно-частным участием (51% - частник, 49% - государство). Но из-за того, что государство не выполнило свои обязательства, проект, по сути, провалился. Местная власть не выделяла субсидии, а только за счёт сборов за проезд невозможно финансировать все текущие расходы, да ещё и выплачивать арендные платежи за лизинг. А ведь в Семее уже давно введено электронное билетирование. В итоге теперь БРК-Лизинг грозится забрать эти 170 автобусов за долги!
В итоге, всё, за что берутся местные власти в сфере общественного автобусного транспорта, завершается провалом. Ясно одно, что ещё долго, очень долго пассажирам ездить по городу в мучениях. А ведь Усть-Каменогорском руководит человек с тремя высшими образованиями, магистр экономических наук! Какой же он магистр, если не может наладить работу общественного транспорта, не может выполнить свою первостепенную задачу?! И Ахметов, и Омар частенько выходят на лидирующие позиции в рейтингах акимов. Запихнуть бы составителей этих рейтингов в переполненные автобус или маршрутку, какое бы они тогда место отвели Ахметову и Омару?
Войти в 30-ку развитых государств мира – такая задача поставлена руководством страны. Кроме горькой усмешки и повода для анекдотов эта цель ничего не вызывает. Какие уж тут развитые государства, если мы по отдельным позициям безнадёжно отстаём даже от бывших союзных республик. В 2019 году довелось побывать в Грузии, в Батуми. Город по населению в два раза меньше Усть-Каменогорска. Никакой крупной промышленности нет, кроме морского порта. Кстати, управляет морским портом и является владельцем Батумского нефтяного терминала АО «Казтрансойл». Этот факт говорит, что экономика Казахстана гораздо мощнее экономического потенциала Грузии. Но вот в таком вопросе, как городские пассажирские перевозки, Грузия далеко впереди нас. Автобусы там китайского производства, но все новые и чистые. Водители в белых рубашках, вежливые, аккуратные. Давным-давно действует электронная оплата. Карточку можно пополнить в терминалах, расположенных на улицах и в торговых точках. Автобусы на линии до глубокой ночи. Почему-то в маленькой и бедной Грузии смогли решить такой важный вопрос. Когда я увидел поезд, идущий из Батуми в Тбилиси, то понял, что и в железнодорожных перевозках эта страна обошла нас.
А в мощном промышленном центре Усть-Каменогорске ситуация с автобусным сообщением пока совершенно безнадёжная. Остаётся только надеяться на смену власти и в области, и в областном центре. Может быть, тогда хоть что-нибудь начнёт меняться в лучшую сторону.
Денис Данилевский
На фото – пассажиры ожидают автобус на УК вокзале.