ВОТ - НОВЫЙ ПЕРЕХОД! ЧТО ОН НАМ НЕСЁТ?!

Газета "Flash!"

О новой усть-каменогорской достопримечательности – надземном переходе в районе Дворца спорта — за время его строительства и теперь поспешного ввода (почему – «поспешного» читайте ниже!) не высказался, пожалуй, только ленивый! Причем высказывания эти (по многочисленным наблюдениям) разделились на две неравные части.

В первой – малой – были мнения от восторженных до хороших, причем принадлежали эти высказывания по какому-то странному стечению обстоятельств всё больше народу служивому, то бишь, чиновникам разных уровней, разумеется, проектантам и строителям данного сооружения и отдельным гражданам, которым всё нравится. Другая – бОльшая часть высказываний, принадлежала тем, для кого, надо понимать, этот переход и строился, то есть горожанам. И, мягко говоря, были (и продолжают быть!) эти высказывания от слегка негативных до, пардон, совсем непечатных или, как это сейчас по-научному называют – обсценных.

Не скрою, ко второй – бОльшей части оценивших, относился до сего дня и я. То есть и сама идея, и ее воплощение мне не понравились, и я уже пару раз высказывался об этом и в печатных изданиях, и в Интернете. Выше я написал – «до сего дня», так вот, изменилось ли мое мнение после непосредственного посещения и осмотра перехода, имевшего быть 19 декабря сего года, я и изложил в этих очередных «горестных заметах».

НЕЛАДНО СКРОЕНО, ДА КРЕПКО СШИТО!



Об истории этого долгостроя можно тоже писать долго, но я этого делать не буду, так как переход давно уже стал притчей во языцех, причем, притча получалась какой-то невеселой – ну, вот не нравилось народу это сооружение, хоть плачь! То ли народ этот состоял сплошь из скудоумных дилетантов, ничего не смыслящих в городской архитектуре и дизайне, то ли еще что, но во всех социальных сетях и во многих СМИ про надземный переход писали в основном негативно. Если как-то кратко суммировать «народные» претензии, то сводились они, примерно, к следующим пунктам:



1. Уродливость самого строения.

2. «Утяжеление» внешнего вида площади из-за столь громоздкого сооружения.

3. Дополнительное искусственное препятствие для естественной вентиляции воздуха на активном транспортном перекрестке.

4. Основательное перекрытие просмотра проспекта Независимости.

5. Перекрытие просмотра магазина «Daniel».

6. Усложнение ранее простого перехода улицы для большинства населения.

7. Удлинение по меньшей мере втрое времени, затрачиваемого на переход улицы.

8. Опасность для здоровья некоторых категорий граждан в случае использования ими перехода.

9. Потенциальная возможность поломки подъемных сооружений, что сделает невозможным или весьма затрудненным поднятие и переход для инвалидов.

10. Невозможность проезда по проспектам Независимости и Абая высокогабаритного транспорта и грузов на нем.




Наверное, кое-кто высказал и другие соображения, но мне кажется, что достаточно и этих, чтобы поразмыслить, а так ли уж справедливы эти замечания?

И вот я у перехода и проверяю пункт №1. Ну, называть данное сооружение уродливым я бы не стал, а вот тяжеловесным – да! При этом таковым его делают, во-первых, излишне мощные, на мой взгляд, несущие железобетонные и стальные конструкции. Вертикальных из них – четыре, а из них три – входы-выходы, а вот в четвертом – срединном – вертикальном блоке вход-выход не предусмотрен. Почему? Об этом далее. Вот эти вертикальные параллелепипеды соединяются горизонтальными крытыми анфиладами -переходами, по которым, собственно, и должны «течь волны народа, когда закончится хоккей». Напомню, что, по мнению заказчиков, это был один из ключевых аргументов строительства данного перехода.

Ну, так вот – несколько цифр статистики, отмеченных и замеренных мной лично и скрупулезно.



Ступенек: 50 штук наверх по четырем (!) поворотам! И так, во всех трех башенках – входах-выходах. То есть, чтобы подняться и спуститься через переход в сумме надо преодолеть 100(!) ступенек! И это непросто для пожилого человека! Я отношу себя к таковым, хотя и имею хороший горный тренинг, а вот встретившийся мне наверху мужчина моих примерно лет (то есть – ближе к семидесяти) заметно запыхался, да еще и «приложил» переход не совсем печатным выражением!

— Что так? — спросил я его. – Устали?

— Мало того, что устал, трижды поскользнулся на скользком кафеле! — в сердцах отметил мой собеседник.

Я посочувствовал ему и продолжил «сбор статистики».

Итак, я уже упомянул, что, чтобы забраться на самый верх, нужно преодолеть четыре пролета с пятьюдесятью ступеньками, пройти двумя или тремя (в зависимости от того, куда вам надо, скажем, к «Даниэлю» или Дворцу спорта) пролетами и вновь спуститься по пятидесяти ступенькам вниз. Повторюсь, я достаточно тренирован на быстрый подъем, проход и спуск, и, пожалуй, не уступлю в скорости молодым, но на весь путь от магазина «Статус» до Дворца спорта даже у меня ушло две с половиной минуты! И это против прежней одной минуты по тому же пути, но по поверхности земли. То есть количество времени на переход удвоилось, а количество расходованных калорий, думаю, учетверилось, если не упятерилось!

Еще одна цифра. Высота пролета всей анфилады перехода от земли до ее ближайшей нижней точки – около 4 метров 50 сантиметров. То есть более габаритные грузы под переходом не проедут. Кто-то скажет, что, в случае чего, такие грузы здесь и не повезут. В ответ скажу – а вдруг понадобится? Например, для ремонта того же моста через Ульбу?

Ну, вот, с цифрами, вроде бы, всё! Хотя нет, говоря о том, почему переход смотрится (да и является таковым!) тяжелым, не могу не упомянуть об излишней – на мой, подчеркну, взгляд! – мощи несущих переход стальных конструкций, делающих его похожим, как на близнеца, на железнодорожный мост в районе пр. Сатпаева! Хочется спросить конструкторов и строителей:

— Ребята! А что, прочность конструкций рассчитывалась из предположения, что по переходу будет ехать поезд или пойдет толпа с таким же суммарным весом?! Вот, посмотрите сами, на один из несущих швеллеров – я приложил к его торцу свой палец, чтобы вам была понятна толщина – 20 миллиметров! Вот поэтому строение и кажется громоздким и тяжелым и таковым, по сути, и является!

Возможно, у строителей просто не было конструкций, не уступающих по прочности примененным, но полегче – кто знает?

К остеклению у меня (пока!) претензий нет.

Пойдем дальше. Выше мы писали: «сооружение перекрывает часть проспекта и практически весь магазин «Даниэль». И это факт, доказательств не требующий. А то, что переход также становится и определенной преградой для «вентиляции» пространства вокруг, также – аксиома! И это очень актуально здесь, в месте скопления транспорта, да и на наших основных «задымителей» — заводы и ТЭЦ – прямая дорога, которая теперь тоже частично перекрыта!

Про усложнение и удлинение по времени пересечения улиц я уже написал. А теперь и о таком немаловажном факте, как… безопасность перехода!

— Как?! – воскликнут апологеты перехода! — Да ведь с вводом этого чудесного строения риск попасть под машину действительно сводится к нулю!

А я по этому поводу и не спорю! Я говорю про другую опасность, а именно – сложность подъема на эту верхотуру по пятидесяти ступенькам, что для сердечников и астматиков, поверьте, нагрузка не хилая! Ну, и нельзя не упомянуть о материале ступенек и самих переходов! А это – гладкая, то БИШЬ, СКОЛЬЗКАЯ ПЛИТКА!



Дорогие заказчики, проектанты и строители! Это ж надо было додуматься сделать ступеньки и полы гладкими и не постелить на них ХОТЯ БЫ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ(!) какой-либо настил?!

Нет, сегодня, когда я «ревизовал» переход, власти «спохватились» — после «второпях – к празднику» пущенного в эксплуатацию перехода вдруг решили покрыть полы и ступеньки настилом! И нет бы, как на столь любимом теперь Западе, уложить это покрытие ночью, когда никого нет! Но это было бы не «по-нашему»! И настил укладывают прямо под ноги снующим гражданам! Как говорила героиня какой-то комедии:

— Просто хочется рвать и метать!



Про лифты, о необходимости которых столько твердили жители, вообще молчу, по причине того, что они не работают! Тут же отмечу, что – теперь уже по ревизии самих властей – «не того калибра» сооружены и пандусы для колясок!

Снаружи тоже не все еще закончено со строительством, не везде, в частности, «подшит» низ переходов. Башенки — входы, будь я строителем, сделал бы очень покатыми, а так, похоже, у них плоская крыша, что для нашего порой обилия снегов – «не есть айс!», хорошо, если по весне потолки не протекут!

Как будут впоследствии работать лифты – можно только предполагать. Хотя не думаю, что подняться на них будет простой задачей, потому как вопрос о том, как и кто сможет на них подниматься, до конца, похоже, не продуман. Скажем, как быть с приезжими инвалидами? Или у всех лифтов будут дежурить служители? Тогда вопрос можно считать решенным. А если нет, то подумайте сами…

И в заключение – «лайфхак от Шалико Агаряна»! Если не очень торопитесь, а карабкаться на переход невмоготу, пользуйтесь наземными переходами, благо, на обоих проспектах они находятся примерно в ста метрах от нового надземного перехода!

В заключение всего одно рассуждение.

Вот мы сегодня проводим, как это получило наименование в соцсетях, «десоветизацию», кидая немалые силы и средства на всяческие переименования, переносы или сносы памятников и т.д. И хотя немалой части населения такие действия кажутся непродуктивными, на подобные мнения государство внимания не обращает! Вы спросите, к чему это я приплел вопросы «деономастики»?!

Да к тому, что, якобы «освобождаясь от наследия коммунистического прошлого», мы почему-то боремся далеко не с тем плохим, что там имело место быть!

Пример? Да вот он! Как в приснопамятные советские времена сдавались объекты к праздникам (но тогда они сдавались с более высоким качеством!), так и сегодня эта традиция продолжается! Ну, вот скажите, зачем было заниматься штурмовщиной, раз уж и так строительство этого эпохального во всех отношениях перехода донельзя затянулось?!

Зачем было сдавать недоделанный объект (вот эти «антискользящие полосочки, напоминающие своей узостью стринги, на ступеньках, которые тут же и облезли – разве не стыдно (и глупо!) было наклеивать?!).

Как было не позаботиться о том, что на скользком полу и ступеньках кто-то может упасть и получить травму?! Вопросы, вопросы…

Короче: «Вот – новый переход! И народ ревёт! Что он там несёт (народ)»?!



Ну, а что «несет» народ о пущенном к празднику переходе – милости прошу на городские сайты! Многие комментарии вас…кгм… «приятно» удивят, господа заказчики и подрядчики!



Всегда ваш – Шалико АГАРЯН, выживший при переходе по надземному переходу.



Фото автора.

P.S. И я был бы — не я – без постскриптума!

Прикиньте, идет такой пешеход по дорожке бульвара в начале проспекта Независимости, доходит до надземного перехода и хочет в него войти – логично? Вроде бы – да!

Ан – нет! Нетути, как говорили в старину в той «ноге» надземного перехода, что в конце бульвара – входа — выхода! Не предусмотрен! Ни заказчиками, ни проектантами, ни строителями! И поворачивается наш пешеход, и, бормоча что-то бесценно-обсценное, идет восвояси, до ОБЫЧНЫХ, НОРМАЛЬНЫХ НАЗЕМНЫХ переходов!

Во так иногда и полы у нас в комнатах красят – от дверей к окнам!