Мы продолжаем наше путешествие в прошлое и настоящее нашего великого восточного соседа, навеянное поездкой на остров Хайнань.
Насилие в ходе «культурной революции» в Китае. Это, пожалуй, самый «больной» вопрос при обсуждении этой темы. В Китае неоднозначное отношение к событиям «культурной революции» 1966-1976 годов, именно из-за имевшего тогда место насилия в отношении партийных и государственных работников, которые, по мнению отрядов революционной молодёжи (хунвейбины) и рабочих (цзяофани), были подвержены буржуазному перерождению и могли повести Китай по пути капитализма. Расправа происходила и над и интеллигенцией, склонившейся к мелкобуржуазной теории.
Действительно, такое насилие было. Председатель Мао Цзэдун направлял энергию масс против партийных и государственных руководителей, которые склонялись в сторону буржуазного пути развития. По его мнению, народные массы не должны быть отстранены от процесса управления, прямого влияния на развитие страны, а революция должна продолжаться и после взятия трудящимися власти в свои руки. Если народ будет отстранен от политических процессов, если всё будет инициироваться только «сверху», без какой-либо ответной реакции и энергии масс «снизу», то неизбежно превращение чиновников в новую буржуазию и новых эксплуататоров. В этом Мао оказался абсолютно прав, именно по такому пути пошёл Советский Союз после смерти И.В. Сталина в 1953 году. В итоге в СССР произошла реставрация капитализма при полном попустительстве народа.
Другой вопрос – какие формы участия народа в прямом влиянии на политические и экономические процессы стоит применять? Мао выбрал путь революционного насилия, физического воздействия, физического отстранения «разлагающихся» партийцев, чиновников, интеллигенции, отправку их на перевоспитание в трудовые коммуны. Конечно, это очень опасный путь, поскольку энергия насилия может выйти из-под контроля и ввергнуть страну в хаос. Наверное, возможен был другой путь. Например, отстранение партийного руководства на многолюдных открытых партийных собраниях, где каждый мог бы высказать свою критику. Или отстранение чиновников на митингах, сходах, конференциях трудящихся. Такой вариант помог бы провести и кадровую чистку, и привлечь народ к процессу управления, но не через силу винтовки или кулака, а через силу слова, силу убеждения. А это гораздо более мощная сила, чем сила оружия или физического воздействия.
Но случилось так, как случилось. Исследователи расходятся во мнении о последствиях насилия в ходе культурной революции. Неизвестно и точное число жертв, данные разнятся, называются цифры более миллиона человек. Это связано с закрытостью Китая в те годы, и закрытостью, недостаточным изучением тех событий до сих пор. Одни исследователи приходят к выводу, что страна погрузилась в хаос, была потеряна управляемость. Для усмирения особо распоясавшихся хунвейбинов пришлось привлекать армию. И лишь в 1976 году, после смерти Мао, наступило некое подобие порядка. Другие утверждают, что насилие прекратилось уже в 1968 – 69 годах, и никакой «катастрофы» не было. Напротив, после смены старых управленцев на предприятиях экономика стала расти. Такую оценку, кстати, дают даже немногочисленные западные историки и экономисты, бывшие свидетелями событий «культурной революции». Действительно, в это время Китай наращивает свой ядерный потенциал (первое испытание атомной бомбы произошло в 1964 году), учёные и производственники делают ряд технологических и научных открытий, была испытана водородная бомба и запущено в космос несколько искусственных спутников Земли. Да и в целом страна развивалась, не стояла на месте. Немаловажный момент – именно в эти годы власти КНР прекращают выплаты бывшим собственникам предприятий. После образования Китайской народной республики в октябре 1949 года в стране не произошла национализация промышленности. Государство производило компенсационные выплаты владельцам заводов и фабрик, и они даже в некоторых случаях продолжали руководить ими. Это объяснялось тем, что в стране не хватало не только квалифицированных управленцев, но и грамотных рабочих. «Культурная революция» стремительно выдвинула новую когорту инженерно-управленческого персонала, в трудовых коллективах пошло заинтересованное обсуждение лучших путей решения производственных задач, рабочие активно включились в процесс управления предприятием. В стране развивалось здравоохранение и образование. За время правления Мао Цзэдуна средняя продолжительность жизни выросла с 35 до 69 лет.
Вообще культурная революция в Китае стала решительной попыткой противостоять глобальному капитализму, который в 60-е годы прошлого века уже неспешно, но уверенно начал свою победную поступь на планете, оправившись от потрясения Октябрьской революции, краха прежней колониальной системы, и морального проигрыша социализму. Причём ставку в этой победной поступи капитализм делает на самого обычного, «простого», «маленького» человека. При капитализме для правящего класса очень важно, чтобы человек оставался именно вот таким «маленьким», с обычными человеческими потребностями. Это потребность в питании, жилье, одежде, регулярной половой жизни, если уж не комфортной, то хотя бы нормальной обстановке в доме, и прочих «маленьких, нормальных радостях». Не нужно никаких «героических усилий», «высоких целей», нужно «просто жить и радоваться жизни». Ещё лучше – иметь свой маленький мирок с квартирой – домиком, садиком-огородиком, машиной, и жить целиком в этом мирке, не думая о политике, и, тем более, не участвуя в политике, поскольку «политика – это дело грязное», а наше дело – «маленькое». Именно по такому пути пошёл в 60-х годах советский народ, народ-победитель, народ – созидатель, забывая о великих идеалах Октябрьской революции, идеалах социализма, героическом пути страны, жертвах, которые были отданы в боях за социальную справедливость. В то время, когда в СССР народ получал квартиры, покупал мебель, хрусталь, ковры, машины, строил дачи на шести сотках, в Китае под руководством Мао сопротивлялись проникновению капитализма, сопротивлялись с ошибками, лишениями, трудностями, но сопротивлялись.
В этом и отличие культурной революции в Китае, от современных событий на Украине. Хотя и в Незалежной сегодня господствует насилие. Но государственный переворот на Украине в 2014 году и последовавшая затем волна насилия имеет цель укрепления капитализма, полное втягивание Украины на периферию глобального капитала. Разве можно сравнить молодёжные отряды хунвейбинов с профессиональными боевиками – националистами на Украине? Вся эта псевдодемократия, якобы наступившая после «революции достоинства», с десятками кандидатов на президентский пост, с дебатами на стадионе, имеет лишь одну цель – дальнейшее укрепление капитализма. Одна олигархическая группа сменяет другую, но общественные порядки остаются неизменными, буржуазными. И никто не собирается привлекать народ к управлению, пробуждать его творческую энергию. Народ – это лишь источник дешёвой рабочей силы, и важнейший инструмент для голосования, электорат.
Между тем, идеи Мао о сохранении революционных принципов, идея непрерывной борьбы с капитализмом и буржуазией, вовлечения в эту борьбу самых широких народных масс по-прежнему находят в мире многих сторонников. Коммунистические маоистские партии есть во многих странах мира, некоторые ведут вооружённую партизанскую борьбу против капитализма, активнее всего в Непале, Индии, на Филиппинах. Ну, а уж теоретических сторонников Мао, изучающих его труды в самых разных уголках планеты, вообще не счесть.
Как же в современном Китае оценивают события «культурной революции» и эпоху Мао Цзэдуна в целом?
«Свыше 85 процентов жителей Китая считают, что заслуги перед страной первого её Председателя Мао Цзэдуна превосходят по своему значению допущенные им ошибки. Такие данные были получены в ходе опроса в 2013 году, посвящённого 120-й годовщине со дня рождения Великого Кормчего, которое отмечается в стране 26 декабря. Как говорится в сообщении по результатам опроса:
«…более 85 респондентов считают, что заслуги Мао Цзэдуна намного значимее его ошибок, а чувство глубокого уважения к нему высказывало более 90 процентов опрошенных».
Среди опрошенных, как и ожидалось, чувства уважения и восхищения в большей степени проявились у людей старше 50 лет. Более молодые граждане страны настроены в отношении Председателя несколько более критично.
Что же считают сегодня граждане Китая главными заслугами Мао?
На первое место 90 процентов поставили то, что именно он стал во главе народной революции, которая привела к созданию независимого государства.
На втором месте — реализованная им концепция справедливости, в пользу которой высказались 60 процентов ответивших. Очень многие люди вспоминают времена Мао с ностальгией, хотя жизнь тогда и была более бедной. Тем не менее, по их словам, социальное расслоение и разница между доходами не была такой вопиюще большой, как сегодня.
На третьем месте среди заслуг Мао Цзэдуна — создание во время его правления атомного и термоядерного оружия, что одобрило около 50 процентов респондентов. Примерно столько же одобряют уравнивание в правах мужчин и женщин, произошедшее в те времена. Также 48 процентов ставят в плюс Мао то, что при нём страна открылась внешнему миру, и были заложены основы отношений с США.
Что же касается ошибок Председателя, главной из них 80 процентов считают агрессивную «культурную революцию» в 1966 —1976 годах. Ещё 60 процентов не согласны с политикой «большого скачка», имевшего место в 1958 — 1961 годы. Ну а примерно 46 процентов не одобрили сложившийся при жизни Мао «культ его личности».
В целом же, свыше 90 процентов опрошенных считают, что эпоха Мао и сегодня оказывает значительное влияние на Китай.
Официальная позиция компартии о деятельности Мао выражается формулой «30% ошибок и 70% побед» и не меняется уже несколько десятков лет» (Статья «Культурная революция в Китае – что она принесла стране?» — источник «Информационно-аналитический центр»).
Вот так: 30% ошибок и 70% побед. Один раз решили, и больше к этому вопросу не возвращаются. Никаких споров, телевизионных шоу, обсуждений в соцсетях, разоблачительных статей и фильмов и т.д.
«Культурная революция, особенно своей ранней радикальной фазой, обозначила высокую степень сопротивления мировому капитализму. Несмотря на все свои ошибки, маоисты подготовили материальную часть и человеческие ресурсы, которые были необходимы для последовательного стремительного роста. Экономический бум, который последовал сразу после эры Мао Цзэдуна, построен на достижениях маоистского Китая, хотя он и имел значительные недостатки.
Хотя Культурная революция могла бы принести больше пользы экономике страны, неправильно считать, что это было потерянным десятилетием для развития Китая. Китай обнаружил большие международные возможности после Культурной революции, чем до неё. Экономическая интеграция Китая в мировой капитализм произошла тогда, когда миру потребовались колоссальные человеческие ресурсы, которые не были нужны в меньшей глобальной экономике середины 1960-х годов.
Поэтому китайцы уважительно относятся к историческому прошлому своей страны, так как понимают, что если бы не было «культурной революции», то и не было бы современного Китая как великой мировой экономической державы», — говорится в упомянутой статье информационно-аналитического центра.
После смерти Мао Цзэдуна в 1976 году в стране был взят курс на построение «социализма с китайской спецификой». Этот курс возглавил Дэн Сяопин, в годы культурной революции находившийся в оппозиции к Мао. Но китайские реформаторы никогда не позволил себе поставить под сомнение почти 30 – летний период маоистского Китая, и, тем более начать обливать свою недавнюю историю грязью. И в этом также один из секретов китайского экономического чуда.
Наступило новое время Китая. Время не только общественной стабильности, отказа от курса на постоянную революционную борьбу с капитализмом и буржуазным разложением, возврата частной собственности, открытости внешнему миру при сохранении монопольной власти Коммунистической партии, но и время колоссального экономического рывка, время превращения страны в мировую державу.
(Продолжение следует)
Денис Данилевский
Санья (КНР) – Усть-Каменогорск
Фото из Интернета