Фонд недоступной медицинской помощи. За что платим?

Газета "Flash!"

Ещё не так давно на официальном сайте Фонда обязательного социального медицинского страхования РК ежедневно обновлялись данные о сумме поступивших взносов. Теперь таких данных нет. Последняя финансовая отчётность – за 2018 г. И годовой отчёт о деятельности фонда также лишь за 2018 год. Нет таких данных и на странице фонда в соцсетях. Так и не удалось найти цифру – сколько же средств собрано на страховую медицину.

Кое-какие сведения о финансовой составляющей страховой медицины можно узнать лишь из интервью нового председателя правления ФОСМС Болата Такежанова интернет-сайту Tengrinews.

«Общий бюджет фонда в 2020 году составляет 1,6 триллиона тенге, из них на гарантированный бесплатный объем медпомощи приходится больше 1 триллиона тенге, а средства ОСМС составляют 570 миллиардов тенге.

Финансирование пакета ОСМС сложилось из накопленных на 1 января 2020 года средств в размере 251 миллиарда тенге, поступления за 1-е полугодие этого года составили 260 миллиардов тенге. При этом более половины суммы поступлений в этом году, 147 миллиардов тенге – это взносы государства за социально уязвимые слои населения, чуть меньше трети, 76 миллиардов тенге – отчисления работодателей, оставшаяся часть, 37 миллиардов тенге, приходится на взносы физических лиц. Остаток активов ОСМС на 1 июля 2020 года составляет 361 миллиард тенге».

Государственный бюджет также направил колоссальные средства на борьбу с коронавирусом. Эти цифры назвал министр здравоохранения Алексей Цой.

«В целях предупреждения возникновения и распространения коронавирусной инфекции всего Министерству здравоохранения было выделено средств на общую сумму 114 миллиардов 826 миллионов тенге.

"Из них 40 миллиардов 58 миллионов из резерва правительства. Конкретно на 21 миллиард 184 миллиона - приобретение средств индивидуальной защиты. 2 миллиарда 30 миллионов - закуп лекарственных средств, медицинских изделий. 2,5 миллиарда выделено на закуп лабораторного оборудования, тест-систем для определения коронавируса. 100 миллионов тенге на закуп услуги по разработке и выпуску наборов реагентов для выявления коронавируса.

13,7 миллиарда тенге на услуги по оказанию лабораторных исследований методом ПЦР. 310 миллионов тенге на закуп аппаратов ИВЛ отечественного производства для оснащения автомобилей скорой медпомощи. 131 миллион тенге на эвакуацию граждан. Из средств республиканского бюджета выделено 74 миллиарда. 19,5 миллиарда тенге на медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями в инфекционных, провизорных и карантинных стационарах. 40,4 миллиарда на стимулирование работников, задействованных в проведении карантинных мероприятий. 14,8 миллиарда тенге на создание трех быстровозводимых комплексов для размещения инфекционных больных", - сказал министр на онлайн-брифинге в СЦК. Кроме этого министр запросил ещё 42 млрд. тенге на увеличение числа лабораторий для проведения тестирования на коронавирус.

При этих громадных цифрах - что мы имеем? Люди не могут обратиться в поликлинику, не могут вызвать врача, не могут лечь на плановую госпитализацию в стационар, тяжелобольные люди лежат дома без всякой медицинской помощи. Даже при экстренной

госпитализации родственникам приходится покупать лекарства, т.к. имеющиеся в стационаре не очень эффективны, предметы гигиены, приносить тарелку, ложку, чашку.

Симптомы коронавируса не являются гарантией госпитализации. Больные лечатся дома, по телефону. Такой вид «лечения» ещё совсем недавно было трудно даже представить! И даже в тяжелом состоянии не всегда госпитализируют! И даже после госпитализации приходится искать лекарства, оборудование, в том числе кислородные аппараты! Больницы уже идут по миру с протянутой рукой! Вызов скорой приходится ждать часами! Лекарств в аптеках нет, самых простейших. Бесплатного тестирования нет, средства индивидуальной защиты бесплатно не раздают. Бесплатной вакцины тоже не будет, об этом уже заявили на самом высоком уровне. Чуть ли не в каждом магазине есть ящик для сбора пожертвований для больных, нуждающихся в дорогостоящей операции, мольбы о помощи идут и по телевизору, и в соцсетях, дети и взрослые обречены на гибель, если не найдут денег на операцию.

Многие в такой ситуации просто перестали обращаться в больницу, и лечатся самостоятельно, правдами и неправдами добывая лекарства. Врач, находящийся на пенсии, помогает советами и рекомендациями полутора десяткам людей, которые лечатся сами с симптомами КВИ! Они не хотят обращаться в больницу, потому что уже не верят в оказание реальной помощи, и боятся, что в госпитале они точно заразятся, и уже в тяжелой форме! На тестирование они не идут, потому что это дорого, а бесплатное тестирование только в случае госпитализации. Поэтому они сами принимают решение, что вылечились, по собственному самочувствию. Вот до чего дошла наша система здравоохранения – до самолечения.

Заложниками этой системы становятся и рядовые врачи, работающие на износ, выслушивающие упрёки больных и их родственников, погибающие на рабочем месте.

Так зачем нам медицинское страхование? Для чего все мы ежемесячно платим эту дань? На сайте фонда читаем о миссии медицинского страхования: «обеспечение равного доступа населения к медицинской помощи с доказанной эффективностью», «финансовая защита населения от непредвиденно высоких расходов на медицинскую помощь». Выполняется эта миссия?

«Министр здравоохранения РК Алексей Цой заявил, что в деятельности Фонда медицинского страхования ожидается «перезагрузка»:

1. Абсолютно прозрачная политика по всем статьям расходов фонда, направленным на медпомощь, полная подотчетность перед населением и потребителями медицинских услуг.

2. Повышение эффективности и качества бизнес-процессов в отношениях с поставщиками, оптимизация и пересмотр внутренних операционных и капитальных затрат.

3. Фонд является полноценным участником «слышащего» государства.

Из-за недостатка информации за время существования фонда появилось много слухов, недостоверных новостей и домыслов о деятельности организации, поэтому решено улучшить настройки каналов обратной связи, проактивность станет обязательной в информационной политике. Для оценки качества работы Фонда и обсуждения дальнейшей работы по улучшению деятельности будут созданы экспертные площадки из числа профессионалов, экономистов, финансистов», - сообщается на странице фонда в Facebook.

Всё это хорошо и нужно. Но при таких печальных результатах возникает вопрос о целесообразности страховой медицины вообще. Получается, что мы платим за медицину несколько раз. Налоги, страховые взносы, а потом ещё и сами покупаем лекарства,

оборудование, средства гигиены, посуду, за платный приём и платное обследование. Может быть, честнее будет объявить медицину полностью платной? И пусть выживают те, у кого есть деньги, а бедные…

И, наконец, ещё несколько цифр. В 1986 году в Казахской ССР было госпитализировано 3 млн. 966 тысяч человек. По ВКО и Семипалатинской областям 243,4 тыс.+205,5 тыс.= 448,9 тыс. человек. И это только в больницах, входивших в систему Минздрава. Было ещё множество ведомственных больниц (МВД, железнодорожные). В Усть-Каменогорске знаменитая медсанчать №2, лечившая работников УМЗ, подчинялась министерству среднего машиностроения СССР. По этим больницам была отдельная статистика. Так вот, даже по системе минздрава в день госпитализировалось в среднем 10 865 человек! И лечились они не максимальные 10 дней, как сейчас, а до полного выздоровления. Сам пролежал в больнице дважды, 39 дней и 43 дня, и меня вылечили. За счёт этого лечения живу полноценной жизнью до сих пор. И всё лечение совершенно бесплатно!

Амбулаторных приёмов в поликлиниках, либо вызовов врача на дом в 1986 году в Казахской ССР насчитывается 159 млн. 535 тысяч. Только в ВКО и Семипалатинской областях было почти 19 млн. амбулаторных приёмов и вызовов врача. (Все данные из справочника «Народное хозяйство Казахской ССР», 1987 г.). И это также только по статистике минздрава. Получается в среднем по Казахстану в день 437 тысяч приёмов и вызовов врача на дом! И всё прекрасно работало! Никаких консультаций по телефону. Но это была великая система здравоохранения, а не как сейчас, «бизнес-процессы».

 

Денис Данилевский