Небывалое событие! На обсуждение в социальных сетях отреагировал сам аким области. И не просто отреагировал, а на специально созванном экстренном брифинге. 25 января во второй половине дня Даниал Ахметов заявил:
– Анализ информации последних часов в сети показал, что активизировалось обсуждение темы о переименовании Усть-Каменогорска, – отметил Даниал Ахметов. – Поэтому я хотел бы сообщить, что никто вопрос о переименовании этого города не рассматривает.
Действительно, интернет-пространство довольно активно отреагировало на новость о том, что появилось предложение о переименовании Усть-Каменогорска в Кабанбай батыр. Письмо с таким предложением направил на имя акима области председатель Семейского филиала партии «Ак жол» Рахат Алтай. Интервью нашей газете по этому вопросу Рахат дал ещё 12 января, опубликовано оно было в предыдущем номере от 24 января («Усть-Каменогорску – имя батыра»), на интернет-сайте и в социальных сетях мы разместили этот материал 25 января. В этот же день новость распространили и другие интернет-ресурсы, со ссылкой на республиканские сайты. Таким образом, весь день новость обсуждалась, и резонанс был таким, что народ успокаивать пришлось самому акиму области.
Был ли это намеренный вброс информации, прощупывание общественных настроений, как полагают некоторые комментаторы? Вряд ли. Рахат Алтай давно является искренним сторонником популяризации истории Казахстана, более активного распространения казахского языка, оставаясь при этом очень взвешенным политиком, никогда не скатываясь на позиции национализма. В своем интервью нашему изданию он сразу сказал, что понимает – вряд ли его предложение найдёт поддержку и будет принято, но у него есть и другая цель – привлечь внимание к личности легендарного батыра, чьим именем названа одна из улиц областного центра и которому установлен памятник на въезде в город. В его рассуждениях о том, что жители Казахстана слабо знают историю своей страны, а тем более историю своего края, есть немалая доля истины. Это так. Но и способ привлечения внимания к батыру XVII века он выбрал довольно оригинальный. Кстати, Рахат намерен заняться и серьёзной просветительской работой в этом направлении, и, в частности, предложил нашей газете поучаствовать в популяризации ряда исторических личностей, в том числе и более подробно рассказать — кто такой Кабанбай батыр.
Да и никакой юридической силы его письмо не имело, поскольку областной акимат непосредственно не занимается переименованием населенных пунктов. Он должен был направить своё предложение на имя акима города, а затем оно поступило бы в ономастическую комиссию. Допускаю, что это был один из ходов предвыборной технологии партии «Ак жол». Ведь буквально накануне лидер партии Азат Перуашев выступил ещё с одним громким предложением – вернуть Казахстану название Казахская Республика. Предложение выстроено довольно грамотно с позиции предвыборных технологий. Конечно, инициатива Перуашева сразу получила мощный резонанс, и это, видимо, главная цель. Перуашев предлагает вернуть название в 2020 году, когда будет 100-летие со дня образования Киргизской автономной советской республики в составе РСФСР, и называет эту дату 100-летием первой казахской государственности. Позднее Киргизская АССР была преобразована в Казахскую советскую социалистическую республику в составе СССР. Вот к этому названию и предлагает вернуться главный акжоловец, исключив, естественно, слова «советская» и «социалистическая». При такой постановке вопроса «Ак жол» может набрать себе сторонников и среди почитателей СССР и советской истории. Хотя сам Президент заявил, что никаких досрочных выборов в 2019 году не будет, но подготовка к ним хорошо видна даже не очень посвящённым в политику. Вполне возможно, что это будут выборы в маслихаты уже по новым правилам – не по одномандатным округам, а по партийным спискам. Поэтому партия «Ак жол» уже сейчас может начать предвыборные ходы для привлечения своей целевой аудитории избирателей.
Ещё раз свою мощную роль в ситуации с предложением о переименовании Усть-Каменогорска показали социальные сети. Как написал на своей странице в Facebook известный общественный деятель Роман Честных, мы своими ленивыми комментариями заставили выступить самого акима области! Но Роман тут же предостерегает от эйфории. Теперь, дескать, можно подумать, что и любую проблему можно решить, если народ будет активно писать комментарии в соцсетях. Но так почему-то не получается. Тысячи возмущенных, к примеру, ростом цен, тысячи комментариев, а цены, между тем, не снижаются.
Что касается переименований, то вопрос стоит о механизме принятия решения. Пока действующий механизм, утвержденный правительством, эффективно работает лишь в малых сёлах. Вопрос о переименовании улиц или всего села выносится на собрание местного сообщества. Поскольку сельчане хорошо знают друг друга, а на собрание собирается практически все взрослое население, то члены местного сообщества вряд ли пойдут против преобладающего общественного мнения. Так, например, жители села Выдриха в ноябре прошлого года выступили против переименования улиц с «идеологически устаревшими названиями».
А вот уже в более крупных населённых пунктах, таких, как, к примеру, город Алтай, ещё совсем недавно носивший имя Зыряновск, многие жители смутно представляют, что такое местное сообщество, и кто в него входит. Так, на собрании местного сообщества, на котором решался вопрос о переименовании, присутствовало 22 члена из 24. А в городе проживает более 37 тыс. человек.
Адвокат Лилия Сафина уже давно задаётся вопросом законности данного собрания, и пока не может найти нити этого юридического клубка.
— На территории городов районного значения, сёл, посёлков, сельских округов для решения вопросов местного значения проводятся сход местного сообщества и собрание местного сообщества, так записано в Законе «О местном государственном управлении и самоуправлении», — говорит Лилия Фардеевна. – На сходе определяется состав участников собрания местного сообщества сроком на 4 года, на который они делегируются. Порядок образования и деятельности собрания местного сообщества определяется регламентом собрания местного сообщества, утверждаемым маслихатом района (города районного значения).
Лилия Сафина с большим трудом смогла получить протоколы раздельных сходов, на которых избирались члены местного сообщества. Понятно, что 20 тыс. совершеннолетнего населения Зыряновска сразу в одном месте не собрать. Поэтому и проводились сходы по улицам и микрорайонам.
— Судя по документам, должен быть 41 член местного сообщества г. Алтай, — продолжает Лилия. – Но на момент принятия решения их было 24, в собрании приняли участие 22, они и проголосовали единогласно за переименование Зыряновска в Алтай. Получается, что почти половина населения города не была представлена в собрании местного сообщества, принявшем такое важное решение.
На этот вопрос, заданный журналистом Анастасией Овчинниковой, руководитель отдела внутренней политики района Алтай Еркежан Алтынгажыкызы ответила, что довыборы в собрание местного сообщества не успели провести к моменту рассмотрения вопроса о переименовании города.
Лилия Фардеевна задала этот же вопрос акиму г. Алтай Константину Передельскому на его отчётной встрече с населением.
— Аким ответил, что сейчас насчитывается 22 члена собрания местного сообщества. На моё возражение, почему важнейшие вопросы жизни города, такие как распределение бюджета или переименования, решают 22 человека вместо 41, он ответил, что все остальные отсутствуют по уважительной причине, болезнь, выезд за пределы города и т.д., а собрание правомочно потому, что сохраняется более половины его членов! Я так и не смогла добиться ответа на вопрос – а почему же не проведены довыборы? Полномочия собрания местного сообщества действительны до конца нынешнего года. И что – так и будет 22 человека вместо 41?
Эти вопросы уже никак не повлияют на название города, новое имя уже утверждено Указом Президента. Но вопросы очень важные. Поскольку существуют даже специальные правила учёта общественного мнения при переименованиях или наименованиях улиц и населённых пунктов. Но этот т.н. «учёт общественного мнения» превращается в чистую формальность. Реально это мнение никто не учитывает.
В крупных городах, таких как Усть-Каменогорск, ситуация ещё проще. Или сложнее? Здесь вопрос решается на публичных слушаниях городского маслихата. И даже если на эти слушания соберутся несколько тысяч человек, и все выскажутся за или против переименования, окончательное решение принимается только голосованием депутатов маслихата. На последних слушаниях в ноябре 2018 года, где решили переименовать сразу несколько улиц города, присутствовало 15 депутатов из 25. Такой же порядок предусмотрен и при решении вопроса о переименовании города. Разве это можно назвать «учётом общественного мнения»?
Поэтому, всякое может быть. Ведь аким ВКО сказал о том, что вопрос о переименовании Усть-Каменогорска не рассматривается. В настоящее время. Но он не сказал, что этот вопрос вообще не будет рассматриваться. И правильно сделал, что так не сказал, потому что он не может дать таких гарантий. И если такие предложения будут, то, в конечном итоге, решающее слово скажет не население города, а 25 депутатов городского маслихата.
Не совсем понятен и порядок поступления таких предложений. Неужели любой человек может, даже в единственном числе, подать предложение о переименовании города, и это предложение будет рассмотрено, и, вполне вероятно, принято? Или это должна быть группа лиц, или общественное объединение? Если действительно один человек может изменить название города, то, это, по меньшей мере, странно. Захотел – написал – и изменил.
Наверное, сейчас, пока в наступившем году благодаря проведению переписи населения процесс ономастической революции временно приостановился, нужно поднять перед нашими законодателями вопрос о пересмотре порядка процедуры переименований. И, прежде всего, чтобы учёт общественного мнения был реальным, и учитывалось действительное мнение большинства.
Денис Данилевский
На видео – фрагмент отчётной встречи акима г. Алтай К. Передельского – адвокат Л. Сафина задаёт вопрос о полномочиях собрания местного сообщества г. Алтай.