«Эффект планирования» в ВКО: масштабные цели руководства – большие проблемы населения

Газета "Flash!"

«Чтобы изменить жизнь, мы должны изменить пространство»

А. Лефевр

Что такое Усть-Каменогорск? Наверное, любой ответит, что это промышленный гигант с кислотным воздухом, с проблемным пассажирским транспортом, с высокими ценами, с низкими заработными платами, с очень средним уровнем здравоохранения, с огромным количеством голубей, и вечно ремонтирующимися плохими дорогами. Скорее всего, каждый вспомнит и отметит именно негативные моменты, но также многие скажут, что этот город просто родной и он просто есть, несмотря на все его минусы. И лишь немногие ответят, что это город с весьма богатыми природными ресурсами, область, щедро одаренная великолепной флорой, разнообразной фауной, регион, богатый самыми невероятными и неповторимыми пейзажами. Такой город не может не обладать весьма своеобразной атмосферой, в самом что ни на есть прямом смысле этого слова: характерно резкий сернистый ангидрид, диоксид азота, свинец и другие тяжёлые металлы, радиоактивный уран, высокотоксичный бериллий — воздух в Усть-Каменогорске определённо не самый полезный для здоровья. Здесь в порядке вещей хронический бронхит, да и что-нибудь другое хроническое тут тоже есть почти у всех: процент заболеваемости органов дыхания, мочеполовой системы, кожных болезней находится в постоянном росте. Перебить кислотный дух городские власти пытаются обилием цветов или же обновлением улиц: тут вам и поющие фонтаны, и аллея влюбленных, и ежегодный ремонт дорог, а трамваи и вовсе «НОВЫЕ» — в общем, руководство старается, ну, или делает вид!

По крайней мере, полным ходом был разработан генеральный план областного центра, а также и программа развития территории Восточно – Казахстанской области на 2016 — 2020 годы. Действующий генплан Усть-Каменогорска утвердили в ноябре 2009 года и изначально он был рассчитан до 2020 года. Поскольку срок его действия подходит к концу, разработчик начального проекта — алматинская проектная компания «Градо» — подготовила корректировку до 2035 года.

Согласно планам, в текущем году должны были отремонтировать проспект Сатпаева от улицы Жибек жолы до проспекта Карла Маркса (ныне Казыбек би). Также к нынешнему году первоначальный план предусматривал помимо строительства надземного пешеходного перехода у Дворца Спорта, которое идёт весьма стремительно, возведение еще трех надземных переходов: двух на проспекте Сатпаева — у мечети и у областного драмтеатра, и одного на проспекте Победы — у торгового дома «Император».



Эскиз строительства надземного перехода возле ТД «Daniel» 2012 года.



Должна была появиться и первая в городе двухуровневая развязка — на перекрестке улицы Жибек жолы и проспекта Сатпаева. Помимо прочего, не выполнены запланированные работы по расширению улицы Жибек жолы, реконструкции улицы Мызы на участке Протозанова — Казахстан, обустройство правых поворотов на двух перекрестках: Мызы – Протозанова, Казахстан — Горького. В целом, планов, конечно, было много, но вот их реализация явно не уложилась в сроки.

Если говорить о том, что же такое генеральный план – это проект, который устанавливает основные направления развития города. Он показывает автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения. Определяет существующие и планируемые границы земель промышленности, энергетики, а также границы жилой застройки. Проводя аналогию, все мы планируем собственную жизнь: сегодняшний день, отпуск, ближайший год, ремонт квартиры, и т.д. В своём доме мы подмечаем все слабые места, которые требуют доработки. И каждый запланированный вклад в свою жизнь, будь то даже просто покупка кухонного комбайна, или палатки для походов, обещает нам большие перемены. То же самое нам даёт генеральный план, только уже в наибольшем масштабе, и охватывают такие изменения всё население города.

Для таких же целей существует и программа развития территории Восточно – Казахстанской области, только разрабатывается она на значительно меньший срок. Программа развития территории разрабатывается на пятилетний период на основе стратегических и программных документов Республики Казахстан, прогноза социально-экономического развития.

Программа развития территории содержит основные направления, цели, задачи развития региона, ожидаемые результаты с указанием их показателей и необходимые ресурсы.

Например, одним из пунктов целевых индикаторов социальной сферы программы развития ВКО на 2016 – 2020 годы, является доступ в городах к централизованному водоснабжению – 97,8 %, к централизованному водоотведению – 97 %. По итогам 2017 года доступ к централизованному водоснабжению городского населения составил 97,5 %. Даже перевыполнение плана! Это был бы весьма неплохой показатель, если бы так выполнялись все намеченные рубежи. Но редакция нашей газеты столкнулась с фактами вопиющего отсутствия планирования.



Ошибки планирования, или вообще никакого планирования!

Так, в селе Меновное, где в настоящее время идет прокладка канализации и сетей водоснабжения, творится настоящий фильм ужасов, который строится не на сценах с кровью, а на психологическом воздействии. Повсеместные траншеи, открытые колодцы, глина и грязь, в которой утопают жители села, полное отсутствие ограждений, а на некоторых улицах и вовсе даже освещение отключили. На работу и на учебу – в резиновых сапогах со сменной обувью. Всё, чего ждут жители села — когда этот ужас уже закончится. После завершения работ, проведут благоустройство улиц. Наконец-то проложат долгожданный асфальт. Но не тут – то было! В экстазе от счастья жители прыгать не будут, ведь в 2019 году всё село вновь перекопают для строительства сетей теплоснабжения! Спрашивается: нельзя было сделать всё сразу? Или так всё – таки кому – то выгоднее? Раскопать, проложить канализацию, закопать, заасфальтировать, снять асфальт, раскопать, проложить трубы теплоснабжения, закопать, заасфальтировать – гениальная схема! Теперь нам уже наверняка известно, как и на что расходуются народные деньги — в данном случае на одни только земляные работы можно списать немалое количество бюджетных денег.

К слову, подводка канализации к жилым домам будет проводиться собственниками жилых домов за их же счёт. Однако, никто не спросил ни у одного жителя села, есть ли у него на это средства, или ему всё же дешевле и привычнее будет раз в полгода или год откачивать туалетную яму. Что, если большинство не захочет пользоваться централизованной канализацией? Тогда выходит – все старания были напрасны, точно так же, как были напрасны все нервные срывы жителей села.

Но это еще не всё! В 2009 году горожанам, которые подали заявки на участие в программе индивидуального жилищного строительства, выделили землю неподалеку от КШТ. В 2008 году началось строительство первой очереди энергоснабжения данного района. Однако из-за отсутствия потребителей по линии энергоснабжения, дальнейшее строительство было остановлено, а построенные трансформаторные подстанции не были подключены. В итоге, всё было брошено. А после, когда потребители уже появились и проживали в 20-м микрорайоне в ожидании подключения электричества, не было финансирования! И вот, спустя 9 лет, в конце 2017 года большая часть трансформаторных подстанций была восстановлена. То есть, в 2008 году был бесполезно потрачен бюджет, подстанции были разграблены, а в 2017 году были вновь потрачены средства из бюджета на то, что уже было выполнено, но брошено 9 лет назад. Строительство сетей водоснабжения 20 жилого района не производилось, по причине отсутствия точки подключения. И вопреки тому, что проведение водоснабжения не планировалось, бессмысленно было начато строительство канализационной сети в 2010 году, в дальнейшем строительство продолжено в 2012 г. и по причине отсутствия финансирования так и осталось незавершенным по сей день. И если раньше для водопровода не было точки подключения, то сейчас она есть, только брошенная и бесхозная. Сам водопровод лежит в грунтовых водах. Кстати, водопровод прокладывают, а вот водозабор брошен и не работает. Наверное, у проектировщиков имеется свой «козырь в рукаве», или это одна из инновационных технологий строительства водопровода и ничего мы, простые люди, явно не понимаем. К сожалению, это еще одно подтверждение неумения и нежелания властей планировать работу. Проводить канализацию, без возможности провести водопровод и зная, что финансирования хватит лишь на часть работ. Строить энергоснабжение, не имея потребителей. Потратить на всё это миллионы, после всё бросить, а по истечению многих лет вновь вложить миллионы, чтобы восстановить то, на что уже были когда — то потрачены средства – это называется вести работу «спустя рукава».

А когда примеров внезапно становится за какую — то неделю, или месяц, уже больше двух, поневоле начинаешь задумываться о том, что это не стечение обстоятельств, а заговор руководства, ради собственной выгоды. Или это всё же лишь неумение планировать?

Два года ведется строительство объездной дороги вокруг Осиновского перевала, а это самый опасный и сложный участок дороги для водителя. И вроде бы всё шло отлично, пока не выяснился тот факт, что при планировании проекта не предусмотрели один немаловажный момент, а именно: территория, на которой планируется возвести мост, находится на землях Государственного лесного фонда. Теперь, чтобы начать стройку моста, нужно участок вывести из Гослесфонда в земли транспортного значения. А что, об этом раньше не знали, ведь стройка дороги идёт уже 2 года? И только теперь начинается вывод земли, и все работы остановились. И уже понятно, что важнейшая дорога будет построена не к 2020 году, а гораздо позже. Ведь массу времени занимает сам бюрократический многоступенчатый процесс согласований. Проект рассматривают в комитете лесного хозяйства и животного мира, дальше отправляют на экологическую экспертизу, что занимает не менее 60 дней.

Если есть замечания, проект дорабатывают в областном управлении земельных отношений, возвращают в Астану в комитет по регулированию земельных ресурсов. Согласовывают в министерстве финансов, министерстве инвестиций и развития, и еще ряде министерств. На каждый такой шаг в многоступенчатом процессе уходит не менее 15 дней. Только после этого делается постановление о переводе земель из Гослесфонда. А пока нет документа о выводе лесных земель, строители не вправе занять ни сантиметра данной территории. Данный самопроизвол будет считаться уголовно наказуемым. В общем, из-за такого абсолютного отсутствия планирования, долгожданная объездная дорога не светит ни одному из водителей еще года три при самом лучшем раскладе. Ведь составляя и утверждая проект, нужно предусмотреть все даже самые незначительные нюансы, каждый клочок земли на котором планируется строительство дороги. А теперь, никто за свою оплошность даже не понесет никакого наказания, несмотря на то, что это дорога республиканского значения.

Но ведь такие вопиющие факты имеются не только в дорожном строительстве, но и в строительстве в целом. Так, в 2017 году АО «САМРУК-ҚАЗЫНА» был сдан в эксплуатацию жилой комплекс из 9 домов, жильцам в аренду с последующим выкупом. Никакого благоустройства вокруг ЖК произведено не было, нет подъездных дорог, школ, аптеки. В дождливую погоду, когда начинает таять снег, люди передвигаются по колено в грязи, кто на работу, кто в школу, даже до магазина дойти тяжело – ведь дорог нет. Сами же дома и квартиры стали головной болью для совсем не счастливых новосёлов. Некоторые из них дали усадку, имеются трещины в стенах, на балконе, между домом и фундаментом. В дождливую погоду балкон и стены протекают, в ветреную трясёт дом, и ощущение того, что балкон вот-вот «улетит», жильцов не покидает. Спрашивается: как такой ЖК вообще могли сдать в эксплуатацию? Разве он соответствует правилам застройки и эксплуатации? Сомневаюсь. А жителям данного ЖК еще 15 лет платить за бракованное жильё.

А строительство дорог? В городе Усть-Каменогорске перекрыли сразу несколько ключевых улиц города и тем самым парализовали движение транспорта. Где, спрашивается, планирование дорожной деятельности? Почему нельзя перекрыть одну улицу, сделать её, а только потом приступить к другой? Но у нас ведь легче создавать пробки, какая разница, кто опоздает на работу, или на учёбу, кто не успеет на приём в больницу – «Выходите из дома раньше! У нас дорожно-ремонтные работы». Да вот только не каждый начальник поймёт, и не каждый врач примет. И обстоятельства, по которым ты ненароком опоздал, не интересуют никого. Также, как и о последствиях, руководство, видимо старается не думать, дабы не забивать себе голову «ненужными вещами».

А нехватка свободных мест в больницах, отсутствие бесплатных лекарственных препаратов – это ли ни есть абсолютное отсутствие планирования?

А как же то, что на пороге зимы в городе нечем топить частные дома? Более 90% от общего объема разведанных мировых запасов угля приходятся на 10 стран. Это при том, что наша республика обосновалась на восьмом месте рейтинга с 33 млрд. 600 млн. тонн (3,8% от мировых запасов). Этого хватит более чем на 300 лет. Но при этом население уже летом ищет уголь, и не может его купить, а если в итоге и покупает, то втридорога. В республике получили развитие все отрасли угледобывающей промышленности, что обусловлено наличием мощных пластов твердого топлива (Екибастуз, Караганда, Тургай).

Только представьте, сколько еще таких случаев, о которых нам просто еще не известно?!

Кристина Капрелян



(Продолжение следует)