Хрен редьки не слаще

Газета "Flash!"

Всё-таки зря говорят, что правительство нынче живёт одним днём. Как в поговорке – нам бы день простоять, да ночь продержатся. Иногда власти заглядывают хотя бы на несколько лет вперёд. Вот недавно руководство страны озаботилось тем, что совсем скоро будущие пенсионеры станут получать совсем мизерную пенсию. И даже задумалось – как же помочь завтрашним старикам хотя бы сносно прожить остаток жизни. На этот счёт даже разработали проект Указа Президента «О внесении изменений и дополнений в Концепцию дальнейшей модернизации пенсионной системы РК до 2030 года». Проект был вынесен на обсуждение через портал «Открытые НПА».

 

Минимальная минимальность

Цитата: «Пенсионные системы стран мира, включая стран-участниц Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) имеют обязательный государственный компонент, обеспечивающий социальную защиту гражданам в пожилом возрасте, путем поддержания их минимального уровня жизни после выхода не пенсию и тем самым снижая уровень бедности в пожилом возрасте. Минимальные пенсии могут относиться либо к минимальному размеру пенсии в рамках какой-то конкретной пенсионной программы (базирующейся на отчисляемых взносах), либо ко всем компонентам пенсионной системы в совокупности. В настоящее время минимальные пенсии выплачиваются в 17 странах ОЭСР».

Предлагается вместо базовой пенсии (или, как её ещё называют в обиходе «президентская», или «Назарбаевская») установить минимальную гарантированную пенсию. Напомним, что базовую пенсию сейчас получают все выходящие на заслуженный отдых. Минимальный её размер составляет 54% от прожиточного минимума (в 2020 году это 17 641 тенге) при трудовом стаже в 10 лет. За каждый год стажа свыше 10 лет прибавляется 2%, и при общем стаже в 33 года размер базовой пенсии достигает 100% прожиточного минимума, это в нынешнем году 32 668 тенге.

Если бы минимальная гарантированная пенсия была установлена нынче, то её размер достигал бы 22 867 тенге. С 2028 года такой размер минимальной пенсии (70% от ПМ) смогут получать все, у кого стаж участия в пенсионной накопительной системе составляет как минимум 5 лет.

За каждый год участия в накопительной пенсионной системе будут добавлять 2%. Естественно, больше 100% от прожиточного минимума гарантированная пенсия составлять не может.

Солидарная пенсия, которая начисляется всем, кто имеет трудовой стаж до 1 января 1998 года не менее 6 месяцев, с 2028 года будет ежегодно индексироваться с опережением уровня инфляции на 2%. Обычно официальный уровень инфляции за год составляет 4-6%, значит, повышение не превысит 6-8%.

Для «поддержки штанов» решено с 2028 года установить минимальный размер пенсионной выплаты из ЕНПФ, т.е. из накопленных самим пенсионером средств, на уровне минимального размера пенсии, установленного на финансовый год. В 2020 году минимальная пенсия составляет 38 636 тенге. Сейчас самая маленькая выплата из ЕНПФ равна 54% от прожиточного минимума, и в нынешнем году составляет 17 641 тенге. Поможет ли такая мера будущим пенсионерам? В первые несколько лет после ухода на пенсию в какой-то степени поможет. Но ведь что означает увеличение этой выплаты? Просто пенсионер быстрее «съест» свои накопления, вот и всё. Не за 10 лет, к примеру, а за семь, или ещё раньше. И оставшийся «период дожития» ему придётся рассчитывать лишь на минимальную пенсию и мизерную солидарную.

Также для пенсионеров, которые работали на вредных производствах, и для инвалидов 1 и 2 группы будут повышенные выплаты из ЕНПФ. Предполагается, что продолжительность жизни этих людей меньше, чем у остальных, поэтому им будут выдавать побольше их пенсионных накоплений, чтобы они успели воспользоваться своими же деньгами при жизни.

Государство очень обеспокоено и низким уровнем пенсионных накоплений у подавляющего числа будущих пенсионеров. Так, по состоянию на октябрь 2020 г. подавляющее большинство вкладчиков ЕНПФ – 5 млн. 906 тыс. 632 человека смогли накопить всего лишь сумму до 500 тыс. тенге. Далее цифры таковы: от 501 тысячи до 1 млн. тенге — 1 590 837 человек; от 1 млн. до 3 млн. тенге — 2 348 114 человек; от 3 млн.до 5 млн. тенге — 634 188 человек; от 5 млн. до 8 млн. тенге — 238 931 человек; свыше 8 млн. тенге — 151 908 человек. Средняя сумма накоплений у тех, кто перечислял пенсионные взносы начиная с 1998 года составляет 5,8 млн. тенге у мужчин, и 4,4 млн. тенге у женщин. Получается, в среднем за год 263,6 тыс. у мужчин, и 200 тыс. у женщин. Поэтому власти решили привлечь работодателей к улучшению благосостояния народа в старости. С 2023 года предлагается, чтобы все работодатели начали перечислять условно –накопительные пенсионные взносы для своих работников. Сначала в размере 1% от зарплаты, и постепенно этот взнос дойдёт до 5%. Условно-накопительным этот взнос называется потому, что накопленные средства выплачиваются при наступлении пенсионного возраста, но не наследуются. Идея эта не нова, такие взносы планировали ввести уже с нынешнего года, но затем перенесли на 2023 год. И отсрочка дополнительных поборов оказалась весьма кстати. Сейчас в условиях коронавирусных ограничений предпринимателям явно не до заботы о будущей пенсии своих работников. Хотя бы зарплату платить, и вообще выжить. Несколько лет экономика будет приходить в себя после истерии вокруг вируса, и неизвестно, восстановится ли до коронавирусного уровня. Вполне возможно, что и в 2023 году дополнительная нагрузка даже в 1% от зарплаты будет не под силу большей части предпринимателей, и старт условно-накопительных пенсионных взносов опять перенесут на более поздний срок.

А вообще такая практика стала уже нормой – перекладывать решение государственных проблем на предпринимателей. Почему они должны решать вопрос будущих пенсий? Работодатели уже перечисляют дополнительные 5% пенсионных взносов во вредных отраслях. В государственный фонд социального страхования все без исключения работодатели перечисляют социальный налог в размере 5% и социальные отчисления (3 %). Все отчисляют взносы за работников в фонд обязательного медицинского страхования (2% в этом году). Нагрузка из-за социальных отчислений огромная, и это без учёта налогов. В Восточном Казахстане предприниматели кроме всего прочего ещё и обязаны платить работникам экологическое пособие за вредное влияние испытаний на Семипалатинском полигоне и дополнительный 10-дневный отпуск! Государство вообще с радостью переложило бы все свои социальные обязательства на предприятия, малый и средний бизнес. С подобным подходом постепенно так и будет.

Что день грядущий нам готовит?

Итак, решают ли предложенные меры по модернизации(!) пенсионной системы самую главную проблему – неизбежное обнищание поколения будущих пенсионеров? Важнейшая причина предстоящей нищенской старости – катастрофическое сокращение солидарной пенсии. На сегодня солидарная пенсия – самая главная финансовая составляющая общего размера пенсионных выплат. Но уже даже те, кто выходит на пенсию сейчас, и теоретически не могут рассчитывать на максимальный размер солидарной пенсионной выплаты. Напомним, что на приемлемый уровень солидарной пенсии можно претендовать при стаже работы до 1998 года для женщин в 20 лет, для мужчин в 25 лет. Сейчас на пенсию выходят женщины 1961 года рождения, мужчины 1957 года рождения. С большой натяжкой женщины ещё могут набрать такой стаж, тогда они должны были пойти на работу в 17 лет, в 1978 году. С учётом обучения в институте, техникуме, ПТУ, а также времени ухода за ребёнком 20 –летний стаж насчитают. Кое-как могут набрать 25-летний стаж и мужчины, для этого они должны были начать работать в 1973 году, в возрасте 16 лет. А вот максимальную солидарную пенсию из числа тех, кто уходит на пенсию в нынешнее время, уже не сможет получать никто. Ведь для этого нужно иметь стаж до 1998 года 35 лет для женщин, и 40 лет для мужчин. Значит, женщины должны были начать работать в 1963 году, а мужчины в 1958 году, едва научившись ходить.

Попробуем подсчитать, на что могут рассчитывать те, кто будет уходить на пенсию в 2028 году. Это именно тот год, с которого и планируют начать предлагаемые нововведения. Тогда пенсию станут оформлять мужчины и женщины 1965 года рождения. В 1998 году им было по 33 года. Значит, трудовой стаж для солидарной пенсии у них лет 15 в лучшем случае. Не набирают даже необходимых 20 и 25 лет. Солидарная пенсия уже будет начисляться с понижающим коэффициентом. Сейчас при 20 годах стажа у женщин и 25 годах у мужчин начисляют 60% от 46 МРП при условии достаточного заработка за любые три года, начиная с 1995 года. Максимальная сумма солидарной пенсии, на которую они могут рассчитывать – это 50-60 тысяч, при благоприятных условиях, при наличии хорошего заработка и достаточных пенсионных накоплений. Плюс минимальная гарантированная пенсия в размере прожиточного минимума. Предположим, что в 2028 году ПМ будет составлять 40 тысяч. В сумме это 90-100 тысяч. Плюс выплаты из накопительного фонда в размере минимальной пенсии. Это ещё около 40 тысяч. Всего 130-140 тысяч. Это максимум. Прожить на эти деньги, конечно, можно, но весьма сложно даже по ценам 2020 года. Каков будет уровень цен через 8 лет – трудно даже представить.

Через 10 лет, в 2038 году, если пенсионный возраст сохранится, на пенсию пойдут жители страны 1975 года рождения. У них трудовой стаж до 1998 года будет совсем мизерным, около 5 лет, и солидарная пенсия составит совсем копейки – в лучшем случае около 15- 20 тыс. тенге. Плюс минимальная гарантированная, равная ПМ. Каким он будет в 2038 году? Допустим, 50 тысяч. К этим 70 тысячам добавляем выплаты из пенсионных накоплений. Где-то чуть более ста тысяч можно набрать. Уровень цен, тарифов на коммунальные услуги, курсы валют через 18 лет – эти цифры не смогут предсказать даже самые лучшие прорицатели, экономисты, и писатели-фантасты. Ясно одно – что пенсия в размере около 100 тысяч будет на уровне нищеты.

Ну, а примерно с 2043 года, солидарные пенсии, даже в символическом размере в тысячу тенге, совсем прекратятся. Тем, кто родился в 1980 году, уже придётся рассчитывать лишь на минимальную гарантированную пенсию и свои накопления. В сумме это будет более 100 тысяч, может быть, даже и до 150 дойдёт, за счёт более длительного накопления, но что будут означать эти деньги в реалиях времени середины XXI века – неизвестно. Даже по сегодняшним меркам этого хватает на самую скромную жизнь.

 

Тонкий намёк на то, что пенсионеры – это обуза

Помогут ли предлагаемые меры снизить бедность будущих поколений пенсионеров? Эти меры, что мёртвому припарок. Ничего эти минимальные пенсии в размере прожиточного минимума не изменят. Проблема нищеты старшего поколения надвигается стремительными темпами. Она есть уже сейчас. А дальше с каждым годом нищих пенсионеров будет становиться всё больше. Понятно, что из числа этих нищих пенсионеров значительно увеличится количество получателей всяких пособий, в частности, жилищного пособия на оплату коммунальных услуг. Возможно, что будут введены продуктовые карточки для покупки минимального набора продуктов. Скорее всего, придётся открывать бесплатные столовые для пенсионеров, особенно одиноких, станет больше домов престарелых. Так или иначе, государству придётся как-то смягчать этот удар нищеты для пожилых людей. Если, конечно, капитализм у нас к этому времени не обретёт совсем жестокий характер при полном безразличии власти и олигархов к страданиям народа.

Правительство предлагает также вариант «отложенного выхода» на пенсию. Т.е., солидарная и гарантированная пенсии начисляются, но не выплачиваются. Человек продолжает работать и делать пенсионные накопления. Для каких-то сфер деятельности такое возможно. Но сложно представить металлурга, работающего в 65 или 67 лет. Нет, это не вариант. Это издевательство над пожилыми людьми.

Не стоит рассчитывать и на снижение пенсионного возраста. Накануне выборов фракция КНПК (теперь это Народная партия Казахстана) обратилась с депутатским запросом к премьер-министру. По мнению депутатов, такая мера будет способствовать не только обеспечению условий для сохранения жизни и здоровья нашего старшего поколения, но в условиях экономического кризиса, неблагоприятных прогнозов по росту экономики и нарастающей безработицы положительно повлияет на рынок труда.

Глава правительства ответил, что оснований для снижения возраста выхода на пенсию нет. Вот выдержки из ответа Аскара Мамина:

«Следует учесть, что растет соотношение числа пенсионеров к занятому населению. Если в 2010 году в расчете на 1 пенсионера было в среднем 4,8 работающих, то в 2015 году – 4,3 работающих, а в 2019 году – 3,9 работающих.

Кроме того, обзор международного опыта показывает устойчивую тенденцию увеличения доли пожилых людей, что влияет на ситуацию на рынке труда.

В среднем в мире прогнозируется увеличение доли лиц старше 65 лет более чем на 10% (с 14,3% в 2000 году до 25,7% в 2040 году), что, в свою очередь, сказывается на устойчивости пенсионных систем.

В этой связи, повышение пенсионного возраста происходит во многих странах. Справочно: к примеру, в России с 2019 года по 2028 год будет постепенно повышен пенсионный возраст мужчин и женщин на 5 лет. В 2017 году внесены поправки в пенсионное законодательство Азербайджана о том, что пенсионный возраст для мужчин и женщин постепенно будет повышен с

60 до 65 лет. В Грузии пенсионный возраст для мужчин составляет 65 лет, для женщин – 60 лет. В Латвии пенсионный возраст для мужчин и женщин постепенно повышается в период с 2014 до 2025 годы с 62 до 65 лет. В Беларуси с 2017 года производится поэтапное повышение пенсионного возраста для мужчин с 60 до 63 лет, для женщин с 55 до 58 лет.

Таким образом, повышение пенсионного возраста соответствует международной практике и складывающейся экономической и демографической ситуации в мире».

Ну и что из того, что в мире возрастёт число лиц старше 65 лет до 25,7%? Неужели мир в целом и каждое отдельное государство в частности не в состоянии обеспечить достойную жизнь старшему поколению? Именно достойную жизнь, а не рекомендацию работать подольше? Наверное, нужно не сетовать о том, что пожилых людей становится больше в удельном весе всего населения, а разобраться с причинами – почему уменьшается количество молодых людей и лиц трудоспособного возраста. Почему идёт агрессивное разрушение семейных ценностей, почему появляется целое направление тех, кто сознательно отказывается от семьи и детей, как от ненужной обузы. С такими темпами скоро в мире вообще прекратится воспроизводство населения. И что тогда? Выращивать детей в пробирках?

Как бы власти не затягивали эту проблему, как бы не рассчитывали, что она «рассосётся» сама собой, но решать вопрос миллионов стариков – бедняков всё равно придётся. И поколению, для которого пока старость также далека, как и космос, также придётся решать эту проблему уже лично каждому для себя.

 

Денис Данилевский