В конце января руководители профсоюзов Восточно-Казахстанской области, входящих в Содружество профсоюзов Казахстана «Аманат», направили письмо Президенту Касым-Жомарту Токаеву. Они обратили внимание Главы государства на вопиющие факты административного давления со стороны местных акиматов, отраслевых департаментов и управлений на членов профсоюзов, особенно госслужащих и медицинских работников. Люди оказываются под прессом административного ресурса, на них воздействуют, чтобы они переходили в профсоюзы, состоящие в Федерации профсоюзов Казахстана. Кроме письма, руководители профсоюзов также направили и видеообращение к Президенту. В социальных сетях видеообращение получило широкий общественный резонанс, только просмотров насчитывается более 15 000.
Каковы результаты обращений к Главе государства? Была ли какая-то реакция на обращения из Ак Орды?
- Касым-Жомарт Кемелевич личным примером показывает, что его концепция «слышащего государства» не является пустой фразой. Президент отреагировал на наше обращение. Мы благодарны Главе государства за то, что в череде важнейших государственных и международных дел он нашёл время и для наших проблем, - говорит председатель Локального отраслевого профсоюза работников государственных, банковских учреждений и общественного обслуживания ВКО Татьяна Мозговая. – Президент дал поручение министерству труда и социальной защиты РК провести селекторное совещание по всем вопросам, затронутым в нашем обращении. Совещание состоялось 19 февраля в областном акимате ВКО.
- Как прошло совещание, кто на нем присутствовал?
- Впервые разговор происходил при таком представительстве. Председательствовал вице-министр труда и социальной защиты Акмади Сарбасов. В столице также участие приняли руководители департаментов минтруда и минздрава, руководитель СПК «Аманат» Андрей Пригорь, руководитель республиканского отраслевого профсоюза работников здравоохранения Бахытжан Тажибай, представители ФПРК. В Усть-Каменогорске – заместитель акима ВКО Алишер Мархабат, руководители ряда отраслевых департаментов и управлений, государственной инспекции труда, и мы, авторы обращения к Президенту, - рассказывает Татьяна Алексеевна.
- Были моменты, когда разговор на совещании становился предельно резким, - делится впечатлениями председатель отраслевого профсоюза работников предпринимательства Галина Казанцева. – И это хорошо. Впервые в таком составе, когда собрались чиновники областного акимата, и даже представители республиканских ведомств, представители Федерации профсоюзов, мы смогли высказать всё, что думаем о ситуации, сложившейся в профсоюзном движении ВКО, о беспрецедентном давлении и вмешательстве в деятельность наших профсоюзов, только лишь за то, что мы «посмели сметь своё суждение иметь», и приняли решение выйти из ФПРК. С нами встречались и до этого, вроде бы слушали наши доводы, но никаких мер не принимали. Поручение Президента сделало нас равноправными участниками разговора, и мы, наконец, смогли довести до сведения министерства труда, которое, в данном случае, выполняло роль представителя Главы государства, до сведения всех участников совещания всю информацию - в каких условиях приходится работать нашим профсоюзам. Я обратила внимание, что такое пристрастное отношение к профсоюзам, вошедшим в СПК «Аманат», имеет место только в нашей области. Чем это вызвано – сказать сложно. Хотелось бы услышать на этот счёт мнение акима области Даниала Ахметова, как первого руководителя региона.
- Почему в медицинских учреждениях главные врачи не только оказывают давление на коллективы, но и проводят собрания профсоюзных организаций под своим руководством? Почему отношение государственной инспекции по труду такое предвзятое? В тех больницах, профсоюзные организации которых состоят в ФПРК, инспекторы не замечают грубейших нарушений трудового законодательства, а в тех, где профсоюзы перешли в СПК «Аманат», строжайше наказывают за нарушения, которых и вовсе не было. У меня есть доказательства – вступившие в законную силу решения судов, признавших действия не только трудовых инспекторов, но и руководителя инспекции по труду, незаконными. Об этих фактах я сообщил на совещании, - рассказывает председатель ВК филиала отраслевого профсоюза работников здравоохранения Михаил Айзенберг. – Дальше так продолжаться не может. Это беззаконие нужно прекратить. Поэтому мы и обратились к Президенту.
- Мною также были предоставлены конкретные факты вмешательства сельских акиматов и отраслевых управлений в работу нашего профсоюза, - говорит председатель республиканского отраслевого профсоюза работников государственных, банковских учреждений и общественного обслуживания Анжела Горностаева. – Я продемонстрировала протоколы собраний первичных организаций, где не только председателем cами себя назначили акимы сельских округов, но и стоит гербовая печать сельского акимата! Также я обратила внимание, что ФПРК была лишена членства в международном профсоюзном объединении, что нанесло большой урон имиджу Казахстана.
- Несмотря на огромную роль социального партнёрства в сохранении общественно-политической стабильности, не все руководители понимают важность этого механизма взаимоотношений государства, трудовых коллективов в лице их профсоюзных организаций и работодателей, - продолжает Анжела Владимировна. – Причём, препятствия развитию социального партнёрства ставят именно нашему профсоюзу, наверное, потому, что мы теперь «неугодные». На совещании я привела пример. Ещё в ноябре прошлого года мы официально обратились к руководителю управления координации занятости и социальных программ ВКО Жасулану Сарсебаеву с предложением о подписании соглашения о социальном партнёрстве. В Трудовом кодексе чётко указано, что в 10-дневный срок работодатель должен либо принять наше предложение, либо, если у него есть дополнения, изменения в соглашение, направить нам протокол разногласий. Сейчас уже март, но никакого ответа мы не получили. Вместо этого, по поручению Жасулана Сарсебаева во все подведомственные учреждения разослали письмо с поручением провести собрания, где дать оценку работе нашего профсоюза и ответить на вопрос – хотят ли работники перейти в другой профсоюз? Это разве не прямое вмешательство?! Кстати, Жасулан Бирликович покинул совещание, хотя затем выступали руководители отраслевых управлений. Видимо, ушёл потому, что сказать нечего.
- Да, разговор получился острым, но, думаю, что весьма полезным, - размышляет Татьяна Мозговая. – В своих выступлениях руководители департаментов и управлений, конечно, отрицали административное вмешательство в дела профсоюзов. Дескать, у нас «мир и дружба», и любые профсоюзы работают свободно. Но в итоговом протоколе, который прислали из министерства, этот пункт записан отдельно. Я процитирую: «Взять на контроль обеспечение недопущения незаконного вмешательства местных исполнительных органов в деятельность профсоюзов». Это важнейший пункт. Впервые на столь высоком уровне признаны факты такого вмешательства, они названы незаконными, и дана рекомендация взять на контроль недопущение таких фактов.
- Очень важны все пункты протокола, и я бы отметил такой: «Всем профсоюзам, имеющим законный статус, предоставлять равные правовые возможности и возможность участия в институте социального партнёрства», - говорит Михаил Айзенберг.
- Этот пункт хорошо бы написать большими буквами и повесить в кабинете Жасулана Сарсебаева и других руководителей, которые считают, что в государственных учреждениях должны быть только «официальные профсоюзы», как себя называет ФПРК, - возмущается Анжела Горностаева.
- Очень важно, что акимату ВКО рекомендовано усилить работу по реализации государственной политики в области социального партнёрства. Вообще в протоколе много внимания уделено вопросам социального партнёрства. Что очень важно – министерство труда и социальной защиты населения поручило акимату ВКО проинформировать министерство о проделанной работе в области социального партнёрства по итогам первого полугодия в срок до 20 июля 2020 года. А какое может быть социальное партнёрство, если профсоюзы, которые почему-то считаются «неугодными», просто уничтожают, используя все мыслимые и немыслимые способы административного вмешательства? Если такой подход продолжится, ни о каком социальном партнёрстве не может быть и речи, – говорит Галина Казанцева.
К сожалению, совещание проходило в закрытом формате, и на нём не смогли присутствовать журналисты. Так, не удалось попасть на совещание редактору газеты «Flash!» Денису Данилевскому.
- Я хотел побывать на этом совещании, потому что давно работаю с профсоюзами, интересуюсь вопросами соблюдения трудового законодательства и социального партнёрства, - рассказывает Денис Данилевский. – На запрос в пресс-службу акима ВКО о возможности присутствия, меня переадресовали в управление внутренней политики, как организатору совещания. Сотрудница отдела по работе со СМИ пообещала выяснить этот вопрос, и перезвонить. В итоге руководитель управления Ирина Смит сослалась на то, что список присутствующих был составлен министерством труда и соцзащиты, и на местном уровне, дескать, не могут вносить в него дополнительных участников. Аргумент совершенно несостоятельный. Я ведь не собирался выступать, мне достаточно было присутствия, чтобы составить своё представление и поделится информацией с читателями. Разве нельзя было сделать дополнительный список журналистов? Неужели в министерстве стали бы проводить проверку – кто именно присутствовал, и почему вдруг оказались лишние? К сожалению, несмотря на указания Президента о переходе к формату слышащего и открытого государства, на местах сохраняют прежние подходы к работе с общественностью. Причина отказа мне, видимо, в том, что на совещании было сказано много нелицеприятного в адрес местной власти со стороны профсоюзных руководителей. Но об этом всё равно станет известно, зачем режим секретности?
- Изменится ли ситуация после совещания, появится ли возможность у профсоюзов, входящих в СПК «Аманат», наконец, полностью заняться своей работой, не отвлекая силы и нервы на борьбу против административного произвола?
- Мы надеемся, что теперь ситуация должна измениться в лучшую сторону. Эти проблемы были озвучены на самом высоком уровне, рассматривались по поручению Президента. Действительно, работы непочатый край, нужно решать столько вопросов по защите прав членов наших профсоюзов, а нам просто не дают возможности полноценно, творчески работать, нас изматывают этим прессингом. Мы за разнообразие профсоюзных организаций, пусть будет больше профсоюзов, хороших и разных. Мы готовы к конкуренции, только честной и открытой, а трудящиеся пусть сами, свободно, без какого –либо давления, выбирают – в каком профсоюзе состоять, - завершает беседу Татьяна Мозговая.
Пресс-центр ВК территориального филиала Содружества профсоюзов Казахстана «Аманат»