Наверное, немногие знают, что государство по закону может контролировать цены на ряд социально — значимых продовольственных товаров. Суть этого контроля — сдерживать рост цен определенного списка товаров на установленном пороговом уровне и не позволять ценам вырасти выше предельно установленных. Государство, установив такой механизм, как-то очень скромно доводит столь важную информацию для населения.
Социально значимые продовольственные товары — те, которые пользуются наибольшим спросом у населения. Механизм ценообразования и их перечень устанавливается на законодательном уровне. С учетом постоянно меняющейся социальной картины перечень товаров может, как дополняться, так и сокращаться.
Государство оставляет за собой право регулирования цен на социальные продукты, что обозначает, что даже в случае тотального обвала национальной валюты и огромной инфляции власть имеет право ограничить максимальную стоимость хлеба, картофеля или, например, гречки. Таким образом, все слои населения, в том числе и самые бедные, и самые богатые, будут гарантированно обеспечены возможностью приобрести себе продукты питания.
Стоит отметить, что согласно постановлению Правительства, перечень социально-значимых продовольственных товаров на сегодня состоит из 19 наименований (мука, хлеб, рожки, крупа гречневая, рис, картофель, морковь, лук репчатый, капуста, сахар, масло подсолнечное и сливочное, говядина, куриное мясо, молоко, кефир (жирность 2,5%), яйца, соль, творог).
Сложный механизм установления пороговых и предельных цен на социальные продукты
Каков же порядок установления пороговых значений розничных цен на социально — значимые продовольственные товары? Сначала запрашивается официальная статистическая информация, формируемая органами государственной статистики, далее по установленным формулам проводят расчет пороговых значений розничных цен и среднее изменение индекса цен по товару за кварталы последних трех лет. Местные исполнительные органы ежегодно до 30 ноября текущего года должны внести в уполномоченный орган сводные предложения по утверждению пороговых значений розничных цен на социально значимые продовольственные товары на кварталы предстоящего года. Кроме того, ежегодно, до 10 февраля текущего года местные исполнительные органы вносят в уполномоченный орган скорректированные сводные предложения по утверждению пороговых значений розничных цен на социально — значимые продовольственные товары на четвертый квартал текущего года. Далее, уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней проводит макроэкономический анализ сводных предложений, и выносит результаты проведенного макроэкономического анализа с приложением сводных предложений местных исполнительных органов на рассмотрение Комиссии по вопросам регулирования розничных цен на социально — значимые продовольственные товары при Правительстве РК. Комиссия в течение 5 рабочих дней рассматривает материалы, представленные уполномоченным органом. После получения соответствующего решения Комиссии уполномоченный орган утверждает пороговые значения розничных цен на социально — значимые продовольственные товары.
Поясним, что пороговые цены – это нижний предел цен, от которого затем высчитывается предельно допустимое повышение по кварталам.
Согласно статье 117 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан пороговые значения розничных цен на социально — значимые продовольственные товары, размер предельно допустимых розничных цен на социально — значимые продовольственные товары утверждаются местными исполнительными органами.
Итак, мы видим сложный, многоступенчатый механизм установления пороговых цен. И не совсем понятный. Утверждает такие цены вроде бы комиссия при правительстве, но, в то же время, согласно Предпринимательскому кодексу – местные органы. Может быть, цены, на уровне правительства являются ориентировочными, а уж в каждом регионе определяют их, исходя из местных условий? Такой важный для населения вопрос запутан до крайности, и разобраться в этих ценах не так просто. Зачем такие сложности? Но, как оказалось, это еще не все. Впереди нас ждали другие открытия.
Цены на социально-значимые продукты – тайна!
Исходя из официального ответа на наш запрос и.о. руководителя управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития ВКО Ольги Григорьевой, индекс цен на социально- значимые продовольственные товары за период с начала текущего года по ВКО составил 101,4%, что ниже на 3,3 процентных пункта соответствующего периода прошлого (104.7%). Выходит, что в этом году цены на 19 важнейших продуктов выросли в среднем чуть более чем на 1%, и дорожали эти продукты меньше, чем в прошлом году.
А вот далее ответ нас просто шокировал! Оказывается, предоставление информации по утвержденным пороговым значениям розничных цен на социально- значимые продовольственные товары не представляется возможным в соответствии с подпунктом 3) пункта 2 статьи 18-1 Закона Республики Казахстан от 23 июля 1999 года № 451-1 «О средствах массовой информации». В этих пунктах Закона о СМИ говорится, что в предоставлении информации по запросу даётся отказ, если запрашиваемая информация относится к информации с ограниченным доступом. Информация с ограниченным доступом — информация, отнесенная к государственным секретам, личной, семейной, врачебной, банковской, коммерческой и иным охраняемым законом тайнам, а также служебная информация с пометкой «Для служебного пользования». Неужели информация об утвержденных акиматом ценах на капусту и лук является государственной тайной?! Спрашивается, зачем тогда вообще утверждать пороговые и предельно допустимые розничные цены, если ни один простой человек не имеет права знать уровень утвержденных цен? Однако, в том же ответе, несколькими строчками ниже, говорится, что в случае принятия решения об утверждении размера предельно допустимых розничных цен на социально- значимые продовольственные товары в однодневный срок в средствах массовой информации распространяют информацию. Но как такое возможно, если данная информация имеет статус ограниченного доступа, как утверждают сами чиновники? Возникает вопрос: почему то, что делается напрямую для народа, народу знать не обязательно, ведь это противоречит закону. Интересно, где в законе указано, что пороговые цены на социально- значимые продукты – это государственная тайна за семью печатями?
А цены, оказывается, и не контролируются!
Впрочем, как оказалось, властям ВКО и нечего сообщать народу о предельных ценах на социальные продукты! Удивительно, но в текущем году размер предельно допустимых розничных цен на социально — значимые продовольственные товары не устанавливался! Причины, по которым областная власть решила в этом году не заниматься контролем цен на важнейшие продукты, не сообщаются. Получается, что в этом году власти не воспользовались даже такими скромными полномочиями в области ценообразования. Выходит, что пороговый уровень цен установлен, но разглашать его – идти против закона, а предельно допустимый уровень цен и вовсе решили не устанавливать: 10 – 20 – 30 %, какая разница — на сколько поднимут цены на социальные продукты, никто никого не ограничивает. Тогда в чём смысл введения порогового уровня цен, если границ нет никаких совершенно?
Еще один удивительный факт, который приводит в замешательство, тем самым порождая вполне логичный вопрос: для чего, на каком основании и как проводился мониторинг цен на продукты питания первой необходимости, который проводится специальным штабом по поручению главы Усть-Каменогорска Жаксылык Омар?
Что контролируют общественники, если максимальные цены 19 продуктов питания в этом году установлены не были? Что они могут требовать, если цены на социальные продукты у нас в регионе свободные? Только давить на совесть продавцов? И то это конечное звено, а начинать нужно с производителей. Это больше похоже на показуху. Какая разница, какие цены установлены, какие нет, главное создать видимость рабочего процесса!
Между тем, управление предпринимательства и индустриально-инновационного развития гораздо больше внимания в ответе на наш запрос уделило просто гигантской работе по сдерживанию цен:
«Местными исполнительными органами в целях недопущения необоснованного роста цен на социально значимые продовольственные товары проводятся следующие меры:
— на постоянной основе проводятся еженедельные сельскохозяйственные ярмарки, где реализация продукции осуществляется без посредников сельхозформированиями и подсобными хозяйствами по ценам ниже рыночных на 10-15%;
— предоставляются бесплатные и льготные торговые места для реализации продукции сельхозтоваропроизводителей без посредников;
— в области действуют социальные магазины и социальные уголки, где основные социально- значимые продукты реализуются с применением торговой надбавки не более 10%;
— акимами городов и районов заключены меморандумы с крупными товаропроизводителями, торговыми объектами о применении минимальной торговой надбавки при реализации товаров;
— на межсезонный период 2018-2019 гг. в региональный стабилизационный фонд произведен фьючерсный закуп 7 500 тонн плодоовощной продукции урожая 2018 года, в том числе: 4100 тонн картофеля, 750 тонн капусты. 1500 тонн моркови и 1 150 тонн лука;
— проводятся консультаций с субъектами торговой деятельности».
Вот такая огромная работа. Тут вам и фьючерсы (говоря проще – закуп урожая по установленной цене для продажи в будущем), и ярмарки, и консультации… Только вот почему вы, такие заботливые, не воспользовались данным вам правом регулирования цен на 19 важнейших продуктов? Задаём вопрос – а в ответ тишина…
Урезали «голодный набор»
Согласно исследованию «Energyprom», самой дорогой продукт в Казахстане – мясо, и дороже всего оно обходится жителям Астаны. Согласно данным апреля 2018 года, годовой рост цен достиг 8-10%. Сильнее всего год-к-году подорожала говядина — сразу на 9,9%, до 1481 тг. за кг, при том что говядина входит в список социально- значимых продовольственных товаров.
По данным статистики с начала года наибольший рост цен наблюдается на сахар, рис и мясо кур.
Согласно постановлению правительства № 137 от 27 марта 2017 года список социальных продуктов сократился на 14 пунктов. Теперь в нём отсутствуют вермишель, лапша, крупы: гречневая, овсяная, манная, перловая и пшено, свекла столовая, молоко и кефир 3,2 процента жирности, сыр сычужный твердый, масло растительно-сливочное, до 49 процентов молочного жира (спред), яйцо куриное II категории и чай черный, гранулированный. Также из списка убрали баранину с костями и окорочка куриные, оставив людям лишь мясо говядины и мясо кур. В министерстве национальной экономики признали, что контролировать 19 наименований вместо 33 проще на целых 14 пунктов. Меня особенно удручает бедность выбора в отношении овощей и фруктов. В данном списке овощи и фрукты очевидно в дефиците и достаточного количества витаминов именно такой рацион не обеспечит. Логичнее было бы включить сезонные дополнения в виде огурцов, помидоров, яблок и груш.
Выходит, что в первую очередь рассматривается рабочая нагрузка чиновников, и только ради этого сокращается список социальных продуктов. Весьма интересная причина. Просто удивительно, ведь люди не просят включить в список ананасы, манго, авакадо, или сёмгу. Данный социальный список — всего лишь необходимый минимум самых дешевых товаров. Продукты, которые позволят не остаться голодным, даже бедным слоям населения, и при этом получать самое минимальное количество витаминов и микроэлементов, не более того. Перечень продуктов в данном списке и так не очень обширен, деликатесов в нём не найти, а его еще продолжают сокращать, чтобы облегчить себе работу!
По данным мировой статистики, Казахстан занимает 10 место по потреблению чёрного чая. Для нашей страны дастархан без чая – это не дастархан. В год на каждого жителя страны приходится 1,34 кг чайного листа. Но даже это не стало причиной сохранить чай в списке социальных продуктов. Хотя бы отдельные сорта чая, конечно, не элитные! Поэтому, пока государство думает, что население запивает очередную трапезу чашечкой эспрессо, ситуация с установлением реального перечня социально — значимых продовольственных товаров и цен на них, так и останется никому не известной информацией с ограниченным доступом. Вне зоны доступа, как говорят. И продукты для многих тоже вне зоны доступа.
Кристина Капрелян