Выводы рабочей комиссии: госзакупки по ремонту дорог в Усть-Каменогорске были проведены правильно

Газета "Flash!"

Коротким было заседание рабочей комиссии, созданной по распоряжению акима области Даниала Ахметова, для рассмотрения обращений руководителей ТОО «ДСУ №14» Александра Федосова и ТОО «ГРК «Топаз» Болата Багадаева.

Заседание состоялось вечером 5 июня. Выступили руководители ряда ведомств областного и городского уровня. Они подтвердили то, что говорили и ранее. Заявка ТОО «ДСУ №14» на участие в конкурсах по среднему ремонту дорог областного центра, которые проводились по особому порядку, была отклонена правильно, поскольку ТОО зарегистрировано в Кокпектинском районе, а работы проводятся в Усть-Каменогорске. А в условиях ЧП и карантина подрядчик должен располагаться в пределах той административно-территориальной единицы, где будет делать ремонт. Александр Федосов ранее пытался доказать, что поскольку карантинные меры были объявлены областным штабом, то такой административно-территориальной единицей является вся область. К сожалению, постановление правительства об особом порядке госзакупок не даёт чёткого толкования на этот счёт. Поэтому комиссия по проведению госзакупок имеет возможность произвольного толкования. Как всегда, закон оставляет шанс для всякого рода лазеек. Сделано это преднамеренно, или в силу низкой компетентности разработчиков таких законов и правил, и тех, кто эти нормативные акты принимает - это уже другой вопрос.

По закону произошло и уменьшение расходов городского бюджета Усть-Каменогорска. Под этим предлогом были отменены два конкурса на ремонт улиц Шоссейная и Виноградова. Городская бюджетная комиссия приняла решение об отмене этих конкурсов 5 апреля, на следующий день должны были подвести итоги конкурса. Руководитель городского отдела финансов сообщил, что кроме этих двух конкурсов были отменены ещё и закупки по ремонту медико-социального центра «Ульба» и станции юных техников. Обращает на себя внимание, что по ремонту дорог отменили именно те конкурсы, где заявки были поданы ТОО «ДСУ №14». Ничего не пояснили выступающие о соблюдении процедуры корректировки бюджета. Ведь решение о корректировке бюджета принимает только городской маслихат на сессии, а вступает в силу оно после регистрации в органах юстиции и публикации в СМИ.

Недостоверными считает комиссия и сведения, озвученные Александром Федосовым, что 70% всех конкурсов достались двум фирмам – ТОО «Востоквзрывпром» и ТОО «ДСУ-11». Всего было проведено 127 конкурсов по ремонту дорог, и доля «Востоквзрывпрома» составляет чуть более 5%. Но Федосов, видимо, имел в виду только конкурсы по городу Усть-Каменогорску, а не по области.

На заседании сообщили, что департамент внутреннего государственного аудита по ВКО уже дал ответ ТОО «ДСУ №14», что конкурсы были проведены в полном соответствии с законом.

Также руководитель управления госзакупок ВКО Руфат Акрамов сообщил, что ТОО «ДСУ №14» победило в двух конкурсах по ремонту дорог в Кокпектинском районе на сумму более 600 млн. тенге. Речь в обращении шла о конкурсах по г. Усть-Каменогорску, эта информация в данном случае имеет значение лишь «к сведению».

Авторы обращения – Александр Федосов и Болат Багадаев - на заседании не присутствовали. Они ещё 3 июня заявили, что не будут участвовать в работе этой комиссии. Хотя в самом начале её работы Болат Багадаев сказал, что надеется на объективное рассмотрение, а Александр Федосов заявил, что доверяет заместителю прокурора области Виталию Шаберу. Но уже через 3 часа, в парке «Самал», оба руководителя дорожно-строительных организаций сказали, что не будут участвовать в комиссии, т.к. не видят в этом никакого смысла, ведь в её состав вошли те, в отношении кого и направлена жалоба. Они будут добиваться приёма у Президента и направления в регион комиссии Администрации главы государства и Генеральной прокуратуры.

На следующем заседании комиссии, которое намечено на 10 июня в 16-00 будут даны ответы по заявлению Болата Багадаева. Интерес к работе комиссии значительно снизился, понятно, что комиссия подтвердит, что ТОО «ГРК «Топаз» законно не было признано победителем конкурсов.

Государственные закупки были и останутся той сферой, где сталкиваются самые острые противоречия. Ведь государство – это самый крупный заказчик. Это и понятно, ведь государство распоряжается государственным бюджетом. Ни один частный заказчик не может сравниться с финансовыми возможностями бюджета. Здесь сталкиваются интересы десятков, если не сотен тысяч фирм, предприятий. Получение госзаказа – это гарантия работы. Есть отрасли экономики, которые не могут существовать без госзаказа. Те же дорожно-строительные организации. Ведь только государство делает заказ на строительство, ремонт дорог и их содержание. Частных дорог у нас нет. Остаться без госзаказа означает для дорожников реальную угрозу остановки деятельности и банкротства.

При плановой экономике и общенародной собственности на средства производства объём работы распределяется централизованно, и частных предприятий при такой системе нет. Поэтому и нет системы госзаказов, действует система планирования и директивного исполнения плана. У наёмного руководителя не болит голова – он знает, что работа будет всегда. При такой системе полностью отсутствует коррупция при распределении объёма работ. Биться не с кем, и не за что.

При частной собственности и распределении объёма работ за счёт бюджета через систему госзакупок коррупция неизбежна. И распределители госзаказа, и те, кто хочет получить госзаказ, могут воспользоваться возможностью решить этот вопрос «полюбовно», или в пользу «своих». Любая система госзакупок будет несовершенной, и никогда не решит вопрос абсолютно справедливого проведения конкурсов. Хотя критерий вроде бы простой – госзкаказ должен получить тот, кто сделает работу, или окажет услугу более качественно, и, желательно, с меньшими затратами. Но критерий снижения цены не всегда способствует качеству. Как можно снижать стоимость работ, например, в строительстве, или в том же ремонте дорог? В этих отраслях уже введены предельные размеры скидок, чтобы не было демпинга.

Много было ожиданий от электронной системы, где всё в открытом доступе, но и эта система не продвинула госзакупки к большей справедливости. При столкновении тысяч, миллионов частных интересов в борьбе за бюджетные деньги всегда будут споры, суды, обращения в прокуратуру, правоохранительные органы и т.д. и т.п. Тем не менее, правительству, законодателям нужно думать, как всё-таки уменьшить коррупционные риски при госзакупках.

Не решит эту проблему и общественный контроль. Дело в том, что если на самом деле вести общественный контроль за госзакупками, то нужно бросить все дела, и заниматься только этим контролем, изучать каждую бумажку, вникать во все действия и решения конкурсной комиссии. А общественный контроль потому и общественный, что делается на общественных началах, контролёры где-то работают, и им нужно, прежде всего, зарабатывать на жизнь. В 2017 году меня включили в обществкнную комиссию по контролю за госзакупками в сфере здравоохранения, созданную распоряжением акима области. Честно скажу, что я отказался. Именно по той причине, что если уж вести контроль, то действительный контроль, а не показной. А чтобы реально контролировать, тогда нужно бросить работу. Комиссию приглашали на вскрытие конвертов с конкурсными заявками и на оглашение результатов конкурсов по закупке медицинской техники. Формально вроде общественный контроль был. Но самое главное в госзакупках происходит не во время вскрытия, и не во время оглашения результатов. Главное происходит в тиши кабинетов. Тогда уж нужно с утра до вечера посадить хотя бы по одному контролёру в каждый кабинет, и перепроверять все бумажки, подготовленные чиновниками. Но это же нереально!

А ещё я отказался потому, что недовольные результатами конкурсов обязательно упрекнут – дескать, вы были в комиссии, и ничего не сделали для справедливых

результатов! А что может сделать общественник, побывавший в самом начале конкурса и на его завершении?

Узел противоречий госзакупок закручивается всё туже. Много вопросов и по особому порядку, который будет действовать до августа. Как уменьшить коррупционные риски, как сделать эту систему более справедливой – это вечный вопрос. И вопрос этот вечный не только для Казахстана. Вряд ли можно найти страну, где действует идеальная система государственных закупок. Но это слабое утешение.

 

Денис Данилевский