Давайте помечтаем о хороших дорогах

Газета "Flash!"

Семинар на дорожную тему состоялся в Усть-Каменогорске. Организаторами мероприятия являются АО «Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт» и «Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО».

В семинаре участвовали главные специалисты и ответственные лица этого управления, акимата г.Усть-Каменогорска, Восточно-Казахстанский областной филиал АО «НК КазАвтоЖол», Восточно-Казахстанский филиал ТОО «Казахавтодор», РГУ «Шыгыс жол лаборатория», а также местные подрядные организации. Семинар был проведён для обсуждения серьёзной темы: применение инновационных технологий и материалов при проектировании и строительстве автомобильных дорог, а также внедрение цифровых технологий и систем управления дорожными активами.

Вице-президент АО «КаздорНИИ» Азамат Жайсанбаев для местных дорог и больших городов предложил разработать отечественную систему управления дорожными активами:

— Сегодняшний семинар посвящён двум темам: разработка системы управления дорожных активов в Казахстане, и результаты обследования автомобильных дорог Восточно-Казахстанской области республиканского значения протяженностью около 1900 км. «КаздорНИИ» предлагает внедрить систему управления дорожными активами во всех областях для местных автомобильных дорог, а также в крупных городах РК.

Система управления дорожными активами – это электронная база данных, где хранятся все электронные паспорта автомобильных дорог, улиц, а также вся информация о состоянии автомобильных дорог, их местоположение. Также в данной системе имеется модуль, позволяющий прогнозировать состояние автомобильных дорог на будущее, и уже на основе этих данных можно прогнозировать объем финансирования. Такие параметры можно будет прогнозировать на 5 – 10 лет. К тому же, в модуле имеется возможность обратной связи с населением. Если люди зафиксировали происшествие на дороге, либо дорогу плохого качества, ямы, то посредством специального приложения для сотового телефона, можно будет сразу сфотографировать и отправить заказчику данные через эту систему. Также в системе будет иметься модуль ГИС (геоинформационная система), в которой можно увидеть все дорожные активы, на каком километре они расположены, например, кафе, придорожный сервис, ограждения, знаки, остановки, мосты, трубы, GPS — координаты, а также получить краткую информацию об этих дорожных активах. Предполагается, что ежегодно необходимо будет проводить инструментальное обследование с помощью современных передвижных дорожных лабораторий, которые могут объехать всю закрепленную сеть автомобильной дороги, определить её фактическое состояние, далее эти данные будут загружаться в систему управления дорожными активами, а после в автоматическом или полуавтоматическом режиме будут обрабатываться пользователями автомобильных дорог.

Как отмечает Азамат Жайсанбаев, такие системы есть во многих европейских странах, но использовать те международные системы в Казахстане невозможно, поскольку у нас другие климатические и географические условия, к тому же совершенно разный уровень финансирования. Поэтому разработать свою систему – отличное решение. Стоит отметить, что методика прогнозирования будет разной для каждого региона. Окончательное решение о финансировании принимается государственными органами.

Руководитель отдела развития и содержания автомобильных дорог Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО Нурбек Тураров:

— Ежегодно в нашей области увеличивается финансирование дорожно-ремонтных работ. Только в текущем году объем средств был увеличен в полтора раза. Для качественного планирования дорожно-ремонтных работ, в первую очередь, необходимо спрогнозировать объёмы дорожных работ и выявить дефекты. Сейчас это делается практически вручную. Специалисты с помощью элементарных метров и линеек измеряют дефекты на дороге. Поэтому современные передвижные лаборатории – это, несомненно, прогрессивное нововведение.

В частности, «лаборатория на колесах» оснащена системой позиционирования, которая отслеживает перемещение лаборатории, пройденное расстояние, фиксирует координаты местонахождения и другие данные. Также в состав комплекса входят видеокамеры для записи потокового видеоизображения поверхности дороги, придорожной полосы и элементов обустройства дороги. Такая «лаборатория на колесах», благодаря многофункциональной диагностической системе, выявляет износ дорожного покрытия, измеряет трещины, определяет международный индекс ровности. Данная инновационная технология позволяет точно провести обследование дороги. После обследования и определения трещин система классифицирует их по типу, характеру, причине появления, указывает местонахождение и геометрические параметры, а также указывает на прочность дорожного покрытия.

Преимущество этой лаборатории в том, что она позволяет не только обнаружить дефекты на дороге, но и определить с помощью системы GPS, на каком именно участке они находятся. То же самое с обустройством дороги: фиксируются опасные съезды, резкие повороты, места, где не хватает соответствующих знаков. Это значительно облегчает задачу по устранению дефектов, а значит, повышает безопасность дорожного движения.

С 2014 года институт обследовал 10309 километров автодорог в десяти областях республики. К диагностике приступили в 2009 году, и на сегодня проведена работа по 13 693 км, в том числе обследовано 1376 мостов.

Анализ состояния дорог ВКО показал, что требует капитального ремонта 700 км автомагистралей, что составляет 54 % всей дорожной одежды областных дорог республиканского значения, среднему ремонту подлежит 267 км пути (21 %), 325 км (25 %) подлежат текущему ремонту. Всего исследовано 1292 км дорог посредством передвижной дорожной лаборатории. Были исследованы такие автодороги как Караганда – Аягоз – Тарбагатай — Бугаз; Семей – граница РФ; Семей – Кайнар; Усть-Каменогорск – Риддер – гр. РФ; Усть-Каменогорск – Шемонаиха – гр. РФ; Усть-Каменогорск – Зыряновск – Большенарымское- Катон – Карагай – Рахмановские ключи; Усть-Каменогорск – Таврическое – Семей. Также было отмечено, что толщина дорожного покрытия по ВКО составляет 15-30 см, при стандарте в 60 см как минимум.

А вот мнение Алексея Божкова, редактора агентства правовой информации и журналистских расследований «Витязь», активного участника дорожного движения, а также помощника Управления административной полиции в определении мест установки дорожных знаков в Усть-Каменогорске и его окраинах:

— Меня терзают смутные сомнения по поводу этой идеи. Для того, чтобы у нас были нормальные дороги, думается, надо не передвижные лаборатории создавать, а делать качественный ремонт и строить качественные дороги, не зацикливаясь на тендерах. Пока будут тендерные условия (дёшево, а качество подождет) — не поможет никакая лаборатория. Ну, выявит она проблемы. А устранять будут на тех же условиях. И проедет ли после ремонта эта лаборатория в том же месте? Думается, эту лабораторию лучше всего применять на дорогах, на которых только-только закончился ремонт, чтобы можно было поснимать головы, ответственные за гнилые дороги. Ведь, к примеру, я могу и без всякой лаборатории, проехав на своей машине, сказать, что свежеположенный асфальт, мягко говоря, больше похож на фекалии, нежели на асфальт — неровности, вмятины, выпуклости. В противном случае, нам и дальше будут вешать лапшу на уши о том, что все сделано, все качественно. Будто мы сами не видим это самое качество! А проблем с дорогами множество: начиная от отсутствия тротуаров и дорожных знаков, и заканчивая ненужными для людей переходами, — подвёл итог Алексей Божков.

И действительно, для того чтобы в области были нормальные дороги, необходимы не лаборатории на колесах, а просто качественный ремонт дорог. Качество дорог области не становится лучше, несмотря на ежегодное увеличение объёмов финансирования на дорожно-ремонтные работы. А пока руководство ищет причины в недостаточном анализе состояния дорог, не учитывая некачественное строительство — хороших дорог восточноказахстанцам в ближайшие годы не видать.

Кристина Капрелян