Вирус мутирует, а больницы переполнены

Газета "Flash!"

«Казахстанцы стали легче переносить заболевание коронавирусом, заявила советник министра здравоохранения РК по лабораторной службе Жанар Сулейменова 22 июня на брифинге в СЦК.

По ее словам, на сегодня стало больше регистрироваться случаев бессимптомного носительства и легких форм заболевания КВИ.

«Это говорит о том, что происходят генетические видоизменения структуры болезни. Случаи тяжелых форм пневмонии, которые мы наблюдали, уже фиксируются не в таком количестве», - цитирует Сулейменову МИА «Казинформ».

 Какие-то противоречивые заявления делаются чиновниками от медицины. Вот и в данном случае чиновница говорит, что стало больше бессимптомных носителей и лёгких форм болезни. Значит, меньше поводов для госпитализации. Совсем недавно минздрав распространил ответы на самые популярные вопросы по КВИ. И среди них – ответ на вопрос - почему госпитализируют не всех больных даже при наличии положительного теста на коронавирус методом ПЦР?

«В стационар не кладут бессимптомных (нет никаких признаков) и с лёгкой степенью (температура до 38 градусов, покраснение, першение в горле, заложенность носа, небольшой кашель). Они наблюдаются врачами на дому» - такое пояснение даёт минздрав.  Госпитализируют лишь пациентов со средней и тяжелой степенью (температура выше 38 градусов, одышка, общее недомогание, пневмония) с положительным результатом ПЦР.

 Ещё ранее появилось заявление Всемирной организации здравоохранения, что вероятность передачи вируса от бессимптомных носителей очень мала и встречается крайне редко. После этого заявления бессимптомных в Казахстане стали считать отдельно, не включая их в общую статистику.

 Итак, бессимптомные и с лёгкой степенью болезни не госпитализируются. И таковых становится всё больше. В то же время в Нур-Султане, Алматы, Актобе и ряде других регионов больницы переполнены. В столице даже вновь, как и в период ЧП и карантина, отказывают в плановой госпитализации и плановом медицинском обслуживании!  

В воскресенье 21 июня на телеканале «Хабар» прозвучала информация, что в Восточном Казахстане стопроцентная занятость коек в инфекционных отделениях. При этом в ВКО не самая большая заболеваемость по стране. 

На 23 июня 2020 года в ВКО зарегистрировано 460 случаев КВИ. Вылечилось 165 человек, 1 летальный исход. Значит, судя по статистике,  в больницах находятся 294 человека с диагнозом КВИ.

 На пресс-конференции 30 марта, накануне введения ещё самых первых ограничительных мер со 2 апреля в г. Усть-Каменогорске и Семее, руководитель управления здравоохранения ВКО Илияс Мухамеджан сообщил, что по области будут развёрнуты 913 инфекционных коек, 1000 провизорных коек (в провизорных отделениях находятся те, у кого подозревают инфекцию) и 4500 карантинных коек.  Выходит, что на сегодня заполнена лишь треть инфекционных коек, о какой же стопроцентной заполняемости идет речь? Может быть, имеется в виду стопроцентная заполняемость в городах Усть-Каменогорск и Семей? Или развёртывание этих коек стало лишь обещанием, а реально ничего сделано не было?

 Также непонятно, сколько из находящихся сейчас в больницах пациентов болеют в тяжёлой степени, сколько в средней степени? Сколько человек переносят КВИ в лёгкой степени и в госпитализации не нуждаются? Сколько выявлено бессимптомных носителей? Этой информации нет ни на сайте областного управления здравоохранения, ни на странице облаздрава в Facebook. Информацию о заболеваемости в области мы получаем лишь от пресс-службы акима ВКО. Мы обратились с запросом в областное управление здравоохранения, но пока поступит ответ, информация уже устареет, но хотя бы даст общее представление о категориях больных и заполняемости в инфекционных отделениях.

Напомним, что 12 июня было принято постановление главного государственного санитарного врача ВКО о продлении ограничительных мер до 1 июля. В Семее в связи с увеличением числа заболевших введены дополнительные  ограничительные меры с 23 июня. В городе вернулись к системе пропусков и движению пешеходов и транспорта по принципу «чётный – нечётный день», вновь закрыты многие объекты торговли, обслуживания, спорта. В выходные дни не работает общественный транспорт, в будни  график его движения сокращен. Эта ограничительная мера вызвала больше всего критики. Из-за уменьшения количества транспорта на линии и частоты движения, автобусы ходят переполненными. Эффект обратный, не снижение контактов, а их резкое увеличение. А как быть горожанам в выходные, если возникла острая необходимость передвижения на дальние расстояния? Как выехать на дачи? Такое положение продлится в Семее до 1 июля.

 Что будет после 1 июля? Судя по динамике прироста заболеваемости, ограничительные меры в ВКО могут быть не только продлены, но и ужесточены. Вот цифры за последние 8 дней. 15 июня +3, 16.06. +12, 17.06. +21, 18.06 +35, 19.06. +34, 20.06. +28, 21.06. +34, 22.06. +31. Итого с 15 по 22 июня прирост заболевших с 265 до 460. Количество выздоровевших за это время выросло со 113 до 165. В Семее прирост за эти дни на 103 случая, в Усть-Каменогорске – 61. Обращает внимание, что основной прирост идёт от тех, кто сам обратился в больницу с признаками ОРВИ – таких за эти дни 147 человек, 1 обратился с признаками пневмонии. Получается, что 147 человек из 195 новых случаев КВИ – это те, кто сам обратился за медицинской помощью с признаками ОРВИ. Почти все оставшиеся случаи – это проверка лиц, контактировавших с носителями КВИ.

 Итак, завозных случаев практически нет, вирус распространяется внутри региона. Если заболевшие ОРВИ не входили в число контактных лиц, общавшихся с носителями вируса  ранее, то откуда у них инфекция? Подхватили от бессимптомных? Интересно, какова статистика заболеваний ОРВИ в целом за эти дни? Подавляющее число больных с признаками ОРВИ, если не все, оказываются с вирусом. Интересная тенденция. И непонятный всплеск ОРВИ в разгар лета. Кстати, почему-то и вирус не гибнет от жары.

Какое решение будет принято 1 июля? Какова будет ситуация в целом по стране? Врачи, специалисты высказывают разные мнения. Есть мнение, что на спад распространение вируса пойдёт лишь в конце июля – начале августа. Понятно, что если будут введены новые ограничения, это самым негативным образом скажется на экономике, и без того находящейся в суровом кризисе, и на положении миллионов жителей страны. Как снизить распространение вируса и не ввергнуть народ в нищету и голод? Эту задачу предстоит решить власти. Главное, чтобы потом, когда вирус утихнет, станет обычным, всё не осталось, как прежде.

 Разве не должны понести ответственность и сесть на скамью подсудимых те, кто все эти годы разваливал медицину, насиловал здравоохранение бесконечными реформами? Разве не должны ответить те, кто принимал решение о снижении количества коек, кто способствовал тому, что за 10 лет, с 2009 по 2019 годы,  число коек уменьшилось со 121 тысячи до 96 тысяч?  А если уж брать показатели советского периода, то в 1986 году в Казахстане было более 216 тысяч больничных коек. Да разве дело только в койках? Этих разрушителей не нужно приговаривать к лишению свободы. Пусть пожизненно, до ухода на пенсию в 63 года, работают в больницах санитарами. Но, конечно, такой процесс не состоится. Ведь они скажут в своё оправдание, что  были всего лишь исполнителями.

 Да, установки шли сверху, рекомендации спускались из всяких международных структур, вроде ВОЗ. Но уж точно никто не давал властям Восточного Казахстана приказ ликвидировать БСМП в Усть-Каменогорске. Это уже чисто местное изобретение. Напомним, что больницу закрыли пять лет назад, в 2015 году. И с тех пор больничные корпуса стоят пустующими, приходят в негодность, а территория вокруг больницы превратилась в пристанище бомжей,  алакашей и прочих «несознательных элементов». Один раз на ремонт больницы уже выделяли 150 млн. тенге, но теперь всё придётся ремонтировать заново. Кстати, один из аргументов, который выдвигали чиновники при принятии решения о закрытии – «БСМП невыгодно содержать»! Вот тех, кто поставил подпись под этим решением, и тех, кто с пеной у рта доказывал, что у БСМП лишь одна судьба – закрытие, хорошо бы приговорить к работам на восстановлении больницы. Но будет ли она восстановлена? Руководство города уже заявило, что в одном из корпусов будет располагаться центр занятости.

Конечно, не будет никаких судов, и никаких приговоров. Потому что тогда возникнет закономерный вопрос – а судьи кто? И цепочка потянется на самый верх. И разве только здравоохранение разрушали? Но остановить разрушение и гниение просто необходимо!

 Мы не знаем всей правды об этом вирусе, о его возникновении, реальной угрозе, пока лишь смутно можем представлять – каким станет мир после вируса. Можем лишь догадываться и строить предположения о том, как власть использует этот вирус для новых технологий управления массами.  Но ясно одно.  Этот вирус размером в тысячные доли микрона оказался самым лучшим контролёром, самым лучшим инспектором. Вирусу ведь взятку не дашь.

 

         Денис Данилевский