Планирование есть – результата нет (Продолжение. Начало в №22, 15. 11. 2018 г.)

Газета "Flash!"

Планирование дорожной деятельности.

О данном виде планирования и его недостатках можно писать много и долго. Есть хороший пример – объездная дорога вокруг Осиновского перевала, строительство которой ведётся уже два года. Строительство шло отлично, пока не выяснилось, что при разработке проекта не предусмотрели один немаловажный фактор: территория, на которой планируется возвести мост, находится на землях Гослесфонда. Теперь впереди многомесячная, а то и многолетняя волокита: участок необходимо вывести из Гослесфонда в земли транспортного значения. И об этом узнали совсем недавно, несмотря на то, что стройка идёт уже два года! Работы остановились – начинается вывод земли. И уже понятно, что важнейшая дорога будет построена не к 2020 году, а гораздо позже. На вопросы редакции по поводу такого безответственного планирования, заместитель акима ВКО Серик Актанов ответил так:

«Для реализации проекта по реконструкции автомобильной дороги республиканского значения «Усть-Каменогорск – Зыряновск – Большенарымское – Катон-Карагай – Рахмановские ключи» км 56-72 требуется перевод 24,3 га земель государственного лесного фонда в земли транспорта.

По земельному участку км 56-72 получена государственная экологическая экспертиза. В настоящее время землеустроительные проекты с требуемыми материалами и проектами постановлений на перевод земель лесного фонда находятся в Министерстве сельского хозяйства. После согласования проекта будет принято соответствующее постановление Правительства о выводе земельного участка км 56-72 из категории земель государственного лесного фонда.

Автомобильная дорога «Усть-Каменогорск – Зыряновск – Большенарымское – Катон-Карагай – Рахмановские ключи» относится к автомобильным дорогам республиканского значения, соответственно проектирование и финансирование реконструкции осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Заказчиком проекта является Комитет автомобильных дорог Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан».

Итак, виновники бездарного планирования сидят в Астане, в комитете автомобильных дорог. Местные власти в данном случае, вроде как не при делах. Но главное в том, что, где бы не находились «яйцеголовые» планировщики, пока ещё никто не понес наказания за подобные планы и проекты! А ведь по дороге вокруг Осиновского перевала получается срыв завершения сроков строительства! Еще три десятка лет назад за подобное могли, как минимум, снять с работы, а как максимум, посадить. А уж во времена Вождя народов и вовсе к стенке поставить. А сейчас – ничего, и дальше продолжают «планировать».

Меня удручает ситуация с ремонтом дорог в Усть-Каменогорске. Особенно, когда летом перекрыли сразу несколько ключевых улиц города и тем самым парализовали движение транспорта. По какой причине был начат ремонт одновременно сразу нескольких улиц города — мы вновь узнали у Серика Актанова:

«В соответствии с генеральным планом развития областного центра в текущем году предусмотрены ряд проектов, способствующих усовершенствованию городской дорожно-транспортной сети, в том числе: завершена реконструкция улицы Астана, моста через реку Ульба, по улицам Протозанова, Жибек Жолы, проспектам Сатпаева, Абая, мосту через реку Иртыш.

Для обеспечения проезда на дворовые территории ограничение движения транспорта производится поэтапно участками, без полного перекрытия дворов. Все временные перекрытия и изменения схемы движения транспорта согласовываются с ОАП УВД и размещаются в средствах массовой информации.

Необходимо отметить, что ограничение транспортного движения из-за ремонтных работ, является временными неудобствами, по завершении которых ожидается значительное увеличение пропускной способности на дорогах». А мы спрашивали – почему закрыли сразу несколько центральных улиц, почему не делали ремонт поэтапно, отдельно на каждой из них? Это так трудно предусмотреть и организовать?

Уже окончен ремонт дороги по улицам Астана и Протозанова. И если по поводу ремонта по ул. Астана я могу сказать, что лучшего я и не ждала, но думала, что будет хуже, чем результат, то по ул. Протозанова — у меня лишь один комментарий: «Я ехала по этой дороге, будто вновь взялась за стирку на стиральной доске». Возникает вопрос: и вот «ЭТО» ремонтировалось так долго? И где здесь контроль заказчика, аккредитованных организаций, а также проектных организаций?

Планирование строительства



Помните печальную историю о том, как в 2017 году АО «САМРУК — ҚАЗЫНА» был сдан в эксплуатацию жилой комплекс из 9 домов, с квартирами в аренду с последующим выкупом? Некоторые из домов дали усадку, имеются трещины и в стенах, и на балконе, и между домом и фундаментом. В дождливую погоду балкон и стены протекают, в ветреную трясёт дом, и ощущение, что балкон вот-вот оторвется. Не говоря уже о том, что вокруг ЖК не провели никакого благоустройства.

Серик Актанов отметил, что с 1 января 2016 года в Законе Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности Республики Казахстан» (далее – Закон) вступили в силу поправки, предусматривающие существенные изменения в процессе приемки объектов строительства в эксплуатацию. Они направлены как на улучшение инвестиционного климата в целом для строительной отрасли и реальное упрощение самой процедуры приемки, так и на повышение ответственности (вплоть до персональной) всех без исключения участников процесса строительства.

Приемка и ввод в эксплуатацию построенного объекта производятся заказчиком при его полной готовности в соответствии с утвержденным проектом и наличии декларации о соответствии, заключений о качестве строительно-монтажных работ и соответствии выполненных работ утвержденному проекту.

При этом полная готовность построенного объекта определяется в соответствии с правилами организации застройки и прохождения разрешительных процедур в сфере строительства. В отдельных случаях приемка в эксплуатацию построенного объекта производится собственником (заказчиком, инвестором, застройщиком) самостоятельно.

Кроме того, статьей 69 указанного Закона установлен гарантийный срок эксплуатации объектов. Гарантийный срок устанавливается в зависимости от нормативного срока эксплуатации построенного объекта, но не может быть менее двух лет со дня приемки объекта в эксплуатацию. Ответственность по выявленным в течение установленного гарантийного срока несоответствиям и нарушениям возлагается на подрядчика (генерального подрядчика) с обязательствами по их устранению.

Управлением государственного архитектурно-градостроительного контроля ВКО осуществляются функции контроля за качеством производимых работ на строящихся объектах на основании поступающих обращений, информации технического надзора о допускаемых нарушениях при строительстве объектов. Так, при проводимых проверках, оперативных профилактических формах контроля и надзора объектов жилищного строительства, социально значимых объектов, особое внимание уделяется качеству выполняемых строительно-монтажных работ, соответствию проектных решений, постоянно отслеживается, проверяется наличие, оформление исполнительной технической документации в части неукоснительного соблюдения строительно-монтажными организациями норм и требований государственной системы нормативов.

Почитаешь этот ответ, и думаешь – а как же при столь строгой системе контроля и приёмки у нас появляются «картонные домики», как на пр. Есенберлина, или в 19 –м микрорайоне? Дома, где межкомнатные перегородки падают от порыва сквозняка! Как при такой системе дома строят на грунтовых водах, без проведения гидроизыскательских работ. Сначала построят дома, потом их начинает затапливать подземными водами, а потом, как оказывается, собираются прокладывать систему дренажа, т.е. отвода грунтовых вод! О каком планировании можно после этого говорить?

Могут ли современные управленцы заглянуть хотя бы в ближайшее будущее? Судя по всему, им бы день простоять, да ночь продержатся. Думают ли они хотя бы над тем, каким завтра будет наш город? Как современная архитектура «картонных домиков» скажется на нём? Будем ли мы ездить на работу, или на учёбу на высокоскоростном транспорте, или вообще будем работать и учиться на удаленном доступе по интернету? Многие ведь уже так и работают. Заменит ли нам что-то живое общение? Будем ли мы совершать покупки лишь посредством интернета? Ведь и такое направление уже практикуется. Тогда зачем нам столько торговых домов на душу населения? Есть ли предел увеличению личного транспорта? Каким образом станут разгружать дороги? Да и для чего нужен будет этот транспорт, если почти все коммуникации будут через интернет? Какова максимальная плотность застройки и её высота? Каков будет срок эксплуатации таких застроек: 5 лет, 10? Станет ли наш город энергоэффективным, экологически чистым, безопасным и комфортным? И кто должен управлять его развитием? Вот только поверхностный перечень вопросов, которые возникают в связи с завтрашним днем наших городов. Но ответа на эти вопросы мы не находим в проектах и планах наших управленцев.

Сегодня во всем мире накоплен достаточно большой опыт создания человеческой среды. Повысились требования к комфорту и безопасности проживания людей, к уровню здравоохранения. Планирование должно быть ориентировано на человека, чётко продумано и проанализировано, а планы реализованы без каких-либо форс-мажоров, типа недостаточного финансирования. Такие нюансы должны быть обдуманы заранее. А пока мы даже не знаем, для кого вообще у нас составляются всякие планы, множество планов, если в конечном итоге жизнь людей от них лучше не становится.

Кристина Капрелян