Зачем в государственных колледжах готовят иcламских проповедников?

Газета "Flash!"

Прекрасное дело – подготовка за государственный счет специалистов рабочих, технических и других востребованных профессий в колледжах. За это дело взялись, похоже, всерьёз. Ведь ситуация такова, что работать в отдельных отраслях уже некому. Так, по данным АО «Центр развития трудовых ресурсов» Министерства труда и социальной защиты населения одной из главных проблем в сфере занятости в ВКО является несоответствие нужных профессий и предложений на рынке труда. Хотя Восточный Казахстан относится к регионам с недостатком рабочей силы, вакансий по техническим специальностям очень много, в 2018 году таковых насчитывается около 15 тысяч. Восполнить эти вакансии за счёт переселенцев из регионов с избыточным населением Южного Казахстана или оралманов вряд ли удастся. Зачастую переселенцы не имеют достаточного образования и квалификации. Выход один – готовить таких специалистов.

Меры принимаются. Так, на 2018-2019 учебный год утверждён государственный заказ на подготовку специалистов с техническим, профессиональным, послесредним образованием. Всего в колледжах области размещён госзаказ на подготовку 4870 специалистов. Это очень солидная цифра. Из них 2410 будут обучаться на казахском языке, на базе 9 классов – 2747 человек, на базе 11 классов – 2080 человек, и на базе уже имеющегося трудового и профессионального образования – 43 человека. Дополнительно 210 человек получат техническое образование по программе «Серпiн-2050». Это программа обучения ребят из регионов с высоким количеством населения, преимущественно из Южного Казахстана. Все они будут обучаться в колледжах ВКО на казахском языке.

Как говорят, «лучше поздно, чем никогда». Всё-таки, мир держится не только на экономистах, юристах, таможенниках, налоговиках, и тех, кто носит папочку. Кому-то нужно выращивать урожай, печь хлеб, строить дома, стоять у токарного станка или мартеновской печи… Среди перечня профессий, которым будут учить за государственный счёт, множество очень полезных и нужных. Здесь и аграрные специальности, и геологические, и строительные. И такие весьма дефицитные сегодня профессии, как сварщик, каменщик, электромонтажник, плотник, столяр. Не хватает и медсестёр, акушеров, воспитателей детских садов, преподавателей ряда дисциплин. Крайне необходимы агрономы, зоотехники, ветеринары, повара, хлебопеки, портные. Всем этим профессиям теперь можно учиться бесплатно.

Конечно, возникает вопрос – насколько готовы к обучению таким необходимым специальностям наши колледжи? Владеют ли они необходимой материальной базой? Есть ли современные методики, программы обучения? Готовы ли сами преподаватели? Ведь и хорошие преподаватели сегодня, особенно по таким техническим специальностям – тоже в дефиците. Наконец, где учащиеся будут познавать свою профессию, где будут проходить практику? Много говорят о т.н. дуальном обучении, т.е. сочетании учёбы и практики, хотя в этом ничего нового нет. Но действительно сегодня очень трудно найти фирму, организацию, которая станет возиться с практикантами. Знаем об этом не понаслышке. Приняв в своё время в редакцию девушку – практикантку в качестве помощника бухгалтера, мы узнали, что она единственная из всей группы, кто проходит реальную практику, да ещё и с оплатой труда. Остальные просто оформляют бумаги о прохождении практики. Кому нужны будут такие бухгалтеры?

Но это уже другая тема. Главное – движение в сторону технических профессий пошло. Всё остальное можно отработать. Однако, при внимательном изучении этого списка профессий, по которым теперь можно обучаться бесплатно, возникают и вопросы. К примеру, каким образом в этом списке оказалась такая специальность, как имам-хатиб? Наряду с механиками, каменщиками, слесарями, агрономами эта профессия вызывает, по меньшей мере, недоумение. Семейскому многопрофильному колледжу выделен государственный заказ на подготовку 25 человек по профессии «имам-хатиб». «Хатиб (арабское — проповедник, оратор) — мусульманское духовное лицо, проводящее пятничную молитву (жума-намаз). Перед собственно молитвой он произносит речь (хутбу). Кроме пятничной хутбы хатиб произносит речи во время религиозных праздников, например курбан-байрам (праздник жертвоприношения) или Ид аль-Фитр (в честь окончания поста в месяц Рамадан)». (Источник – Википедия).

«Имам-хатыб – это тот, кто возглавляет совместную молитву и проводит пятничную проповедь, а также владеет искусством устной речи и может влиять на мысли и чувства прихожан мечети. Служить своему народу в качестве имама – это милость Аллаха. Имам – хатыб постоянно находится в общении с людьми, вся его жизнь связана с поклонением, преподаванием, обучением и развитием Ислама. В наши дни имам-хатыб должен уметь многое. Работа с прихожанами, стариками, детьми, преподавание, встречи с осужденными, военнослужащими, участие в светских и научных мероприятиях, научная работа… Современная реальность требует от имам-хатыба быть грамотным, коммуникабельныи, активным и всесторонне образованным человеком». (Источник – сайт Духовного управления мусульман РФ).

Итак, получается, что в Семейском колледже будут готовить за государственный счёт духовное лицо, духовного служителя. Мы решили прояснить этот вопрос в областном управлении образования, в ведении которого находятся и колледжи. На наши вопросы отвечает заместитель руководителя управления Кажумкан Оспангалиев.

— Подготовка специалистов – священнослужителей религиозного культа осуществляется, как правило, религиозными духовными учебными заведениями – медресе, исламскими университетами. В данном случае государство оплачивает обучение будущих служителей религиозного культа в государственном учебном заведении. Не противоречит ли данное решение Конституции РК, где Республика Казахстан провозглашена светским государством. Как известно, принцип светского государства означает отделение религии от государства и школы (образования) от религии.

— Подготовка кадров в системе технического и профессионального образования осуществляется согласно перечню профессий и специальностей по срокам обучения и уровням образования для технического и профессионального, послесреднего образования в соответствии с классификатором, утверждённым приказом министра образования и науки РК №65 от 22 января 2016 года.

Специальность «Имам хатиб» относится к основному среднему образованию и является педагогической специальностью. Таким образом, размещение государственного заказа на специальность «Имам хатиб» не противоречит нормам Конституции РК.

— Насколько готовы преподаватели Семейского многопрофильного колледжа к преподаванию и подготовке специалистов в столь сложной и специфичной сфере? Готовили ли ранее в этом учебном заведении подобных специалистов?

— Одним из квалификационных требований при получении лицензии на образовательную деятельность является соответствие категорийности, соответствие диплома преподаваемому предмету, доля штатных педагогов от общего числа педагогов учебного заведения. Спецдисциплины по данной специальности ведут преподаватели, получившие высшее специальное образование в Египетском университете исламской культуры Нур-Мубарак.

Мархаба А. закончил данный университет в 2007 году по специальности «Исламоведение» с квалификацией «Исламовед», Имам хатиб», «Преподаватель арабского языка». В 2010 году он получил академическую степень магистра в этом же ВУЗе по специальности «Иностранная филология». Работал в Египетском университете исламской культуры Нур-Мубарак, стаж работы 7 лет. С 2017 года работает в колледже. В этом году дважды прошел курсы повышения квалификации.

Аргынов С.Ж. также закончил данный университет в 2014 году по специальности «Исламоведение» и получил академическую степень бакалавра.

Кандидатуры преподавателей одобрены Духовным управлением мусульман Казахстана.

Семейский многопрофильный колледж ранее подготовку по данной специальности не вел, в 2017 году получил лицензию по специальности «Имам хатиб» (срок обучения 3 года 1 месяц). Решением заседания комиссии по размещению государственного образовательного заказа за счёт средств местного бюджета Семейскому многопрофильному колледжу на 2017-2018 учебный год по данной специальности выделено 25 мест, на 2018-2019 учебный год – 25 мест.

Итак, мы узнали, что специальность «Имам хатиб» в 2016 году внесена в список специальностей, которой обучают в государственных учебных заведениях, в данном случае, в колледже. Кстати, по госзаказу в ВК гуманитарном колледже готовят и по специальности «Учитель основ ислама», предусмотрено финансирование 15 мест. Да, в государственных ведомствах, занимающихся вопросами религии, давно говорят, что в мечетях катастрофически не хватает квалифицированных имамов. Это одна из причин, по которой проповедникам радикальных религиозных течений удаётся вербовать в свои ряды молодёжь, впрочем, и не только молодёжь, но и представителей зрелого и старшего возраста.

По разным данным, в Сирии и Ираке на стороне запрещенной в Казахстане террористической организации ИГИЛ воюют около 500 казахстанцев. Такие данные были оглашены МИД РК осенью прошлого года. А осенью уже этого года выяснились другие страшные цифры – в зонах конфликта в Сирии и Ираке находятся 250 казахстанских женщин и 500 детей. Их родственники создали инициативную группу и обратились к руководству Казахстана с просьбой помочь вернуть женщин и детей на Родину. МИД РК принимает для этого меры, а в республиканском бюджете даже выделено 200 млн. тенге для создания в 9 регионах страны реабилитационных центров для детей, вернувшихся из зон конфликта. Прорабатывается и вопрос о мерах реабилитации для женщин. Члены инициативной группы говорят, что их родные поехали в Сирию и Ирак не для того, чтобы воевать, а чтобы жить по нормам ислама, и вся их беда в том, что они не знают религии, не разбираются в религиозных вопросах.

Исламский фактор действительно выходит на одну из ведущих ролей в вопросе стабильности общественно-политической обстановки. Особенно с учётом террористических актов, потрясших страну в последние несколько лет. Поэтому государство и пошло на такую меру, как подготовка имамов за государственный счёт и в государственных учебных заведениях. Так решило правительство, так решило министерство образования. Это мера вынужденная, вряд ли она согласуется с принципом светского государства, но на данном этапе, похоже, не до юридических тонкостей. Даже тот факт, что кандидатуры преподавателей согласуются с Духовным управлением мусульман Казахстана, показывает, что это совсем не светское образование. Помогут ли новоявленные имамы противостоять религиозным радикалам? Ведь дело не только в квалифицированных и эрудированных имамах, которые смогут увлечь прихожан своими проповедями. Люди хотят «жить по исламу» ещё и потому, что видят в исламских нормах образец справедливого и нравственного общества. Значит, их не устраивает жизнь в нашем государстве. А это уже гораздо более серьёзная проблема, чем хорошие проповеди.



Денис Данилевский