Стареющее население и плохая экологическая обстановка

Газета "Flash!"

    Таким видят областной центр в ближайшие 30 лет разработчики проекта Стратегии развития Усть-Каменогорска до 2050 года. Документ размещён на сайте городского акимата и с его содержанием может познакомиться любой желающий.

 Итак, в ближайшей перспективе будет снижаться доля женщин репродуктивного возраста, соответственно, снизится и уровень рождаемости. Наоборот, возрастёт доля пожилого населения старше 60 лет. Город будет стареть.

 

                                   Много стариков, но мало работников

 

    Такая печальная тенденция приведёт к острой проблеме дефицита кадров. Эта проблема уже заявляет о себе и сегодня, а через несколько лет станет ещё острее, поскольку существенно снизится доля трудоспособного населения. Особенно уменьшится численность молодёжи в возрасте от 20 до 35 лет – на 20-25%!

  Демографические проблемы накладываются на смену поколений. В проекте Стратегии прямо указано на продолжающуюся деградацию (именно так и записано) конструкторского и инженерно-технологического кадрового потенциала. Наиболее перспективные и талантливые инженеры уезжают, а уровень подготовки  молодых специалистов не отвечает требованиям производства.

  Численность населения города будет расти только за счёт предполагаемого роста продолжительности жизни и, главным образом, благодаря переселенцам из трудоизбыточных регионов Казахстана и депрессивных сёл ВКО. Но приток переселенцев не изменит структуру населения – снижение доли молодёжи, лиц трудоспособного возраста и рост пожилых людей. В проекте Стратегии ничего не сказано об уровне квалификации переселенцев. Но можно с большой долей уверенности предположить, что вряд ли новые жители города смогут в полной мере заменить тех квалифицированных специалистов в разных отраслях, прежде всего, в промышленности, в цветной металлургии,  которые выбывают в силу старения, или тех «наиболее перспективных и талантливых инженеров», которые выезжают за пределы города или страны. Ведь по большей части переселенцы – это сельские жители.

 Как власти города и области думают решать демографическую и кадровую проблему – из текста Стратегии непонятно. Кроме общих фраз про поддержку семей с детьми, подготовку специалистов по востребованным профессиям, да создание благоприятной городской среды в документе с громким названием «Стратегия» больше ничего нет.

 

                             Город будет зависеть от цветной металлургии и в 2050 году

   Конечно, с такими проблемами трудно надеяться на дальнейшее развитие экономики. Через 30 лет, как и сегодня, Усть-Каменогорск будет полностью зависеть от цветной металлургии и атомной отрасли. Три промышленных гиганта – УК металлургический комплекс «Казцинка», Ульбинский металлургический завод и титано-магниевый комбинат продолжат оставаться главными предприятиями областного центра.  Промышленный потенциал Усть-Каменогорска составляет 60% всей экономики области, и даёт более 25% поступлений в бюджет. По сути, после развала целого ряда промышленных предприятий в 90-х годах прошлого века, Усть-Каменогорск превратился в огромный моногород, полностью зависящий от трёх главных предприятий. 

 Ничего кардинального, что может изменить структуру экономики города, в Стратегии мы не найдём. В ближайшее время будет построен автозавод полного цикла «Азия Авто Казахстан». Но эта стройка началась задолго до разработки Стратегии. Если вспомнить историю возведения завода, то проект стал частной инициативой владельцев группы компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО». Конечно, государство оказывает поддержку масштабному для наших времён строительству, прокладывая за счёт бюджета инженерные коммуникации и железнодорожные пути, но во всём остальном строительство автозавода – это желание владельцев автомобильного холдинга. Также было и со строительством автосборочного завода «АЗИЯ АВТО», которому нынче уже исполняется 17 лет. «АЗИЯ АВТО» и медеплавильный завод «Казцинка» - вот и все крупные промышленные стройки Усть-Каменогорска за  последние 30 лет.

 Не просматривается картина мощного промышленного строительства и в предстоящие 30 лет. В Стратегии, кроме автозавода полного цикла говорится о проектах развития и модернизации УМЗ

(в частности, о строительстве завода по производству тепловыделяющих сборок), о проектах «Казцинка», ТМК. Но обо всех этих проектах уже известно давно, и это планы ближайших 5-7 лет. Что нового будет в индустрии города после 2025 – 2030 года – об этом в Стратегии ничего не упоминается. Только общие слова о том, что экономика Усть-Каменогорска должна быть «креативной на базе «экономики простых вещей», а также приобрести «сервисно-технологическую направленность». Как этого достичь? Этот  вопрос остаётся открытым. В Стратегии планируется создать кластер молочной промышленности, кластер масложировой продукции на базе АО «Май». Но эти отрасли уже есть, в городе работают несколько молочных производств, ну, а маслозавод, или по современному АО «Май»,  действует уже много десятилетий.

 Говорят в  Стратегии о развитии индустриальных зон. Но о печальной истории создания зон развития бизнеса мы знаем ещё с 2007 года, когда впервые эту идею выдвинул аким ВКО Жаныбек Карибжанов. ЗРБ в районе Самарского шоссе осталась недостроенной. Позднее появилась индустриальная зона в районе Арматурного завода, но и её территория до сих пор не заполнена. Нет предпринимателей, желающих туда заходить, нет проектов.

  Пишут и о таком механизме развития экономики, как технопарки. Но в Усть-Каменогорске уже был технопарк «Алтай». На его создание было потрачено в 2008 году 1,5 млрд. тенге. Но технопарк так и не стал центром инновационного развития, потому что учёным и изобретателям кроме помещения необходимо и финансирование, нужны государственные гранты. А вот с их получением дело пошло совсем плохо. В результате в 2018 году здание технопарка при оценочной стоимости в 294 млн. тенге продали за 39 миллионов тенге! Стоит ли после такого печального опыта возводить ещё один или несколько технопарков? Ведь дело в финансировании научных разработок со стороны государства и бизнеса. Будет достойное  финансирование – можно и здание строить для научных лабораторий.  Так что в будущее Усть-Каменогорска, как города технопарков и индустриальных зон, честно говоря, верится слабо. Также, как и в превращение города в центр международного бизнеса, торговли и делового общения! И ведь такая цель поставлена! Нет, Гонконг или Дубаи из Усть-Каменогорска явно не получится.

  Поскольку крупного индустриального строительства в городе в ближайшие три десятилетия не предвидится, районы для промышленного развития не предусмотрены. Говорится, что промышленное развитие будет идти в границах действующей промзоны. Новая промплощадка определена в районе посёлка Касым Кайсенов, где будет создана железнодорожная станция «Молодёжная». Но там пока планируется строительство лишь Левобережной ТЭЦ-2.

 

                                     Об экологии – лишь общие слова

    Вот о чём в Стратегии сказано совершенно точно и без прикрас, так это об экологической обстановке. Именно из-за плохой экологии город непривлекателен для переезда жителей из экологически благоприятных, но депрессивных районов. Авторы текста Стратегии не упомянули ещё об одном последствии экологической обстановки: из-за этого в город не только не переезжают, но и уезжают из Усть-Каменогорска. Несколько лет назад Центром анализа и прогнозирования ВКО был проведён социологический опрос. Респонденты назвали плохую экологическую обстановку самой главной причиной переезда в другие регионы или в другие страны.

 Но, к сожалению, в Стратегии мы не видим – что же будет сделано для кардинального улучшения экологической ситуации. И в этом важнейшем вопросе – набор общих слов. Что, например, говорит вам фраза о снижении выбросов в атмосферу и внедрении новых технологий на предприятиях-загрязнителях? Приведена даже цифра, что к 2050 году выбросы должны снизиться на 52 тыс. тонн. Об этом говорят годами.  И еще 30 лет будем говорить? Выбросы, действительно снижаются. Но наши экологические и природоохранные ведомства до сих пор даже не могут разобраться и дать горожанам чёткий ответ на простой вопрос – кто нас травит и чем травит? Каков конкретный вклад каждого предприятия – загрязнителя в загрязнение воздуха, воды, почвы, чем это опасно как для общей экологической ситуации, так и для здоровья каждого жителя города? Ведь в Усть-Каменогорске 23 предприятия первого, самого наивысшего класса экологической опасности! В атмосфере появляются вещества, происхождение которых государственные экологи не могут объяснить! Например, запредельные концентрации сероводорода. До сих пор так и не определили – откуда же берутся такие дозы сероводорода?! Или периодически появляющийся формальдегид, источников которого в городе вообще нет. Ничего мы не знаем и о концентрации взвешенных мельчайших частиц РМ 2.5 и РМ 10, а они очень влияют на развитие ряда болезней, в том числе и онкологических. Частицы РМ 10 вообще не контролируются!  Наверное, если разрабатывается Стратегия развития города, да ещё до середины века, было бы хорошо поставить такую задачу: выявить конкретный вклад каждого предприятия, оказывающего негативное влияние на экологическую обстановку, в первую очередь всех 23 предприятий первого класса опасности. Кроме этого изучить, выяснить – как выбросы каждого конкретного предприятия влияют не только на общую экологическую ситуацию, но и на здоровье горожан. 

 Ничего не сказано в Стратегии и о системе контроля атмосферного воздуха. Будет ли эта система совершенствоваться, или и спустя 30 лет у нас за состоянием воздуха продолжат следить 5 стационарных постов Казгидромета и 9 приборов системы РАИСПЭМ Центра экологической безопасности? Сколько вредных веществ в воздухе смогут отслеживать приборы через 30 лет? Как сейчас,  всего восемь, или хотя бы половину таблицы Менделеева? Ведь без должного контроля невозможно определить состояние воздуха. В Усть-Каменогорске доходит до смешного – когда чиновники пытались хоть как-то объяснить своё бессилие в определении источника сероводорода, то договорились до того, что, дескать, приборы неисправные. Такое заявление департамента экологии встретило жёсткий отпор Казгидромета – дескать, приборы современные и сертифицированные. Но такое бурное выяснение отношений не привело к главной цели – кто выбрасывает сероводород, да ещё в запредельных концентрациях, так до сих пор и неизвестно.

    В экологическом разделе Стратегии немало места уделяется вопросу утилизации твёрдых бытовых и промышленных отходов. И это верно, свалка уже наступает на город, и все её резервы закончатся уже в 2020 году. Как собираются решать эту проблему? Будет строиться новый полигон ТБО в районе села Самсоновка. Вас обрадовала эта перспектива? Разве целесообразно организовывать новую свалку в одном из немногих городских районов, где экологическая обстановка более благоприятная? Там жильё нужно строить, и переселять туда народ, живущий под  трубами, а наши управленцы определили это место под свалку! Там же планируется разместить и  мусороперерабатывающий завод, о необходимости которого говорят уже лет 20, как минимум. Честно говоря, я не верю в реальность появления такого завода. Три предыдущие попытки его создания провалились. После подписания меморандумов потенциальные иностранные инвесторы просто исчезали. А что, самим, без иностранных инвесторов нельзя построить такой завод? Неужели денег нет? Вероятнее всего, решение мусорного вопроса так и ограничится созданием новой свалки, и на этом всё затихнет.

   А вот о хранилищах опасных отходов предприятий – загрязнителей в Стратегии ни слова. А ведь город находится буквально в кольце хвостохранилищ, полигонов, прудов – испарителей! Среди всей этой «прелести» есть даже могильник радиоактивных отходов УМЗ, расположенный в черте города, да ещё рядом с новым городским кладбищем и пахотными землями Опытного поля! Официально подтверждено, что хвостохранилище УМЗ загрязняет подземные воды. Получается, что и через 30 лет всё это опасное хозяйство будет по-прежнему окружать и загрязнять Усть-Каменогорск! Почему бы в Стратегии не определить, что предприятия – загрязнители должны взять на себя обязательства закрыть все эти хвостохранилища, рекультивировать их, а новые захоронения производить на землях бывшего Семипалатинского ядерного полигона? Почему не распространить положительный опыт «Казцинка», построившего на полигоне хранилище мышьяксодержащих отходов? Причём, в добровольном порядке. Нет, по задумке властей и в середине XXI века в Усть-Каменогорске будет такая достопримечательность, как могильник радиоактивных отходов! Прекрасное будущее! И они ещё рассчитывают, что население города будет расти!

 Почитаем ещё внимательно раздел про окружающую среду. Пишут, что будут увеличиваться зелёные насаждения. Реальность в том, что в городе варварски вырубаются деревья. За саженцами в рамках т.н. «компенсационных посадок» нет ухода, они растут сами по себе, и нередко погибают.

 Пишут, что в общественном транспорте будет увеличиваться доля трамваев, и они станут перевозить 34% пассажиров. После истории с т.н. «алматинскими трамваями» ничего, кроме горькой улыбки, эти наполеоновские планы не вызывают. Кстати, для того, чтобы трамваев стало больше, необходимо хорошее состояние трамвайных путей. Да и линии новые нужно открывать. А то получится, что в 2050 году трамваи будут продолжать ездить по маршрутам, созданным 100 лет назад!

  Авторы Стратегии рисуют замечательную картинку будущего: якобы АЗС, СТО, автомойки станут размещать за селитебной территорией! Сказка! Но станет ли она былью? А как быть с уже действующими АЗС, СТО, мойками? У нас есть заправка, размещённая, к примеру, прямо возле парка «Жастар» (ныне К. Кайсенова).  Те, кто писал такое, они сами хоть верят в написанное?

 45% транспорта к 2050 году планируется перевести на газ. А где газозаправочные станции? И как будут переводить? Для начала хотя бы государственный служебный транспорт переведите! Так не переводят, потому что переоборудование стоит дорого, и заправок нет.

 Кстати, о газе. Вроде и говорят о такой цели, как газификация города, но кроме одного этого упоминания  больше ничего. И судя по планам строительства Левобережной ТЭЦ-2, работать она будет явно на угле Каражыры. И через 30 лет этот уголь будет коптить  воздух областного центра. Как у Блока: «Живи ещё хоть четверть века, всё будет так, исхода нет»!

  В который раз говорят и о необходимости переселения жителей т.н. санитарно-защитной зоны, говоря проще, районов, примыкающих непосредственно к крупным предприятиям. Даже подсчитано, что для этого нужно 5282 квартиры. Но опять ничего конкретного. Говорят об этом десятилетиями, теперь записали в Стратегию. А что нужно сделать для выполнения этой задачи – записать забыли. За счёт каких средств, может быть, станут переселять? Неужели у нас страна настолько бедная, что нельзя в бюджете найти финансы на 5000 квартир?

  А разве не стратегическим стало бы обследование жителей города для выяснения влияния экологии на здоровье? Ведь что сейчас говорят об этом? Дескать, влияние плохой экологии на причины болезней составляет всего 10%. И ссылаются при этом, что такую цифру даёт ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения. На любой вопрос о взаимосвязи экологии и здоровья отвечают, что такую взаимосвязь установить трудно, нужны специальные исследования. Так нужно такие исследования проводить!  И создавать, наконец, в городе Центр экологической медицины!

 Кстати, говоря о «зелёном поясе» города, разработчики Стратегии почему-то не упомянули о такой важной экологической составляющей, как дачные массивы. В лучшие времена Усть-Каменогорск окружали сотни таких дачных посёлков, численностью в 90 тысяч дачников. Сейчас многие дачи или заброшены, или превратились в постоянное жильё для переселенцев из погибающих сёл. Для многих дачи – это единственная возможность глотнуть воздуха и дать детям хоть какой-то летний отдых на природе. Почему же в Стратегии ничего не сказано о помощи дачникам со стороны государства? А такая помощь очень нужна. Это и приведение в порядок дорог к дачным товариществам, и решение проблем с электроснабжением  и другие важные проблемы. Но об этом -  ни слова! Зато когда речь идёт о районах, где будет вестись застройка, написано, что индивидуальное строительство в ряде городских территорий будет производиться на месте дачных участков!

 

                                            Стратегия без стратегии!

 

    Мы остановились на демографических и кадровых проблемах города в ближайшем и отдалённом будущем, а также перспективах индустриального развития и решении экологических вопросов. Картина на ближайшие 30 лет вырисовывается совсем не радостная. В лучшем случае – всё останется, как есть, а в худшем – положение будет только усугубляться. Никаких решительных мер и новых путей Стратегия по этим проблемам не предлагает.

  Можно ещё многое написать, анализируя проект Стратегии. Но лучше самим прочитать этот документ. Остановимся ещё на некоторых интересных моментах. Запланировано, что 60% застройки в городе будут составлять дома усадебного типа, а 40% - многоэтажные. Откуда взяли эти цифры? Неужели жители города станут настолько обеспеченными, что более половины из них смогут строить себе коттеджи? Да и вообще по обеспеченности жильём в городе будет совершён просто рывок: с нынешних 23,2 кв. м жилой площади на человека к середине XXI века будет достигнута цифра в 30 кв. метров! Правда, при этом в Стратегии отмечается, что в элитных домах обеспеченность жилплощадью может доходить и до 50 кв. м. на человека, а вот в ночлежных домах (планируется в городе создать и такие!) – всего 9 квадратов на одного ночующего. Всё правильно – это капитализм, социальное расслоение, каждому - своё.

  Кстати, в Стратегии записано, что новое строительство продолжится и в центральной части города. Малоценная жилая застройка в центре будет реконструироваться или сноситься, а взамен появятся многоэтажные жилые комплексы, офисы, торговые и бизнес-центры. Т.е. уникальный центр города будут продолжать уродовать в угоду интересам бизнеса. А ведь архитекторы нередко говорили об особом шарме исторического центра Усть-Каменогорска, уютных и тихих уголках, старинных зданиях, парковых зонах. Похоже, что центр при таком развитии событий всё-таки обречён на полное исчезновение!

 Смешно читать сравнения Усть-Каменогорска с Бельгией или Исландией, несколько страниц занимает описание опыта Сингапура и возможность применения этого опыта к столице ВКО. Но вот одна из целей стратегического (!) развития – довести до нормативной численности станцию скорой неотложной медицинской помощи! До норматива запланировано довести и количество молочных кухонь! Такие задачи будут решаться в ближайшие 30 лет! Какой уж тут Сингапур!

 И ещё несколько цифр из целевых индикаторов Стратегии. Численность населения Усть-Каменогорска к 2050 году может достичь 550 тыс. человек (сейчас 343,8 тыс.). Кстати, по генеральному плану 1969 года было запланировано, что в 1990 году в городе должно было проживать 450 тыс. человек. Ожидаемая продолжительность жизни – 75 лет. От дома до работы жители будут добираться всего за 20 минут. Столько же они потратят, чтобы дойти до ближайшего парка. Пешеходных зон в городе будет две. И, слава Богу, что всего две, нам и одной, ныне строящейся на ул. Бейбiтшiлiк, хватит! Усть-Каменогорск станут посещать более 15 тысяч иностранных туристов в год. Безработица останется в течение 30 лет стабильной, на уровне 5,2%. Доля населения с доходами ниже 60% от прожиточного минимума в 2050 году составит 16%. А вот пенсионеров с такими низкими доходами запланировано совсем мало – от 1 до 3%. Только составители Стратегии, наверное, позабыли, что с 2043 года совсем прекратится выплата солидарной пенсии, останутся только накопления в пенсионном фонде. Так что жизнь пенсионеров середины нынешнего века явно будет не такой безоблачной, как записано на бумаге.

 А вообще весь проект Стратегии оставляет унылое впечатление. Назвать такой документ Стратегией язык не поворачивается. Это скорее констатация существующих городских проблем, и никакого особого развития до 2050 года не просматривается. Такое впечатление, что эту стратегию написали только потому, что её нужно было написать. Теперь каждый крупный город должен иметь такую стратегию развития, и в январе 2019 года была даже принята методика разработки стратегии.

 26 июля состоятся общественные слушания по проекту Стратегии.  К сожалению, на сайте городского акимата до сих пор так и не указано время проведения слушаний и место. Да и сам текст стратегии там разместили лишь после вмешательства нашей редакции. Ещё есть время, чтобы не только прочитать проект, но и прислать в городской акимат  свои замечания и предложения.

 

                                Денис Данилевский

P.S. Наконец стало известно, что слушания состоятся 26 июля в 15-00 в малом конференц- зале акимата Усть-Каменогорска по адресу: ул. Пермитина, 17, кабинет 201. Эта информация опубликована Общественным советом города. Приглашаются все желающие.