Сюжет для комедии абсурда: как государство экономит на инвалидах

Газета "Flash!"

«Надо усилить внимание нашим гражданам с ограниченными возможностями.

Для них Казахстан должен стать безбарьерной зоной.

Позаботиться об этих людях – наш долг перед собой и обществом»

(Из послания Президента страны народу Казахстана)







В полную силу начали отстаивать свои права инвалиды 1-ой группы, имеющие затруднение по передвижению, инвалиды по зрению и их помощники. В полную силу настолько, насколько для них это возможно.

Всем понятно, что инвалиды 1-ой группы по зрению, и другие инвалиды неспособны самостоятельно, без помощи других лиц, передвигаться, тем более учитывая современный мир с интенсивным движением транспорта и пешеходов. Человеку, обладающему таким богатством и счастьем – зрением, сложно представить, каково это – постоянно находиться во тьме, ничего не видеть, и передвигаться только наощупь. Это трагедия, и не дай Бог ей случиться. Тяжело и другим инвалидам, которые не могут сами передвигаться. И долг государства, общества – помочь таким людям. Согласно Закону «О социальной защите инвалидов» незрячим и другим инвалидам с затруднениями в передвижении должны предоставляться индивидуальные помощники за счет бюджета. Перспектива таких индивидуальных помощников — восьмичасовой рабочий день и более чем скромная зарплата. Их задача – облегчать жизнь инвалида, а именно, сопровождать в магазины, медицинские учреждения, культурные заведения, в государственные органы, на культурно-зрелищные мероприятия и т.д.

Инвалиды и их помощники заявили, что с оплаты труда индивидуального помощника удерживается подоходный налог, а также, что услуга индивидуального помощника предусмотрена с 8-ми часовым рабочим днем на пять будних дней. То есть не предусмотрено сопровождение инвалида первой группы, имеющего затруднение по передвижению, в выходные и праздничные дни.

По словам инвалидов, неправительственные организации (далее НПО) получают от государства бюджетные средства с 2016 по 2019 год на оплату услуг индивидуального помощника без ограничений в будние дни. В свою очередь НПО предоставляют услуги индивидуального помощника, оплачивая лишь 20 — часовую рабочую неделю вместо 40- часовой. Допустим, за 40 часов в неделю индивидуальный помощник должен был получать 40 тысяч, а вместо этого получал 20 тысяч тенге. То есть 20 000 – это месячное вознаграждение индивидуального помощника, который оказывал помощь 4 часа в день. Что такое для инвалида 4 часа? Инвалиды и их помощники считают, что оплата услуг помощников должна осуществляться напрямую от отдела занятости и социальных программ без помощи посредников в лице НПО. Зачем нужен посредник? Руководитель управления координации занятости и социальных программ ВКО Елена Старенкова, в ответ на обращение от инвалидов и помощников в мае 2018 года отметила, что не имеется формы бланка учета рабочего времени, утвержденного нормативно правовым — актом. Каждый заказчик вправе разработать свою форму для прозрачности и качественного мониторинга рабочего времени индивидуального помощника.

Закон по-разному читают

По явным признакам нарушения обратились в вышестоящие органы не только инвалиды ВКО, но и инвалиды Карагандинской области. Как выяснилось, удержание подоходного налога с и без того скромной оплаты помощников инвалидов происходит по той причине, что два Министерства не могут прийти к общему мнению. Одно Министерство (труда и социальной защиты) считает, что оплата стоимости услуг, оказанных индивидуальными помощниками в отношении инвалидов, не является доходом индивидуальных помощников в целях налогообложения, как и сказано в Постановлении Правительства от 24 сентября 2014 года № 1011. Другое же Министерство (финансов) с данным мнением не согласно, об этом сообщил заместитель прокурора Карагандинской области Мейрам Таутенов. Вместе с тем, Директор Департамента методологии налогообложения Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан Кайрат Жулмухамбетов отметил, что Министерство национальной экономики, как уполномоченный орган в сфере формирования налоговой политики, утверждает — оплата стоимости услуг, оказанных индивидуальными помощниками в отношении инвалидов, не является доходом индивидуальных помощников в целях налогообложения.

Также, согласно имеющимся данным, в ОО Центр реабилитации инвалидов «Лайықты өмір» Карагандинской области, выявлены нарушения при заключении договоров о госзакупках, факты незаконной передачи поставщиком объема социальных услуг третьим лицам, ущемления прав индивидуальных помощников, инвалидов при оказании социальной помощи в выходные и праздничные дни, а также факты незаконного уменьшения стоимости оплаты услуг, предоставления недостоверных сведений в Отдел занятости и социальных программ и нецелевое использование выделенных на социальные услуги бюджетных средств.

Кроме прочего, инвалидов не устраивает и прописанное в Правилах предоставления социальных услуг индивидуального помощника для инвалидов первой группы, имеющих затруднение в передвижении и специалиста жестового языка для инвалидов по слуху (для таких помощников время работы ограничено в 60 часов в год), что индивидуальный помощник – лишь сопровождающий. Получается, что у помощников инвалидов нет прописанных должностных обязанностей, только одна обязанность — сопровождать.

Особая логика

Помощник — тот, кто помогает кому-либо в чём-либо или по чему-либо (Википедия). У инвалидов, о которых так громогласно старается позаботиться государство – помощник – это лишь сопровождающий. Его задача просто идти рядом. Если инвалид весь день проведет дома, то и услуга помощнику не будет оплачена, так как он никуда инвалида не сопровождал. Помимо прочего, индивидуальному помощнику необходимо указать, сколько времени и где он провел, куда водил инвалида, а может, даже предоставить доказательства, в виде чека и прочих документов. Поскольку «сопровождение» подразумевает, что человек просто идет рядом, сами инвалиды хотят, чтобы индивидуальные помощники именно помогали социализироваться, оказывать помощь. Но пока этой функции нет, а значит, она и не оплачивается. Ведь не указано, что индивидуальный помощник должен взять за руку слепого, или помочь инвалиду – колясочнику проехать через яму. Тем более, вряд ли в оплату входит такая услуга, как прочитать незрячему свежий номер газеты, или интересный материал на интернет-сайте. А ведь и незрячие хотят быть в курсе событий, участвовать в общественной жизни. Тогда скажите, почему бы зарплату госслужащим не платить по факту выполненной работы? Сколько сделал за день, оценить и оплатить. При этом поставить также тариф в 298,9 тенге за час работы, как, например, оценивается труд помощника инвалида. Но оплата лишь за реальную проделанную работу. «Зависнуть» в соц. сетях, сходить в туалет или выпить чашку кофе в рабочее время не будут входить в зачёт. А если сделал работу плохо? Тогда — штраф. И все результаты на публичный сайт. Ведь госслужащий – «слуга народа». Так пусть перед народом и отчитывается. В конце концов, именно народ оплачивает любому чиновнику его «скромную» зарплату. Вот это будет справедливое общество! Но помимо того, что инвалидам не предоставляют должной ПОМОЩИ, помимо сопровождения, помимо того, что индивидуальных помощников загоняют в бюрократические рамки отчетности, их, индивидуальных помощников, еще и обкрадывает государство, и всё потому что два министерства не могут прийти к единому мнению? Почему, пока инвалиды и их помощники не забьют тревогу, пока они, выживая на свои 20 тысяч тенге в месяц, не найдут силы бороться за правду, те же самые чиновники не переживают за свой народ? Чиновник должен быть слугой народа. А на деле он царь и барин, а народ всего лишь скот, с которого можно и овчинку получить. Что, в принципе, и делается. Выплачивая такую мизерную сумму, у помощников еще и удерживавают подоходный налог. Наверное, это единственный способ пополнить бюджет!

Ограничив помощь для инвалидов лишь сопровождением, вдобавок ограничили и время для оказания «помощи», не учитывая выходные и праздничные дни. Кстати, прогулка с инвалидом тоже услугой не считается, поэтому прогулка индивидуальному помощнику ни в коем случае оплачиваться не будет. Значит, инвалиду первой категории не положено гулять? Или как? Или он обязан совершать прогулку сам, а выходные и праздничные дни провести в одиночестве?! А помощник придет только в будние дни, с которым ему необходимо обязательно сходить обязательно только по делам, и ни в коем случае просто так не прогуливаться. О каких тогда культурно-массовых мероприятиях, указанных в Законе для сопровождения индивидуальными помощниками, может вообще идти речь, если помощника не бывает в выходные и праздничные дни?! Зачем тогда записывали неработающую норму в закон?!

Вспоминается недавнее событие — в бюджете нет денег для доплаты медработникам, которые диагностируют и предупреждают развитие туберкулёза заключённым в колониях — фтизиатрам. Доплата положена лишь тем, кто туберкулёз лечит. Государство решило сэкономить бюджетные деньги за счёт людей, которые рискуют своим здоровьем и жизнью, диагностируя туберкулез. Абсурд.

Тем временем, Департамент полиции ВКО МВД РК, на сайте госзакупок заказывает запчасти на Nissan Patrol, на Toyota Camry, на Toyota Land Cruiser. Откуда у Департамента полиции такие машины? Они что, за преступниками на них гоняться будут? Государственные структуры заказывают айфоны, шины, подарки на 8 марта. Никто из госслужащих на себе не экономит. Зато считают, что инвалиды и так хорошо живут, а фтизиатры должны выявлять туберкулёз лишь за счёт энтузиазма…

По всей видимости, и здесь государство попросту экономит, экономит на маломобильных группах населения, на тех же фтизиатрах, экономит на пенсии, повышает пенсионный возраст. Интересно, сколько сэкономили на оплате помощников инвалидов? На гонорары для бегуний из Кении хватит? На содержание профессионального легкоатлетического клуба «Altay Atletiks» из областного бюджета выделяется более 300 млн. тенге. Четыре бегуньи из Кении уже получили казахстанское гражданство. Эти «понты» явно важнее инвалидов по зрению, и других неходячих инвалидов. Что с них возьмёшь?

Кристина Капрелян