Планирование ради людей? Или ради планирования?

Газета "Flash!"

«План — закон. Выполнение — долг. Перевыполнение – честь»

В прошлом номере была опубликована первая часть статьи: «Эффект планирования» в ВКО: масштабные цели руководства – большие проблемы населения». В этой части мы рассмотрим порядок и систему государственного планирования, а также некоторые интересные пункты стратегического планирования РК.



Чтение, на первый взгляд, вроде бы скучное – много экономических и финансовых терминов. Но наберитесь терпения, и дочитайте до конца. Ведь нужно знать, как государство планирует развитие страны, области, города, села, отрасли, и, в конечном счете, нашу жизнь. Именно нашу, а не чью-то. Оказывается, несмотря на отказ от плановой экономики, планирование у нас есть. Только вот какие результаты таких планов?

О порядке государственного планирования

Согласно информации, предоставленной на официальном сайте акима ВКО, система государственного планирования в Республике Казахстан обеспечивает развитие страны на долгосрочный (свыше 5 лет), среднесрочный (от года до 5 лет) и краткосрочный (до 1 года) периоды.

Государственное планирование нацелено на повышение уровня социально-экономического развития Казахстана, рост благосостояния граждан и укрепление безопасности страны.

Прогноз развития области разрабатывается с целью установления взаимосвязи стратегического, экономического и бюджетного планирования и содержит прогноз, тенденции, показатели социально-экономического развития на пять лет и прогноз бюджетных параметров на три года. Прогноз социально-экономического развития (далее СЭР) области является основой для разработки местных бюджетов.

Разработка прогноза СЭР области осуществляется в два этапа.

На первом этапе осуществляется разработка прогноза показателей, приоритетов СЭР области, включая приоритеты бюджетной и бюджетной инвестиционной политики.

В сентябре проводится уточнение прогноза показателей социально-экономического развития области; Не позднее 25 сентября прогноз вносится на рассмотрение в местный исполнительный орган. Прогноз не позднее 1 октября одобряется акиматом области, города республиканского значения, столицы.

Только подумайте, существует даже целый порядок государственного планирования! Данный порядок определяет видение развития страны, приоритеты, ориентиры, стратегию развития, и пути достижения всего перечисленного. Кроме того, существует еще и прогноз СЭР, который прогнозирует социально-экономическое развитие на 5 лет, и бюджетных параметров, то есть прогнозируются темпы экономического роста, нестабильная ситуация на валютном и банковском рынках, соответственно, удорожание банковских кредитов, и наоборот – это будет влиять на формирование бюджета. И даже при таких вот прогнозах, и поэтапных шагах в планировании, полноценного планирования в области не получается! Неужели установленный порядок планирования с браком? Или начальство с двумя высшими образованиями не способно применять полученные знания на практике? А может, и знаний — то никаких нет? Множество вопросов, ни одного ответа.

О стратегиях и прогнозах.

К документам Системы государственного планирования относятся:

1) Стратегия развития Казахстана до 2050 года;

2) Стратегический план развития Республики Казахстан до 10 лет включительно, Прогнозная схема территориально-пространственного развития страны;

3) Стратегия национальной безопасности Республики Казахстан на 5 лет или свыше 5 лет;

4) Прогноз социально-экономического развития на 5 лет;

5) государственные программы (не менее 5 лет);

6) стратегические планы государственных органов на 5 лет;

7) программы развития территорий на 5 лет;

8) стратегии развития на 10 лет национальных управляющих холдингов, национальных холдингов и национальных компаний с участием государства в уставном капитале (далее — национальные компании).

Из них, на областном уровне утверждаются программа развития территорий Восточно-Казахстанской области и прогноз социально-экономического развития Восточно-Казахстанской области на 5 лет.

Данные документы разрабатываются при координации управления экономики и бюджетного планирования с участием других областных управлений по курируемым вопросам.

В соответствии со статьей 60 Бюджетного кодекса Республики Казахстан в бюджетном процессе используются следующие документы:

1) прогноз социально-экономического развития Республики Казахстан или области, города республиканского значения, столицы;

2) закон о республиканском бюджете, решение маслихата о местном бюджете;

3) стратегические планы государственных органов;

3-1) бюджетные программы;

4) операционные планы.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 153 Бюджетного кодекса планирование бюджетных инвестиционных проектов осуществляется в три этапа:

1) разработка и проведение экспертиз инвестиционных предложений;

2) разработка или корректировка, а также проведение необходимых экспертиз технико-экономических обоснований бюджетных инвестиционных проектов, за исключением проектов, не требующих разработки технико-экономического обоснования;

3) отбор бюджетных инвестиционных проектов на стадии разработки бюджета.

При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 31 Бюджетного кодекса Республики Казахстан ответственными за планирование, обоснование, реализацию и достижение результатов бюджетных программ являются администраторы бюджетных программ.

Однако, несмотря на предусмотренную ответственность, государственное планирование имеет ряд пробелов, недочётов, за счёт которых теряются деньги из бюджета, то есть расходуются просто так, по несколько раз, на одно и то же мероприятие. Имеются даже подробные правила составления бюджетной заявки администраторами бюджетных программ, в которых указан план составления как пояснительной записки, так и порядок составления расчетов затрат, и всё это указано подробно по пунктам.

Почему планы не выполняются?

Так в чём, всё-таки, главная ошибка? В самой системе и порядке государственного планирования, или в так называемых администраторах бюджетных программ, которые отвечают за программы, реализуемые за счёт бюджетных средств. Что всё-таки требует усовершенствования? И чего не хватает для правильного стратегического планирования?

Доктор юридических наук Владимир Овчинков (Россия) высказал такое мнение:

«Социалистическое планирование — это и есть нормальное планирование XXI века, без которого никакая технологическая революция нигде невозможна. У нас в стране такого уровня стратегического планирования не существует, о нём никто не думает, социально-экономическая сфера — это вообще зона либерального хаоса, в мутной воде которого идёт почти промышленный по своим масштабам и абсолютно бесконтрольный вылов «золотых рыбок». Стратегическое планирование невозможно без понимания законов общественного развития и без использования новых технологий, таких как анализ больших данных, нейросети, квантовые эффекты. Но для них нужно место, нужно время, а самое главное — информационное «топливо» нужного качества. С тем, что сегодня даёт наше правительство в виде статистической и прочей информации, никуда доехать невозможно. Один из героев кинокомедии «Джентльмены удачи», если помните, был осуждён за то, что бензин разбавлял. Так вот, теперь то же самое на всех уровнях нашей «властной вертикали» происходит с информацией — везде фальшивые данные. Отсюда и пенсионная реформа, и рост цен, и невозможность нормальной работы. Какая у нас в стране на самом деле численность населения, какая на самом деле продолжительность жизни, какой на самом деле уровень преступности? Чего ни коснись — достоверных данных нет, опираться не на что.

В результате, если всё продолжать в таком же духе и без стратегического планирования, Россия очень быстро может стать маргинальным государством — даже независимо от того, какие у нас ракеты, какая идеология, какой величины госаппарат, и кто является президентом».

И верно, статистика достаточно поверхностна, ведь даже статистический уровень инфляции не может соответствовать уровню инфляции каждого человека отдельно. Да, статистика более сговорчива, а факты – очень упрямы. Потому жить, опираясь на статистику, намного легче. «Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика», — авторство этого высказывания приписывали премьер-министру Великобритании Бенджамину Дизраэли.

Ведь согласно статистике, у нас хорошая зарплата, и с безработицей идет успешная борьба. Но почему, когда идёт вопрос о переносе памятника, или переименовании парка и улиц, никто не проводит опросы и не опирается на статистику результатов этих опросов? Где в нашем городе и области планирование, соответствующее его законному порядку?

Мы отправили официальный запрос акиму города Жаксылык Омар где спросили — почему возникает так много ошибок при планировании? Ответила заместитель акима города Ольга Булавкина: перед строительством любого объекта разрабатывается проектно-сметная документация (далее ПСД), в процессе проектирования разрабатываются инженерно-геологические изыскания. После сбора всех исходных документов, ПСД проходит государственную или частную экспертизу. Контроль за ходом строительно-монтажных работ ведутся экспертами авторского и технического надзора. В акте приемки объекта в эксплуатацию принимают участие подрядная организация строительного объекта, технический надзор, авторский надзор и заказчик объекта.

На период 2018-2020 г.г., в соответствии с разработанной градостроительной документацией города Усть-Каменогорска предусматривается долгосрочное строительство жилых домов на территории жилого района Левый берег, а также на не освоенных земельных участках согласно проекту детальной планировки 19 жилого района, принадлежащих частным или юридическим лицам.

Планирование и реализация проектов выполняются соответствующими отделами местного исполнительного органа при положительном решении городского маслихата «О бюджете города».

Однако, нет ни единого упоминания причин, по которой происходят грубые ошибки при планировании.

А в «Стратегическом плане Министерства регионального развития Республики Казахстан на 2013 — 2017 годы», в пункте, выделяющем оценку основных внешних и внутренних факторов, в развитии регионов выделяют такой внешний фактор как падение цен на мировых сырьевых товарных биржах, увеличение безработицы вследствие неконкурентоспособности экономики той или иной области. То есть, выходит, что опасность длительного снижения сырьевых цен состоит в том, что рано или поздно начнут останавливаться производства. И тем самым, остановится и развитие региона. Ведь как отмечают в плане: экономическая ситуация Восточно-Казахстанской области напрямую связана с ценами продукции цветной металлургии на мировых сырьевых товарных биржах. Это официальное признание сырьевого характера нашей экономики. А значит, не будь в нашем регионе цветной металлургии, регион не получал бы никакого развития и, наверное, походил бы на города, где не ничего, кроме заброшенных многоэтажек.

Согласно Отчету о реализации программы развития территории города Усть-Каменогорска на 2016-2020 годы за 2017 год, строительство многопрофильной больницы на 300 коек не завершилось, а срок реализации проекта перенесен, так как ведется поиск потенциального инвестора. Стоимость проекта 10 млрд. тенге. Также из-за отсутствия инвестора не реализован проект по строительству мусороперерабатывающего завода с современными технологиями приема, сортировки, переработки и вторичного использования твердых бытовых отходов. Стоимость проекта 500 миллионов. Значит, городу придется ждать, когда какой-нибудь инвестор захочет построить мусороперерабатывающий завод, потому что в городе денег на такое дело нет! По итогам 2017 года из 86 целевых индикаторов программы развития территории обеспечено выполнение по 62-м, по 6 индикаторам годовая статистическая отчетность отсутствует, по 2 индикаторам план на 2017 год не предусмотрен, по 16 индикаторам плановые значение не выполнены, что составляет 25,8 % от плана. А зачем тогда составляется план, который более чем на четверть не выполняется?

К сожалению, при городском, областном и республиканском планировании не всегда на первый план ставят интересы общества. Поэтому вопрос «План ради людей, или ради планирования?» остается открытым.

В следующих заметках мы поговорим о планировании в конкретных видах деятельности: медицине, образовании, дорожном строительстве и т.д.



Изучала Кристина Капрелян