Наурыз – 2019: под знаком Первого Президента

Газета "Flash!"

Вот и отшумел, отгулял Наурыз, наверное, самый необычный и самый запоминающийся за все годы со времени восстановления этого праздника. Нынче торжества по случаю самого длительного по продолжительности казахстанского праздника проходили под знаком важнейших политических событий в стране. Таких событий по степени важности не было с момента провозглашения независимости в декабре 1991 года.





19 марта Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев объявил о досрочном сложении президентских полномочий. Согласно Конституции полномочия главы государства переходят к Председателю Сената. Хотя такие варианты предполагались и обсуждались, и, самое главное, готовились очень давно, наверное, с момента принятия ещё в 2000 – м году Закона «О Первом Президенте», тем не менее, это событие стало неожиданным. Уже вечером народ в социальных сетях оживлённо обсуждал перемены в высшем эшелоне власти. Среди прочих мнений были и тревожные – что же теперь будет? Сам Нурсултан Назарбаев развеял эти сомнения — беспокоиться о резких переменах во внутренней и внешней политике в данном случае пока нет оснований, поскольку Первый Президент остался в политике и в руководстве страны, сохранив за собой пост председателя Совета безопасности и председателя партии «Нур Отан». Назарбаев также является председателем Ассамблеи народа Казахстана, членом Конституционного совета. Поэтому ноты трагизма и неопределённости в комментариях уже скоро стихли.

20 марта присягу принял Президент РК Касым-Жомарт Токаев. После его первого выступления в качестве главы государства информационная повестка дня совершенно изменилась. Люди принялись бурно обсуждать предложения Токаева об увековечивании имени Первого Президента – Елбасы. Токаев предложил переименовать столицу нашей страны в город Нур-Султан, главным улицам областных центров присвоить имя Нурсултана Назарбаева, воздвигнуть монумент Елбасы в столице.

Ещё через несколько часов обсуждали уже не только инициативы об увековечивании, но и поразительную скорость реализации этих предложений. Уже в этот день переименование столицы поддержали депутаты Парламента, внеся для этого изменения в Конституцию Казахстана. Вечером 20 марта, несмотря на предпраздничный день, экстренно собрались депутаты Усть-Каменогорского городского маслихата и проголосовали за переименование проспекта Независимости в проспект Нурсултана Назарбаева. В течение нескольких часов в акимат поступили обращения от металлургов и учителей города, а также городского Общественного совета. 20 марта проспект Назарбаева появился и в Шымкенте. Волна присвоения имени Елбасы центральным улицам казахстанских городов продолжилась и на следующий день. Правда, республиканская ономастическая комиссия утвердила не все переименования, порекомендовав в четырёх городах пересмотреть решения, поскольку предлагаемые улицы уже носят имена значимых в истории страны личностей. Например, в Костанае решили переименовать даже проспект Абая. Но больше всего обсуждалось переименование столицы.

За этим шумом о переименованиях как-то гораздо более тихо прошла новость о ещё одной важной кадровой перемене – председателем Сената, вторым в иерархии должностным лицом страны была избрана на заседании палаты Парламента Дарига Назарбаева. Напомним, что на председателя Сената возлагаются обязанности Президента в случае его отставки, или невозможность эти обязанности исполнять.

21 марта Нурсултан Назарбаев и Касым-Жомарт Токаев вместе посетили торжества по случаю Наурыза в столице. В других местах проведения праздника, в частности, в районе городского акимата были отмечены попытки проведения акций противников переименования Астаны. Полиция задержала 21 человек. В этот же день в Усть-Каменогорске прошла пресс-конференция инициаторов письма – благодарности в адрес Елбасы. Представители «Казцинка», УМЗ, Центра матери и ребёнка и Центра изучения казахского языка рассказали, что таким образом они хотят поблагодарить Лидера нации за мудрую и взвешенную политику, мир и спокойствие, а также экономические успехи, достигнутые под его руководством. На момент проведения конференции под письмом уже было собрано 14,5 тыс. подписей. По данным на 25 марта подписей уже почти 35 тысяч.

22 марта продолжилось празднование Наурыза. В Алматы несогласные с переименованием столицы также пытались провести акцию, правоохранительные органы задержали более 20 человек. В остальных регионах страны праздничные мероприятия прошли масштабно и без каких-либо эксцессов.

23 марта был опубликован Указ Президента о переименовании Астаны в Нур-Султан. Во многих городах продолжались народные гуляния в честь Наурыза. А новый глава государства совершил первую рабочую поездку в Туркестан и Шымкент.

А 25 марта, в завершающий день длинных выходных, по всей стране прошла акция в поддержку Елбасы и переименования столицы. В областном центре ВКО акция прошла в трёх местах: в областном драмтеатре, и в производственных цехах УК металлургического комплекса «Казцинка» и УМЗ. В акции, по данным Информационного центра ВКО, приняли участие более 4 тысяч человек.

26 марта поступило сообщение, что Нурсултан Назарбаев совершил поездку в Алматы, где в аэропорту его встретили более 2000 человек, в основном молодёжь. Ранее сообщалось, что Елбасы сделал кадровые назначения в Канцелярии Первого Президента – рабочем органе, который будет обеспечивать его деятельность. Резиденция Первого Президента теперь располагается в здании Назарбаев – центра в столице.

Такова уже хорошо известная всем хроника событий обещавшей быть расслабленно – праздничной, а ставшей стремительной, недели.

Какова общественная оценка всех этих событий? Если брать срез по комментариям в социальных сетях, особенно в Facebook, то мнения разные. Немало и критических. Наибольший вал комментариев, повторюсь, даже не по поводу отставки, а в связи с переименованиями столицы и центральных улиц. Среди этого вала выделяются мнения политологов, общественных деятелей о главных вопросах текущей и перспективной политической повестки дня. Как долго продлится период нахождения Токаева на посту Президента? Будет ли он на этом посту до следующих президентских выборов весной 2020 года, как определено в Указе Назарбаева, или в арсенале власти имеется какая-то другая схема? Состоятся выборы в установленный срок или проведут досрочные выборы? Будет ли Токаев баллотироваться в выборной президентской кампании 2020 года? Станет ли именно Токаев уже избранным президентом, или это будет кто-то другой? Имеются ли президентские амбиции у Дариги Назарбаевой, ставшей теперь председателем Сената? Состоятся хотя бы «косметические» изменения в политике и экономике? Ответы на эти вопросы пока неизвестны, можно лишь говорить о различных предположениях.

Если же определить оценку политических событий не по соцсетям, где, всё-таки, представлена меньшая часть населения страны, по настроению не в виртуальном, а реальном пространстве, «на земле», то в целом, можно сказать, что сохранение важных руководящих и политических функций за Назарбаевым восприняты людьми удовлетворительно. Потому что такая конфигурация руководства страной даёт людям некоторую уверенность, что транзит власти пройдёт в управляемом режиме, без потрясений, и сохранит преемственность нынешней политики.

Любой из нас честно признается сам себе, что, наверное, нередко задавался вопросом: «А какой же станет жизнь в стране после Назарбаева?». Борьба двух чувств – желания перемен, и опасения этих перемен – вот двойственность психологического состояния по отношению к политическим процессам в стране, и такая двойственность, вероятнее всего, характерна многим, кто хотя бы мало-мальски думает о политике и интересуется ею. Особенно присуще такое чувство старшему поколению, пережившему развал Советского Союза и стремительные перемены в лихие и страшные 90-е годы. И вот теперь, когда жизнь как-то наладилась, пусть и не совсем хорошо, и возникло чувство, что пусть будет хоть и такая плохонькая, но стабильность. Ещё раз переживать эпоху перемен в 50-60 лет как-то тяжеловато. «Синица в руках» вместо «журавля в небе». Вот так и борются в душах чувства «гражданина» и «обывателя». Особенно таким настроениям способствовали события в мире. Потрясения на Ближнем Востоке, «арабская весна», «цветные революции» на постсоветском пространстве, и, конечно, события на Украине. Русскоязычные жители Казахстана больше всего опасаются, что «после Назарбаева» в стране может быть обострение межнациональных отношений. При всех недостатках в экономике, в социальной политике, русскоязычная часть казахстанцев ценит Назарбаева именно за сохранение межнациональной стабильности и компромиссное, но реальное отношение к языковому вопросу. И это действительно так. Путь, пройденный страной за годы после провозглашения независимости, при всех недостатках – это, конечно, не самый лучший, но и не самый худший путь в условиях становления капитализма. Могло быть гораздо хуже. Наверное, поэтому и преобладает в умонастроениях запрос на «стабильность». Можно иронизировать над столь стремительными появлениями обращений о переименовании, мгновенном голосовании в маслихатах и Парламенте, столь быстром сборе подписей под письмами благодарности, или песнями и танцами, маханиями флажками в поддержку «курса партии и правительства», но это часть нашей реальной жизни, и отображение того самого «запроса на стабильность». Ведь происходят все эти мероприятия на крупных и успешно работающих предприятиях, или среди сотрудников бюджетной сферы, регулярно получающих зарплату, пусть и не очень большую. А работа и регулярная зарплата в наше время – это немалая ценность, гораздо более важная для многих, чем абстрактные «перемены».

Что касается перемен, то они наступят. Не бывает ничего вечного, и этот период тоже не вечен. Но наступят перемены только тогда, когда этого захочет подавляющее большинство. Реально захочет, а не в соцсетях. Какие это будут перемены – также определит желание народа.

К чему народ готов – так и будет. К чему мы готовы сегодня и чего мы сегодня желаем – пусть каждый подумает сам, и сам ответит на этот вопрос. Тогда всё станет яснее и понятнее.

А пока жизнь продолжается. Что будет дальше – покажет время. Поживём – увидим.



Денис Данилевский