Руководство «Казцинка» отвечает на актуальные вопросы о самой крупной компании региона
10 сентября в формате живой откровенной беседы состоялась встреча исполнительного директора по административным вопросам «Казцинка» Андрея Лазарева с журналистами местных и республиканских СМИ.
Откровенно об экологии
Естественно, главный вопрос касался экологии, а точнее, причин экофобии жителей Усть-Каменогорска. Журналисты отметили такую особенность - «Казцинк» для горожан предстаёт в двух ипостасях: это и главный кормилец областного центра, да и всей области, и один из тех, кто влияет на экологию.
- Происхождение экофобии очень простое – люди, как говорится, голосуют носом и глазами, если они ощущают запах и видят смог, то возникает вопрос об источнике загрязнения.
Что касается конкретно нашего производства, то мы выделяем немалые средства на природоохранные мероприятия, делаем всё возможное для снижения вредного воздействия. Нам досталось историческое наследие свинцово-цинкового комбината. Тогда, в 90-е годы никто не думал об экологии, да и понятия такого не было. За более чем двадцать лет своей работы мы снизили выбросы диоксида серы в несколько раз. Сейчас показатели постов Казгидромета – 1,2-1,4 ПДК по диоксиду серы. В августе были превышения до 2 ПДК, но на это повлияли пожары в России, шлейф от которых дотянулся до ВКО, и пожар на городской свалке. Почему всё-таки есть небольшое превышение по диоксиду серы? Не только «Казцинк» является источником выбросов этого вещества. Есть и другие предприятия, малый и средний бизнес, они также оказывают влияние, - говорит Андрей Лазарев.
Андрей Павлович считает, что Усть-Каменогорску нужна своя городская экологическая программа.
- Я живу в частном секторе, и прекрасно вижу, как зимой смог от печного отопления накрывает такие городские районы как Октябрьский, Мирный, Нефтебазу. Кардинально могло бы изменить экологическую ситуацию в городе подключение частных домов к центральному отоплению. Причём, мало только проложить теплотрассу, и сказать – теперь сами подключайтесь. Вряд ли у многих найдутся свободные несколько сотен тысяч тенге, чтобы подвести тепло и горячую воду от теплотрассы в дом. Здесь потребуется помощь государства.
Имеется и источник финансирования как подключения частных домов к централизованному отоплению, так и в целом городской экологической программы.
- Только «Казцинк» за эмиссию в окружающую среду выплачивает ежегодно миллиард тенге. А ведь есть ещё и другие предприятия – загрязнители и природопользователи. За счёт этих платежей собираются огромные средства. Почему бы их не направить на конкретные мероприятия по улучшению экологии города? Разработать программу на ближайшие 3-5 лет, выявить самые острые проблемы, и постепенно поэтапно их решать.
Немаловажную роль, по мнению Андрея Павловича, играет и экологическое просвещение.
- Дело в том, что мы часто примеряем на себе роль специалистов во всем, сами ставим себе диагноз, сами определяем источник болезни. Очень важно понять, что влияет на наше здоровье, и какой вклад в заболеваемость вносит экология. Я, например, очень часто летаю, поэтому простываю. Я прилетел в Усть-Каменогорск, и горло сразу заболело. Можно сказать, что от газа, а реально я простыл в самолете.
Андрей Лазарев уверен, что в городе много неравнодушных людей, которые хотели бы реального улучшения экологической ситуации.
- Было бы хорошо таким людям объединиться в экологический совет, чтобы действовать сообща. Следующий год объявлен Годом волонтёров, это отличная возможность привлечь волонтёров к решению экологических проблем. Мы со своей стороны готовы оказать всяческую поддержку, мы заинтересованы, чтобы наш город был комфортным, удобным, безопасным и привлекательным для жизни.
- Есть ли ещё резервы металлургического комплекса «Казцинка» по снижению вредного воздействия на экологию областного центра? Или уже достигнут предел очистки и улавливания выбросов?
- В первую очередь, о состоянии атмосферного воздуха. В 2019 году мы снизили на УК МК объём вредных выбросов еще на 300 тонн. Это не так много, если учесть, что за все время работы «Казцинка», начиная с 1997 года, выбросы диоксида серы снизились более чем на 50 тысяч тонн. Но мы стремились и продолжаем стремиться к максимально возможному уровню очистки. Сейчас на УК МК улавливается и очищается 97,5% газов, в атмосферу выбрасывается лишь совсем небольшой объём, но всегда есть цель, к которой нужно стремиться, - говорит Андрей Лазарев.
- Имеются ли технологии, позволяющие полностью улавливать и очищать газы?
-Технологии не стоят на месте, постоянно развиваются. Вспомним, что совсем недавно мы и говорить не могли о такой степени очистки, и таком колоссальном снижении выбросов. Потом стали применять датскую установку «Хальдор-Топсе». И она казалась вершиной технического прогресса. Затем мы установили технологию «Lavalin», и теперь у нас при любой ситуации есть полная гарантия, что газы не уйдут в атмосферу. Поиск новых технологий, позволяющих минимизировать вредное воздействие, идёт постоянно, вопрос о состоянии окружающей среды становится главным в глобальной повестке дня. Если появятся технологии, с помощью которых уровень выбросов можно свести к нулю, мы не пожалеем средств на их приобретение и внедрение.
Андрей Павлович рассказал о работе ТОО «Казцинк» и по другим природоохранным направлениям.
- Что касается воды, то мы достигли уровня оборота в 99%. На сброс идёт только 1%. Специалисты проконтролировали состояние воды на входе и на выходе – оно одинаковое. Мы сбрасываем после завершения производственного процесса чистую воду.
По твёрдым отходам захоронению подлежат только мышьяксодержащие отходы. Вы знаете, что для этого было простроено специальное хранилище на бывшем Семипалатинском ядерном полигоне, и там мышьяксодержащие отходы хранятся вдали от населённых пунктов в полной безопасности.
Все остальные отходы мы перерабатываем, извлекаем из них до 20 видов металлов, у нас получается практически безотходное производство.
Производство в малых городах
В ходе общения коснулись и очень важной темы - сырьевой базы металлургического гиганта.
- Геологоразведочными работами «Казцинк» занимается уже более 10 лет. Основная проблема по городу Алтай: Малеевское месторождение вырабатывает свои запасы, добыча уменьшается, а подобного месторождения пока найти не удаётся. У всего есть свой срок, и Малевский рудник неизбежно прекратит своё существование. Что будет дальше? Конечно, мы надеемся, что, может быть, и удастся найти новые запасы руды. Но нужно быть реалистами! Если ничего не найдём, то потеряем 800 рабочих мест. В Алтае у нас мощная, современная обогатительная фабрика. Будем привозить на неё сырьё из других регионов.
Запущен в эксплуатацию ещё один рудник в Риддере. Там будут созданы рабочие места для специалистов из Алтая. Для нас очень важно сохранить кадры, это наше достояние. Все, кто работает на Малеевском руднике, твердо связали своё будущее с «Казцинком». В Риддере уже принимаются меры для переезда работников с Малеевки. Городской акимат готов построить несколько домов, чтобы обеспечить людей жильём.
По Риддеру ситуация следующая: на Тишинском руднике запасы руды заканчиваются, а вот Риддер-Сокольный будет жить долго. Там запасов хватит ещё лет на 100, если не больше. Чем дальше ведётся разведка, тем больше обнаруживается руды.
Технологии совершенствуются, и удаётся успешно перерабатывать руду даже с низким содержанием цветных металлов, - рассказал Андрей Лазарев.
Все профессии нужны
Конечно, журналисты поинтересовались, какие специалисты сегодня особенно нужны на предприятиях «Казцинка».
- Нам нужны горняки, работники в обогатительную группу, энергетики. Большая потребность в специалистах с исследовательским складом ума, в IT-специалистах. Идеальным было бы сочетание, например, горняка со знанием программирования. Нужны специалисты со знанием английского языка.
Может показаться странным, но есть потребность в HR –специалистах. Ведь сегодня это уже не кадровик прежних времён, который заполнял трудовую книжку, составлял приказы, подшивал личные дела. Сегодня HR –служба помогает не только найти кадры, но и выявлять и развивать способности работников, содействовать их карьере, это и педагоги, и психологи в одном лице.
Мы всегда стараемся дать возможность продвинуться по службе, сделать карьеру внутри «Казцинка». И если работник старается, выкладывается, то он не останется незамеченным. Для повышения квалификации созданы все условия. Есть собственный корпоративный университет. Там читают лекции ведущие специалисты. Сотрудники выезжают на стажировки за рубеж. На предприятии проводится обучение государственному и английскому языкам. С ВКГТУ мы организовали совместную кафедру. Со 2-3 курсов заключаются договоры с лучшими студентами, они получают стипендию, работают у нас на практике, а после выпуска приходят на постоянную работу. Уже более 100 выпускников работают в «Казцинке».
О социальном развитии городов
По объёму финансирования полезных для горожан проектов «Казцинк» является самой социально-ответственной компанией в области. Да и не только в Восточном Казахстане.
- Если вспомнить историю, то мы выделяли средства на такие проекты в Усть-Каменогорске, как объекты на горе «Казахстан», аллея влюблённых, теннисный центр, дворец единоборств, центральный бассейн, легкоатлетический манеж О. Рыпаковой, драматический театр, реабилитационный центр и многие другие.
Сейчас мы стараемся больший упор делать на медицину. Есть, к чему стремиться дальше, чтобы люди получали качественные медицинские услуги, в палатах с кондиционером, с хорошей мебелью. Помощь медицинским учреждениям – это не только приобретение современного, высокотехнологичного оборудования. Мы выделяем средства для подъёмных молодым специалистам, помогаем решать кадровые проблемы. Отдельное внимание сейчас к Усть-Каменогорску. Ведь это венец нашего производственного цикла, ведь здесь находится металлургическое производство, здесь мы выплавляем металлы, завершаем производственный процесс. Исторически так сложилось, что Усть-Каменогорск стал городом металлургов, с 1942 года, когда на Восток Казахстана был эвакуирован завод «Электроцинк». Люди прямо под открытым небом разгружали вагоны с оборудованием, ночевали под дождём и в мороз в палатках, и так создавали будущий свинцово-цинковый комбинат. Мы готовимся и к 75-летию Победы, и к 300-летию города, всегда будем помнить о великом подвиге наших героических предков, - сказал Андрей Павлович.
- «Казцинк» выражает какие-то пожелания при выделении средств на социальные проекты, контролирует расходование этих средств? Или всё завершается после перечисления денег, а дальше это уже дело власти, или той структуры, которой выделены средства? Когда хоккейная команда «Торпедо» передавалась от компании государству, говорили, что будет создан попечительский совет, в том числе и с участием представителей «Казцинка». Но он так и не создан, и средства расходуются на усмотрение руководства хоккейного клуба. Компания выделила деньги на организацию парка «Нурлы жол» вблизи драмтеатра, но парк пустует, приходит в запустение. Всегда ли эффективно используются эти средства?
- В парке «Нурлы жол» немного посетителей потому, что он расположен в незаселённом районе. Когда мы открывали теннисный центр, то также сомнение вызывало его расположение, отдалённость. Но, тем не менее, постепенно теннис стал пользоваться популярностью, занимается уже более 100 детей, ребята входят в сборную Казахстана, участвуют в международных турнирах, на наших кортах проходят соревнования международного уровня.
По попечительскому совету идея хорошая, я передам её руководству областного управления физкультуры и спорта. Моя позиция такова - лучше больше средств выделять на детский хоккей, на оплату хорошим тренерам, чем на высокие зарплаты приезжим возрастным игрокам. Поэтому сейчас болельщики и голосуют пустыми трибунами против такого подхода. Да, пусть успехи придут нескоро, но мы обязательно вырастим собственных мастеров, - убеждён Андрей Павлович.
…Председатель Общественного совета Усть-Каменогорска Елена Березинская – Абилова предложила специалистам «Казцинка» принять участие в разработке стратегии развития города до 2050 года, проект которой не был одобрен на общественных слушаниях и отправлен на доработку.
Участники встречи поблагодарили Андрея Павловича за интересное общение и пожелали, чтобы такие откровенные беседы проходили как можно чаще.
Денис Данилевский