Как известно, в Усть-Каменогорске открылся Антикризисный учебный центр, созданный Национальной гвардией Республики Казахстан совместно с Агентством по уменьшению угрозы Министерства обороны США.
«Это результат сотрудничества двух стран в рамках совместной программы «Глобальная ядерная безопасность», реализуемой в Казахстане в соответствии с межправительственным соглашением между США и Республикой Казахстан от 13 декабря 1993 года.
Помещение старой военной казармы стало современной учебной базой. Этим с 2018 года занимались Агентство по уменьшению угрозы МО США (DTRA), в лице своей подрядной организации компании URS Federal Services Inc, и Национальная гвардия РК.
Главная задача нового учебного центра - подготовка и переподготовка специалистов по физической защите ядерных объектов. Учебные планы центра предусматривают тактическую подготовку, реагирование на аварийные ситуации, изучение современных систем физической охраны объектов, компьютерную безопасность, вопросы контроля ядерных материалов и обеспечения их безопасного хранения. Для этого учебный центр оснащен всем необходимым, включая учебные стрелковые электронные тиры, тренажеры транспортных средств, комплексы обучения операторов беспилотных летательных аппаратов и т.д.
Антикризисный учебный центр позволит гарантировано обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки специалистов Национальной гвардии в соответствии с рекомендациями МАГАТЭ, руководящими требованиями Республики Казахстан с использованием международного опыта и лучших практик в этой области, - отметили в пресс-службе Регионального командования «Шығыс» Национальной гвардии РК».
В Сети сразу же появились комментарии: «Неужели теперь американцы будут свободно проходить на территорию секретного и режимного ядерного предприятия – Ульбинского металлургического завода?». Понятно, что открытие такого центра предназначено для охраны Банка низкообогащённого урана. Банк заполнен, и теперь в складе хранится 90 тонн НОУ.
Редакция направила запрос Главнокомандующему Национальной гвардии РК, генерал-лейтенанту Руслану Жаксылыкову. В ответе сообщается, что Казахстан является участником программы «Глобальная ядерная безопасность». Данная программа поддерживает финансирование работ, имеющих отношение к физической защите ядерных материалов на территории Казахстана. Далее следуют ответы на вопросы.
- Судя по всему, главная цель работы данного Антикризисного центра – это улучшение охраны Ульбинского металлургического завода и особенно Банка низкообогащеного урана. УМЗ давно охраняется подразделением Национальной гвардии. Возможно ли функционирование подобного центра без участия специалистов США? Способны ли специалисты Нацгвардии проводить обучение самостоятельно, либо с привлечением специалистов из дружественных стран – участниц Договора о коллективной безопасности, в частности, России?
«Главная цель создания Антикризисного учебного центра – это обучение, подготовка, (переподготовка) военнослужащих Национальной гвардии. Центр будет функционировать без участия специалистов США, но учитывая необходимость изучения мирового опыта в вопросах охраны объектов, будут привлекаться специалисты из зарубежных стран. В связи с этим нами изучается практический опыт других государств, входящих в Международное агентство по атомной энергии, в число которых входят Казахстан, Россия, США и другие.
В настоящее время специалисты Национальной гвардии способны проводить обучение самостоятельно и имеют для этого соответствующее образование и опыт.
Стоит отметить, что в рамках вышеуказанной программы Агентство по уменьшению угрозы Министерства обороны США оказало Национальной гвардии РК техническую помощь при создании Антикризисного учебного центра, предоставило на безвозмездной основе оборудование для обучения (производства РК) и провело ремонт здания».
- Будут ли преподаватели Центра из США иметь доступ на территорию УМЗ – особо охраняемого секретного объекта? Будут ли эти специалисты иметь доступ в помещение Банка низкообогащенного урана?
«Вопрос доступа на территорию АО «УМЗ» в компетенцию Национальной гвардии не входит. Допуск на территорию АО «УМЗ» граждан иностранных государств осуществляется с разрешения государственного органа, в ведении которого находится объект, по согласованию с компетентными государственными органами».
- Подразумевает ли подготовка специалистов по физической защите ядерных объектов меры по защите от возможной атаки на ядерные объекты, в частности, на УМЗ и Банк НОУ, с использованием беспилотных летательных аппаратов? В связи с развитием беспилотников такая угроза существенно возрастает, что показывают атаки беспилотников на российскую военную базу в Сирии и нефтяные месторождения в Саудовской Аравии. Готовы ли подразделения Национальной гвардии к предупреждению и отражению потенциальной атаки беспилотников?
«Командованием Национальной гвардии постоянно изучаются и анализируются возможные угрозы с применением различных видов современных средств нападения (включая беспилотные летательные аппараты). По итогам их анализа разрабатываются способы (методы) минимизации угроз, которые затем внедряются в служебно-боевую деятельность подразделений. Национальная гвардия имеет достаточно сил и средств для предупреждения и отражения современных потенциальных атак».
Можно ещё раз подтвердить вывод, который уже давно был сделан нашей газетой: согласившись разместить Банк ядерного топлива на территории УМЗ, мы получили не только ещё одну ядерную установку, ещё один источник потенциального радиоактивного заражения, но и головную боль – как теперь этот склад охранять? Сначала нам на общественных слушаниях упорно внушали мысль, что ничего опасного вообще нет. Мол, низкообогащенный уран используется на УМЗ уже десятилетиями. Да, используется. Но он тут же перерабатывается в урановые таблетки – топливо для АЭС и отправляется заказчикам. А теперь 90 тонн НОУ могут храниться здесь годами. Сам факт создания учебного центра для подготовки специалистов по охране ядерных объектов говорит о серьёзной потенциальной угрозе. Значит, тех навыков, которые имеют военнослужащие Национальной гвардии, уже недостаточно для надёжной охраны этого склада низкообогащённого урана.
А вообще США, как всегда, поступили гениально. Они собрали низкообогащённый уран в одном месте, на складе УМЗ, и обезопасили себя от попадания урана в те страны, которые или уже обладают ядерным оружием, или его разрабатывают, прежде всего, от попадания в КНДР или Иран. А теперь они даже проявили трогательную заботу – профинансировали ремонт бывшей казармы, и даже провели ремонт силами американской фирмы и оплатили приобретение учебного оборудования. Кстати, интересно, где в РК производят учебное оборудование для подготовки специалистов по охране ядерных объектов? И вот она реальность - Казахстан должен как-то обеспечить безопасность этого склада! Т.е. мы должны обеспечивать не только ядерную безопасность США, но и собственную безопасность! И при этом США ещё и выступают в роли некоего благодетеля! Напомним, что на УМЗ также перерабатывается высокообогащенный уран с реактора Национального ядерного центра в Курчатове в низкообогащённый, и этот проект тоже финансирует США. Хотя, этот уран могли забрать к себе Штаты, если уж они не хотят, чтобы эта готовая начинка для ядерного оружия попала в страны, которые не прогибаются перед Америкой!
Похоже, Усть-Каменогорск становится центром по защите безопасности Соединённых Штатов! Только вот что имеет город и горожане от такой столь высокой миссии, кроме чувства распирающей нас гордости? Вас ведь распирает чувство гордости, земляки?
Ну, а вопрос, вынесенный в заголовок, пока остаётся открытым. Ведь Главнокомандующий сообщил, что в Антикризисный центр будут привлекаться специалисты из зарубежных стран, в том числе и США. И на УМЗ они тоже могут попасть. А как проводить обучение, не побывав на охраняемом объекте?
Денис Данилевский