Электронная оплата за проезд в общественном транспорте в Усть-Каменогорске: как это будет

Газета "Flash!"

В некоторых автобусах в областном центре уже появились валидаторы – устройства для электронной оплаты за проезд. Пока они стоят бездействующими, хотя красная лампочка горит. Самый первый этап внедрения системы электронного билетирования в Усть-Каменогорске, о которой так долго говорили, начался.

Проект реализуется в рамках государственно-частного партнёрства. Со стороны государства контроль осуществляют управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО и отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Усть-Каменогорска. Мы обратились с просьбой подробно рассказать, как будет внедряться и функционировать электронная оплата за проезд. На наши вопросы отвечает руководитель областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Нуржан Жумадилов.

- Расскажите о компании, которая занимается внедрением электронного билетирования в Усть-Каменогорске? Какой опыт работы у компании, в каких городах ею уже были внедрены подобные системы?

«Внедрением системы занимается компания ТОО «IBA-Казахстан». Это подразделение международного холдинга IBA Group.

IBA Group — один из крупнейших системных интеграторов, разработчиков, производителей и поставщиков информационных технологий в Центральной и Восточной Европе. Штаб-квартира компании находится в Праге.

Проект в Усть-Каменогорске - далеко не первый для компании.

IBA Group реализовала масштабные проекты по автоматизации транспорта в Беларуси. Сразу несколько проектов были запущены в Минске: в наземном транспорте, метрополитене и на железной дороге.

В рамках проектов было разработано и установлено оборудование в более 3 тысячах транспортных средств, а также на двух ветках метрополитена, поездах городских линий и пригородных автобусах. Это более 15 тысяч валидаторов, 8 тысяч компостеров и 400 турникетов метро. Также в 5 белорусских областях были разработаны и внедрены системы диспетчерского управления пассажирским транспортом. Специалисты компании разработали мобильное приложение, которое предназначено для информирования и удобства пассажиров. Оно успешно работает во многих городах Республики».

- Что будет представлять данная система в Усть-Каменогорске? Сколько автобусов будут оснащены системой, сколько трамваев?

«В городе будет внедрена новая система, которая включает в себя создание систем диспетчерского управления, информирования пассажиров и оплаты на базе бесконтактной транспортной карты.

Новая система будет работать во всем транспорте города: автобусах, трамваях и микроавтобусах».

- Как будет вестись учёт оплаты, где пассажиры смогут приобрести карточки для оплаты?

«Транспортные карточки пассажиры смогут приобрести в специальных точках продаж, установленных в городе. В точках продаж будет все необходимое оборудование, которое позволит производить запись проездных тарифов на транспортные карты.

На транспортную карту можно одновременно записать несколько видов проездных билетов. В таком случае при оплате система автоматически выберет наиболее выгодный для пассажира тариф.

Для оплаты проезда пассажир должен приложить свою транспортную карту к валидатору, который установлен в салоне. При успешной оплате валидатор издаст звуковой сигнал и на экране отобразится соответствующая запись. Если оплата по какой-либо причине не прошла, это также отразится на валидаторе. При повторном прикладывании транспортной

карты к валидатору отобразится баланс проездного документа, с которого была совершена оплата.

Контроллеров, в свою очередь, оснастят специальными служебными картами и терминалами. Контроллер с помощью своей служебной карты сможет блокировать систему на время осуществления проверки.

Для подтверждения оплаты проезда пассажир прикладывает свою транспортную карту к портативному терминалу контроллера. В этот момент на устройстве отображается результат проверки: был ли проезд оплачен или не нет.

Учет оплаты ведется в автоматическом режиме. Все факты оплаты проезда фиксируются в оборудовании на борту транспортного средства и передаются на сервера системы для дальнейшей обработки».

- Можно ли будет рассчитаться платежной карточкой или через QR- код с помощью телефона?

«Внедряемая система гибка к изменениям и дополнениям. На начальном этапе она предоставляет базовый функционал по оплате проезда наличными и транспортными картами.

В дальнейшем предусматривается внедрение возможности оплаты с помощью банковской карты, смартфона и других бесконтактных устройств».

- Как будут рассчитываться пассажиры, имеющие право на льготный проезд?

«Для пассажиров, которые имеют льготы на проезд в транспорте, разработаны отдельные карточки. Они будут отличаться от карточек обычных пассажиров по цвету.

Льготные карты будут зеленого цвета, на них будут нанесены личные данные владельца».

- Сохранится ли возможность в определенных случаях рассчитаться наличными (например, для приезжих, только с поезда или самолёта), или расчёт будет только безналичный?

«Да, возможность оплаты наличными сохраняется. Пассажиры смогут оплатить поездку у водителя в салоне транспортного средства. При оплате водитель выдаст чек.

В кабине водителя будет установлен бортовой компьютер и терминал для фиксации оплаты проезда от пассажиров, которые расплачиваются наличными. Оплата наличными также фиксируется в системе, благодаря чему обеспечивается полный учет всех перевезенных пассажиров».

- Предусматривает ли система контроль соблюдения графика движения общественного транспорта и возможность отслеживания маршрута движения для пассажиров через смартфон?

«Да, внедряемая система предусматривает контроль соблюдения графика движения и возможность отслеживать транспорт через смартфон.

Одна из составных частей всей системы - это система диспетчеризации городского транспорта. В рамках нее создается центр диспетчерского управления, который будет, в том числе, контролировать соблюдение графика движения. Система диспетчеризации позволяет вести автоматизированный учет, контроль и анализ движения всего транспорта в городе. Теперь у диспетчера появится двусторонняя связь с водителем и возможность оперативно менять маршрут движения в связи с дорожной ситуацией.

У пассажиров, в свою очередь, появится мобильное приложение, которое в режиме реального времени покажет время прибытия транспорта на остановочный пункт. Приложение можно скачать на смартфоны с операционными системами Android и iOS, оно полностью бесплатно».

- В Усть-Каменогорске планируют закупить 100 новых автобусов. Также перевозчики обновляют подвижной состав, на тендере может победить другой перевозчик. Как будет устанавливаться оборудование на новые автобусы?

«Система предусматривает снятие и установки оборудования в новые транспортные средства».

- На какой стадии сейчас внедрение системы электронного билетирования? Система будет запущена вся сразу, или пройдёт тестирование в пилотном режиме на нескольких маршрутах? Когда планируется полное внедрение системы?

«Для пассажиров система будет запущена сразу и на всех видах транспортных средств в городе.

На данном этапе запущен дата-центр, происходит монтаж оборудования в транспорте, идет процесс обучения персонала, а также разворачивается программное обеспечение. Также уже изготовлены транспортные смарт-карты.

Запуск системы планируется до конца 2020 года».

 

Агентство «Восточный экспресс»