Новость о том, что над министерством обороны Казахстана был замечен квадрокоптер, не вызвала большого резонанса. Произошло это событие 31 марта. Между тем, появление беспилотного летательного аппарата над военным ведомством страны лишь обнажило массу проблем, связанных с началом довольно широкого использования таких аппаратов.
Этот квадрокоптер силами военной полиции был перехвачен, его полёт принудительно прекратили. Довольно быстро были найдены лица, запустившие беспилотник. «В военном министерстве напомнили, что пролет БПЛА (беспилотный летательный аппарат) над объектами вооруженных сил Казахстана грубо нарушает сразу две статьи закона «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации». "За нарушение указанных норм закона статьей 563 Кодекса об административных правонарушениях "Нарушение порядка использования воздушного пространства Республики Казахстан" налагается на физических лиц штраф в размере 10 МРП (месячный расчетный показатель в 2019 году составляет 2 525 тенге), на должностных лиц - 20 МРП", - сообщается на сайте министерства обороны.
Порядок использования беспилотников в Казахстане регулируется указанным законом и правилами, утвержденными правительством. Правила эксплуатации беспилотных летательных аппаратов опубликованы на официальном сайте Министерства индустрии и инфраструктурного развития. На учёт в органах управления полётами должны быть поставлены беспилотники с максимальной взлётной массой более 1,5 килограмма. Если полёт проходит на высоте не более 50 метров, а маршрут не достигает расстояния ближе, чем 5,5 км от ограждения аэродрома, то план полёта не согласовывается. Если параметры полёта превышают эти показатели, то план обязательно должен быть согласован с государственными органами по управлению полётами, его можно зарегистрировать на сайте «Казаэронавигация». Полёт над охраняемыми объектами согласовывается со службой государственной охраны. Схема полёта над населенными пунктами также согласовывается с органами национальной безопасности.
В любом случае, даже при эксплуатации квадрокоптера массой менее 1,5 кг, аппарат не должен запускаться на расстоянии ближе 50 метров от другого человека, транспортного средства, здания, сооружения, во время полёта это расстояние должно быть не менее 100 метров, и не менее 150 метров от массового скопления людей и транспорта. Нельзя использовать квадрокоптер в запретных и опасных для полёта зонах, и зонах, где полёты ограничены. Видимо, чтобы владельцы квадрокоптеров не нарушали правила, в каждом крупном населённом пункте нужно такие зоны установить, если они еще не установлены, и обнародовать их список. Также нельзя сбрасывать с беспилотника любые грузы и животных.
Беспилотники постепенно входят в нашу жизнь. Сегодня уже человек даже с не очень большими доходами может при желании приобрести хотя бы маленький квадрокоптер. Пока их использование происходит стихийно. В основном аппараты приобретают для панорамных съёмок с воздуха. В День Победы, например, было размещено видео, как выглядит с высоты шествие «Бессмертного полка» в Усть-Каменогорске, и это действительно впечатляющая картина, такое количество людей, двигающихся одной колонной, теперь собирается только на этот праздник. Частенько в соцсетях показывают, к примеру, виды центральной площади областного центра с цветными фонтанами вечером, тоже красиво. Сверху вообще всё выглядит очень красиво. Один из блогеров разместил в соцсетях видео промышленного пейзажа промплощадки в Усть-Каменогорске, снятого квадрокоптером. И даже вид дымящих труб, сплетений металлических эстакад, заводских корпусов, железнодорожных путей – не менее великолепен, чем природные пейзажи.
Вопрос Катерины - героини пьесы Островского «Гроза» - «Почему я не птица, почему я не летаю?» - наверное, всегда будет беспокоить человека. Квадрокоптер позволяет посмотреть на местность с высоты птичьего полёта, и, хотя бы таким образом, удовлетворить эту страсть к небесным просторам. Беспилотники берут на отдых, снимают пейзажи Бухтарминского водохранилища. А вот, прежде чем перевозить квадрокоптер в самолёте, нужно ознакомиться с правилами перевозки беспилотников. В международном аэропорту Алматы довелось быть свидетелем, как служба досмотра грузов разбиралась с пассажиром, в багаже которого обнаружили квадрокоптер. Чем закончилось дело – не знаю, объявили посадку на наш рейс. Число владельцев беспилотников растёт, и каким образом будет упорядочено их использование, и будет ли вообще упорядочено, несмотря на наличие правил, не совсем понятно.
Между тем, уже после инцидента с полётом квадрокоптера над министерством обороны РК руководитель Главного управления военной полиции полковник Бауыржан Лекеров в интервью республиканской газете «Караван» констатировал, что за последнее время “участились случаи несанкционированного пролета дронов и квадрокоптеров над военными объектами”, хотя это запрещено законом. Также он отметил, что многие изобретения становятся мощным оружием в руках неприятеля. В том числе и беспилотники малого размера. Являясь эффективным достижением технологического прогресса, они одновременно стали одним из опаснейших средств, используемых террористами. Используются беспилотники и в качестве шпионов, для сбора информации.
Для жителей Усть-Каменогорска вопрос возможной угрозы от беспилотников весьма актуален. Ещё 3 года назад, на слушаниях по строительству здания для хранения банка ядерного топлива на Ульбинском металлургическом заводе был задан вопрос – как будет защищёно это хранилище низкообогащённого урана от потенциальной атаки с использованием беспилотника? Как всегда руководство УМЗ успокоило, что, мол, всё под контролем, и волноваться не о чем. В прошлом году мы задали этот вопрос в официальном письме редакции руководству завода. Ответ поступил, как всегда, за подписью руководителя пресс-службы УМЗ. Нам сообщили, что «физическую охрану предприятия осуществляет подразделение Национальной гвардии РК». Это общеизвестный факт, ещё в советское время жители города не знали, что же производят на УМЗ, но любой мог сказать, что охраняет завод воинская часть, расположенная на ул. Бажова. Каждый вечер можно было видеть, как солдаты идут пешим маршем от своей части до УМЗ. Но мы не спрашивали, кто охраняет УМЗ, нас интересовало – как защищено предприятие от возможной атаки беспилотника? Неужели у подразделения Национальной гвардии имеются средства обнаружения и уничтожения беспилотных летательных аппаратов?
В прошлом году тема использования беспилотников в военных и террористических целях стала особенно актуальной. Террористы использовали беспилотники для атаки на российскую военную базу в Сирии. Вот что пишет об этом журналист Виталий Копытин в материале «Атака с неба. Кто побеждает в войне беспилотников в Сирии?» на сайте life.ru.
«Вспомним хотя бы новогоднюю атаку на авиабазу Хмеймим, когда боевики использовали восемь дронов. В результате атаки погибло два человека, дроны повредили четыре самолёта и два вертолёта, сдетонировал склад с боеприпасами. Тогда российские военные не ожидали, что в распоряжении боевиков есть высокотехнологичные БПЛА». Итак, удару подверглась даже военная база России, и был нанесен значительный ущерб, погибли люди.
Далее Виталий Копытин пишет: «Американцы уже поняли всю опасность новой тактики террористов: ещё в прошлом году Минобороны США экстренно запросило у Конгресса дополнительные средства на борьбу с "угрозой, исходящей от беспилотной авиации ИГИЛ (организация, запрещенная и признанная террористической в Казахстане – редакция)". Кроме того, американское военное ведомство сообщало, что у него в разработке находится более 20 различных систем для обнаружения и уничтожения дронов, а ряд других уже апробируется на поле боя».
В статье приводятся и другие интересные данные. «По оценкам военных специалистов, в арсенале боевиков сейчас находится (по самым скромным подсчётам) несколько сотен дронов различного назначения. У них есть дроны -"гранатомёты", дроны -"бомбомёты", квадрокоптеры (используются в основном для визуальной разведки и сбрасывания взрывчатки), дроны -"камикадзе" (несут на себе заряд, приводимый в действие при контакте дрона с целью) и т. д.
— Сирийский опыт показывает, что в современных войнах и вооружённых конфликтах возрастает роль робототехнических комплексов. Силами беспилотников обеспечивается круглосуточный контроль обстановки практически на всей территории Сирии, — заявил в прошлом году Сергей Шойгу (министр обороны РФ – редакция).
Судя по последним событиям, в Сирии мы уже научились противостоять атакам со стороны дронов противника, использовать беспилотники для разведки — осталось ещё научиться атаковать с помощью БПЛА. Это, во-первых, снизит риски потерь живой силы, а кроме того — позволит наносить удары по боевикам в самых труднодоступных местах», - пишет в заключение российский военный обозреватель.
На самом деле всё гораздо серьёзнее, чем мы представляем. И если россияне задумались о реальном потенциале беспилотников на печальном опыте боевых действий в Сирии, то у нас, судя по всему, пока по этому поводу самоуспокоенность. В ноябре прошлого года мы узнали, что на УМЗ в 2019 году будут перерабатывать высокообогащённый уран в низкообогащённый. Этот проект финансирует правительство США с целью нераспространения ядерного оружия. Какова степень защищенности участка по переработке ВОУ в НОУ от потенциальной угрозы атаки беспилотника? Ведь сейчас никакого секрета в расположении этого технологического участка нет, все схемы и описания, технико-экономическое обоснование находятся в открытом доступе, прочитать может любой. Таково требование закона, и сейчас действительно любая информация, касающаяся воздействия на окружающую среду, должна быть доступна для обсуждения общественности.
А ведь высокообогащенный уран, пусть и в небольшом количестве, ещё нужно доставить из Курчатова в Усть-Каменогорск. Какова степень безопасности от воздушной атаки при транспортировке? У нас в черте города есть и могильник радиоактивных отходов, расположенный на хвостохранилище УМЗ рядом с новым городским кладбищем по Объездной дороге. Никаких сооружений, призванных защитить могильник от воздушной угрозы с беспилотника, там не видно. Да, твердые отходы накрыты мощными бетонными плитами. Но и плиты можно разрушить. А есть ещё и жидкие радиоактивные отходы.
Вопросов много. Уверен, что работники УМЗ ответят на эту статью смехом – дескать, опять дилетант взялся пугать народ. И будут приводить тысячи доводов, что ничего страшного нет, и не может быть. Например, на мой вопрос, заданный на общественных слушаниях, о последствиях аварийной ситуации при работе с высокообогащённым ураном, они ответили, что радиация не выйдет за пределы завода, она даже не дойдёт до заводского забора. Вот какая дисциплинированная радиация, не покидает пределы предприятия! Якобы всё дело в малом количестве высокообогащённого урана.
Можно, конечно, делать вид, что вообще никаких угроз нет, и мы вообще должны испытывать благодарность, за то, что у нас в городе, чуть ли не в центре, находится действующая ядерная установка (так официально классифицируется УМЗ), да ещё и хранилище радиоактивных отходов. Но жизнь вносит свои коррективы и нельзя отрицать, что с изобретением беспилотников и началом их массового производства и использования появились совершенно новые угрозы безопасности. В том числе и на таких особо опасных объектах, где используется уран, тем более - высокообогащенный. Сегодня квадрокоптеры уже добрались до министерства обороны. А куда они долетят завтра? Но есть ли у ответственных лиц желание искать ответы на эти вопросы?
Денис Данилевский