Поговорили, и разошлись. «Ревизор» - главный эколог страны приехал в Усть-Каменогорск для просвещения населения.

Газета "Flash!"

Итак, столь ожидавшийся приезд председателя Комитета экологического регулирования и контроля Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК Зулфухара Жолдасова, как и предполагалось, в итоге завершился ничем. Напомним, что столь стремительный визит главного эколога Казахстана в столицу ВКО был вызван обострившейся экологической обстановкой в городе. С конца ноября и до снегопада и метели 6 декабря в городе стоял жуткий смог. 5 декабря, в день небывалой оттепели и зимнего дождя, в районе Дворца спорта были зафиксированы превышения концентрации вредных веществ в 5-7 раз. Социальные сети накалились от гневных комментариев жителей Усть-Каменогорска. Блогеры – экологические активисты с конца октября еженедельно подают заявки на проведение митинга с экологической тематикой, но неизменно получают отказ городского акимата. Наибольший эффект произвело любительское видео, где мальчик с сопки над Куленовкой комментирует жуткий пейзаж затянутого смогом города. Это видео просмотрели сотни тысяч человек, дошло оно и до комитета экологии. По сообщению пресс-службы комитета, именно после просмотра видео и было принято решение о поездке Зулфухара Жолдасова в Усть-Каменогорск. «К нам едет «ревизор» - под таким заголовком СМИ сообщили о предстоящем визите.

Но приезд «ревизора» в чём-то действительно напомнил поездку в губернский город героя комедии Гоголя. Перед визитом пресс-служба Комитета экологии сообщила, что главный эколог вылетает в ВКО, «чтобы на месте провести приём граждан и разобраться в ситуации». Но никакого приёма граждан не было. «Ревизор» посетил УК металлургический комплекс ТОО «Казцинк» и УК ТЭЦ, а после обеда участвовал в расширенном заседании рабочей экспертной группы по экологии Общественного совета ВКО. Побывал чиновник и на той самой сопке, откуда было снято видео с мальчиком, и даже дал там короткий комментарий. Впрочем, в ситуации главный эколог разобрался быстро, и без всякого приёма граждан. Об этом он сказал в своем вступительном слове на заседании рабочей группы по экологии. Во всем виновато географическое положение Усть-Каменогорска в котловине каменных гор, неблагоприятные метеоусловия, когда нет ветра, и предприятия, которые работают уже более 50 лет. Ничего нового он не сказал. И не ответил на вопрос – а что же делать, что же дальше будет? Но зато долго рассказывал о тех блестящих перспективах, которые ждут и жителей Усть-Каменогорска, и других загрязнённых городов, после принятия изменений в Экологический кодекс. В этом и заключалась его просветительская миссия.

Итак, после принятия поправок всё внимание контролирующих экологических органов сконцентрируется на крупных предприятиях-загрязнителях I класса опасности. Именно они на 80% являются источниками загрязнения в целом по стране. Только их работу будут оценивать по степени воздействия на окружающую среду. Мелкие загрязнители будут работать по общим правилам, без оценки ОВОС.

Для того, чтобы снижать выбросы вредных веществ, крупные предприятия будут стимулироваться к применению наилучших доступных технологий. Схема будет выглядеть так. Утверждается список наилучших доступных технологий, позволяющих снизить вредное воздействие на экологию. Предприятие берёт на себя обязательство в течение нескольких лет внедрить одну или несколько таких технологий. В качестве льготы оно освобождается от платежей за эмиссию в окружающую среду. Но если за это время технология не будет внедрена, то предприятию придётся выплатить всю сумму платежей за несколько лет, и ещё штраф. Внедрение наилучших доступных технологий – дело добровольное, никто не станет обязывать эти технологии применять. Предприятие само выбирает – или вкладывать средства в такие технологии, или платить за эмиссию. Но

сумма платежей будет увеличиваться. В 2025 году размеры вырастут вдвое, а в 2028 году – еще в 2 раза. Так что сидеть со старыми технологиями будет экономически невыгодно.

И, наконец, ещё одна новация – все платежи за эмиссию будут расходоваться через местный бюджет на природоохранные цели. Предлагается утвердить перечень таких расходов, чтобы деньги использовались строго по целевому назначению: от экологического просвещения до улучшения городской логистики.

Вдохновив собравшихся таким «прекрасным далёко», главный эколог страны передал эстафету местным экологам. Руководитель Департамента экологии ВКО Дмитрий Кавригин ситуацию оценил как самую обычную, и не вызывающую никаких опасений. Он напомнил, что в 2015 г. была проведена комплексная оценка экологического состояния в городе. Оно признано относительно удовлетворительным даже на границе санитарно-защитных зон предприятий-загрязнителей. Нет никаких оснований для признания Усть-Каменогорска зоной экологического бедствия.

Дмитрий Кавригин также посетовал на географическое положение города и расположение предприятий, построенных в годы войны и послевоенное время без учёта близости к жилой зоне. А также на большое количество дней с неблагоприятными метеоусловиями. В 2019 году таких дней было зафиксировано 57. Но в период НМУ предприятия – загрязнители снижают свою нагрузку.

- За многолетний период наблюдений в Усть-Каменогорске не зафиксировано ни одного случая экстремально высокого загрязнений и даже высокого загрязнения атмосферного воздуха, - сказал Дмитрий Юрьевич.

Главный эколог ВКО также рассказал о радужных перспективах.

- По поручению Президента разрабатывается комплексный план по оздоровлению окружающей среды ВКО на 2019 – 2024 годы. Он сейчас находится на согласовании. В рамках этого плана предусмотрены мероприятия на 29 млрд. тенге, это средства и бюджета, и предприятий. Главный упор будет сделан на оздоровление атмосферного воздуха в Усть-Каменогорске. Это целый комплекс мер, начиная от озеленения и до улучшения мониторинга. Для 5 крупных предприятий первой категории будет установлена автоматизированная система мониторинга на их территории, таким образом, будет улучшена доступность, достоверность и оперативность данных о состоянии воздуха. Мы, как контролирующий орган, работаем, как правило, уже постфактум, когда произойдут выбросы, поэтому нужна такая автоматизированная система.

Дмитрий Кавригин надеется, что за счёт внедрения наилучших доступных технологий к 2025 году значительно снизятся выбросы вредных веществ. Экологическая обстановка также значительно улучшится, когда все платежи за эмиссию будут расходоваться на природоохранные цели.

По данным «Казгидромет» по индексу ИЗА-5 (индекс загрязнения атмосферы по пяти веществам, средние значения которых по отношению к ПДК будут максимальными) в Усть-Каменогорске высокий уровень загрязнения. По этому показателю в 2013 г. город занял 4-е место в РК среди городов с промышленным загрязнением, в 2014 г. – 2-е, в 2017-2018 – также 2-е место. С 2020 года результаты замеров состояния воздуха будут выводиться на уличные LED – экраны. Также представитель «Казгиромета» пояснил, что на границе предприятий они не имеют права контролировать состояние воздуха, только в жилой зоне.

Представители крупных предприятий-загрязнителей провели презентацию по исполнению плана природоохранных мероприятий в уходящем году. Почему-то на заседание не позвали представителей УК титано-магниевого комбината. А без данных по этому предприятию, главным загрязняющим веществом которого является хлор, а также в процессе производства образуется большое количество техногенных отходов, картина по городу явно неполная.

Главный эколог ТОО «Казцинк» Казтай Такеев сообщил, что за 22 года после образования «Казцинка» затраты на природоохранные предприятия составили более 60

млрд. тенге. Выбросы главного вредного вещества – диоксида серы – сократились с 64 тыс. тонн в 1997 году до 19 тыс. тонн. Ещё один важный показатель – снижение выбросов свинца с 94 тонн до 11 тонн в год. Если в 1997 году выбросы «Казцинка» составляли 80% от всех выбросов вредных веществ, то сейчас уже 50%, и эта доля будет снижаться с внедрением наилучших технологий.

О значительном снижении выбросов диоксида азота сообщил и технический директор УК ТЭЦ. В целом этого вредного вещества выбрасывается на 36% меньше. Большое внимание на станции уделяется и снижению количества складируемой золы на золоотвале. Так, впервые зола была использована как дополнение к стройматериалам при укреплении стенок самого золоотвала. К сожалению, представитель УК ТЭЦ ничего не сказал о качестве угля с месторождения Каражыра, находящемся на территории бывшего Семипалатинского ядерного полигона.

С позитивным докладом выступил и представитель УМЗ. Как обычно, он сказал, что вклад завода в общее загрязнение атмосферы города составляет 0,05%. О том, что радиационная обстановка под полным контролем, и не превышает минимально допустимых норм. Более подробно он остановился на отходах производства. Поскольку на УМЗ гидрометаллургическая технология, то образуется много жидких отходов, которые хранятся на хвостохранилище в прудах-испарителях. Сейчас на хранилище строится пятый пруд-испаритель, с усиленной системой защиты от проникновения отходов в грунт. Для этих целей выделено 3 млрд. тенге.

Директор Центра экологической безопасности, председатель рабочей экспертной группы Геннадий Корешков говорил о воздействии на экологию автотранспорта, печного отопления частного сектора, малых предприятий и малых котельных, некачественного бензина и других, вроде бы второстепенных, но важных факторов загрязнения воздуха.

Нужно отметить, что на заседание пригласили и «неформалов», в частности, блогера Александру Осипову – одного из организаторов несостоявшихся экологических митингов. Говорили о необходимости газификации города, подключения частного сектора к централизованному отоплению. Было задано и несколько острых вопросов, были и критические выступления.

Советник ректора КАСУ, бывший заместитель председателя УК горисполкома Анатолий Злотников поднял вопрос о качестве угля месторождения Каражыра.

- Зольность угля доходит до 60%. Получается, что мы топим город камнями. Нужно или доводить этот уголь до нормальных стандартов, или переводить ТЭЦ и котельные на другой уголь.

Был поднят и важнейший вопрос о влиянии экологического загрязнения на здоровье жителей города. Этот фактор совсем не изучается медиками. И на данное заседание почему-то не пригласили специалистов управления здравоохранения. Просто необходимо в комплексной программе по улучшению экологической обстановки в ВКО и Усть-Каменогорске обязательно включить вопросы изучения состояния здоровья жителей и зависимость заболеваний от экологического состояния.

На этот важнейший вопрос главный эколог страны ответил так:

- Все нормативы, которые мы разрабатываем и утверждаем, направлены на защиту здоровья людей. Предельно допустимые концентрации вредных веществ устанавливаются не только в целях техногенной безопасности. Главная цель – исключить любое воздействие на здоровье человека.

Ответ довольно поверхностный. Ведь речь идёт совсем о другом – об изучении комплексного влияния выбросов вредных веществ, других факторов – состояния воды, почвы, радиационного фона - на здоровье человека. А ведь влияние экологического состояния на уровень заболеваемости действительно совсем не изучается. Поэтому и получается парадоксальная картина. Установлены уровни ПДК по всем основным выбросам. Вроде бы они соблюдаются, уровень выбросов в целом снижается, и достигает

по некоторым веществам даже показателей ниже ПДК. Бывают случаи превышения до 2-3, даже до 5-7 ПДК, но это разовые выбросы. Экстремально высокого и даже высокого уровня загрязнения в городе, как доложил департамент экологии, не зафиксировано. Но дышать трудно, люди болеют, хотя и не могут доказать связь болезни с экологией, и даже не идут в больницу, заведомо зная, что это бесполезно, лечатся сами. А может быть, болезнь настигла их как раз в тот момент, когда они попали под эти 5-7 ПДК? Оценка экологической ситуации у жителей города совсем другая, чем у чиновников. После заседания я обзвонил несколько человек, рассказал им об итогах визита экологического «ревизора», и попросил дать свои комментарии.

- Заводы действительно работают уже по полвека и больше. Но такого состояния воздуха в городе раньше не было, - говорит житель Усть-Каменогорска Виктор Литвинов. – Почему? Старожилы помнят, каким зеленым был город. Сейчас деревья вырубаются, а новые не высаживают, за саженцами нет ухода. Не было такого количества автотранспорта. На ТЭЦ и в частных домах применяли уголь Кузбасса, по своим параметрам гораздо более качественный, чем уголь Каражыры. Нужно делать всё возможное, чтобы улучшить экологию города. Когда действовал ночной тариф на электричество, многие использовали электроотопление. И я том числе. Только по своему дому я тратил на 5 тонн угля меньше. А сколько таких домов?! Вот и реальный вклад в улучшение экологии! Но дифференцированный тариф по времени суток продержался недолго, его отменили. Сейчас, правда, говорят, что нужно восстановить. Но восстановят ли – совсем не простой вопрос.

- Недавно я поселился в центре города, на улице Астана, - рассказывает Сергей Михеев. – Всю жизнь прожил на Аблакетке. И вот именно 5 декабря я решил впервые пройтись пешком до работы. Но еле дошёл до автобусной остановки «Дворец спорта», а это 5-7 минут ходьбы. Кружилась голова, ноги стали ватными, я с ужасом думал, что могу упасть. Даже не помню, была ли у меня в жизни, а я уже пожилой человек, такая слабость. Кое-как проехал 2 остановки. Позже узнал, что уровень загрязнения в районе Дворца спорта зашкаливал. Да еще и туман с Ульбы, наверное, усугубил обстановку. Не знаю, смогу ли я теперь адаптироваться к этому району, на Аблакетке было значительно чище.

Вот так и получается, что экологические чиновники и простой народ живут в разных мирах, хотя, вроде бы, и на одной территории.

Так что же можно сказать по итогам визита главного эколога. Получается, что нужно смириться с географическим положением и НМУ. Ждать дальнейшего снижения выбросов на крупнейших предприятиях. И ждать сначала реализации программы по улучшению экологического состояния в области и в городе, а потом внедрения наилучших доступных технологий и расходования всех платежей за загрязнение на местные экологические нужды. Т.е., жить надеждами на лучшее будущее.

На том и разошлись. Главный эколог уехал в Нур-Султан, а мы остались при своих интересах. Но зато знаем, что завтра точно будет лучше, чем вчера.

 

Денис Данилевский