Учитель или раб?

Газета "Flash!"

Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно — указать дорогу.

Ричард Олдингтон.

Учитель – одна из древнейших профессий на планете. В древние времена учителями считались старшие в родовом племени или общине, которые и передавали младшим членам общества свои знания и умения. Окончательно профессия выделилась в XVII веке. Именно в этот период люди, которые занимались преподаванием, образовали своё сословие. Вскоре эта профессия стала популярна во всем мире.

Учитель – профессия самая благородная. Люди, посвятившие всю жизнь просвещению и преподаванию, нередко оставляют в душе детей чёткий след. Ведь учитель, как никто другой, способен повлиять на мысли ребенка в выборе жизненного пути.

Как и в любой профессиональной деятельности, в учительском труде есть две стороны: отрицательная и положительная. Профессия учителя является одной из самых сложных. Одна из позитивных сторон заключается в том, что учитель находится в постоянном общении с детьми. И если учитель их любит, то общение с ними принесёт лишь удовольствие. Другая не менее хорошая сторона – длительный отпуск, и, что немаловажно – в летнее время. Безусловным плюсом также является постоянная работа над собой, самообучение, ведь прогресс идёт вперёд, меняется и форма обучения, и стандарты, и знания, соответственно, нужно давать, идя в ногу со временем.

К сожалению, работа учителя не может складываться из одних только плюсов, ведь трудность данной деятельности, в которой необходимо железное терпение и крепкие нервы – неоспоримый факт. Ученики не всегда бывают весёлыми, вежливыми и умными. Порой встречаются хулиганы, или дети, не желающие ничего слушать, и вообще учиться, одним словом, «трудные дети». Все дети, действительно, разные, и разгадать их особенности – полдела. Самое главное – это суметь найти подход к каждому такому ребёнку, и убедить, что учение – это, всё-таки, свет. К минусам также можно отнести и постоянные стрессовые ситуации, ведь учитель в ответе за каждого ученика. Если с ребенком что – либо случиться, то виноват будет учитель. Мол, именно он не уследил. Дополнительная работа дома, подготовка к урокам – всё это отнимает массу личного времени. А зарплата, мягко говоря, невысокая.

Но, не смотря ни на какие трудности, учитель остается наиболее уважаемой профессией. Потребность души человека работать с детьми берет верх, вопреки всем трудностям данной специфической работы.

Положение учителей в Казахстане

Множество случаев вопиющей несправедливости по отношению к учителям произошло уже в текущем году. Так, например, учителей в Шымкенте заставили доделывать ремонт в школе за четыре дня до 1 сентября, за строительную фирму, получившую на ремонт финансирование из бюджета. Вернувшись из отпуска, педагоги обнаружили, что ремонт еще не закончен, хотя уже 25 мая педагогический коллектив освободил здание учебного заведения от своего присутствия и от мебели, чтобы организация, выигравшая тендер на капитальный ремонт, могла приступить к работе.

Еще один случай произошел в Аккойской сельской школе, где двадцать учителей Шетского района Карагандинской области пожаловались на своего руководителя Жанар Жамандину. По словам учителей, директор школы, пользуясь служебным положением, занимается мошенничеством и вымогательством. Она забирает часть зарплаты у людей за то, что приняла их на работу. Также, по словам учителей, директор школы не только требовала взять за нее кредит, но и заимствовала деньги у учителей. Когда учителя у нее требовали вернуть долг, директор угрожала их уволить.

За «свободу от рабства» судится с руководством школы учительница в Шымкенте. Преподавателя школы-гимназии №38 имени Нуртаса Гульжан Ондасынову прошлой весной, когда не было уроков, руководство направило на работу, не связанную с ее педагогической деятельностью. Гульжан в этот день поехала в аул к больной матери, а впоследствии за свой поступок выслушала ругань от руководства школы. Учительница утверждает, что испытала физические и моральные муки. Также Гульжан Салимбаева возмущается тем, что их заставляют проводить перепись взрослого населения, обходить дома и ставить на учет детей.

А вот ситуация, которая произошла в марте текущего года. Учителей и медиков Атбасара вооружили топорами и выгнали на берег реки, они вырубали там деревья и кустарники в целях профилактики паводков. Если не будет зарослей, лед не станет задерживаться весной и быстрее уйдет. Атбасарцы возражали против выполнения работы, не связанной с их прямыми обязанностями. Но их никто не послушал. Среди тех, кто был незаконно привлечен к черной работе, есть и студенты. Все вместе они должны были до начала таяния льда успеть вырубить растительность на 2 километрах протяженности берега. Районный аким считал, что эти работы необходимы для безопасности населения. Он уверял, что «возражений не было».

Также, судя по жалобам в интернет-сообществе педагогов, учителей в Казахстане заставляли накручивать посещаемость сайта по применению цифровых образовательных ресурсов Bilimland.

Обеспечение кадрами, уровень заработной платы

В Восточно – Казахстанской области наблюдается дефицит кадров в сфере образования, начиная от руководящих должностей, учителей, заканчивая техническим персоналом. Только в районах области открыты вакансии 49 руководителей учебных заведений.

Больше всего директоров не хватает в Курчумском районе – в девяти школах, в Катон-Карагайском районе — семь, шесть — в Семее, пять — в Бескарагайском районе, в Зыряновском, Уланском, Аягозском районах и городе Риддере – не хватает по 4 директора в каждый район. Еще 35 директоров уже достигли пенсионного возраста. Только в Усть-Каменогорске работают 210 учителей, которые уже достигли пенсионного возраста, по области учителей-пенсионеров 834. Замены таким учителям, увы, нет.

Заработная плата учителя средней квалификации без категории, но при полной занятости составляет около 45 тысяч тенге. При получении второй категории она увеличится на восемь тысяч тенге. В связи с таким низким уровнем заработной платы, молодые специалисты, несмотря на свою любовь к данной работе и детям, не задерживаются в роли учителя. Ведь пока учитель сможет повысить квалификацию, для того чтобы получать более-менее нормальную заработную плату, пройдет ни один год. Чаще всего молодые учителя не имеют даже собственного жилья, не говоря уже о том, что им приходится еще и обеспечивать свою семью. А вот объявление о проведении конкурса на занятие вакантной должности директоров учебных заведений в Семее, в те средние школы, где нет руководителей. Очень большой перечень квалификационных требований, и внизу маленькая строчка: «размер должностного оклада – от 84 768 до 99 988 тенге». Даже не дотянули 12 тенге до трезначной цифры в 100 000 тенге. Много ли будет желающих на должность хоть и почетную, но с такой ответственностью и такой низкой зарплатой?! Столько получает разнорабочий на стройке, без всякого образования.

Оптимистичный прогноз озвучил министр образования Ерлан Сагадиев 29 августа 2018 года. По его словам, казахстанские педагоги с сентября смогут зарабатывать 246 тысяч тенге в месяц. Разумеется, чтобы получать такую сумму, необходимо выполнить и подойти под целый ряд условий. Прибавка в размере 30 % от оклада светит тем учителям, которые начнут преподавать по обновленной системе. Плюс ко всему, предусмотрены персональные надбавки для каждого специалиста в зависимости от его профессионализма. Ну а обладателями самой большой заработной платы станут сельские педагоги. Согласно постановлению правительства, их оклад составит 103 тысячи тенге. К этой сумме возможна прибавка в размере 27 тысяч за классное руководство и проверку тетрадей. Еще 30 тысяч добавят за преподавание по новой программе. При условии, что учитель получит квалификацию мастера, его оклад вырастет ровно на 50 %, что составляет 51 тысячу тенге. И еще один бонус в размере 35 тысяч – для тех, кто сможет преподавать на английском языке. В итоге, зарплата такого специалиста – 246 с половиной тысячи тенге. Вот только для того чтобы соответствовать всем этим критериям, пройдет не один год. А реальность такова, что молодой учитель в очередной раз остаётся за бортом оклада, на который имеется хоть какой-то шанс достойно жить. А с заработной платой в 45 тысяч тенге, современный учитель не вытянет ни ипотеку, ни нормальную жизнь, в которой необходимо вкладываться и в своё здоровье, и в питание, и в обеспечение.

Председатель городского профсоюза образования о современных проблемах учителей

Для того, чтобы подробнее узнать о положении учителей, мы связались с председателем городской организации профсоюза педагогических работников Усть-Каменогорска Александром Кузнецовым. Александр Александрович прошел длительный и интересный путь в своей карьере. Ведь он начинал учителем сельской школы, с 1975 года, в течение 15 лет Александр Кузнецов трудился на партийной работе, а после снова пошел работать в сферу образования директором средней школы № 42. Затем Александра Кузнецова назначили руководителем городского отдела образования в 1998 году. С конца 2000 года по 2003 год проработал в областном детском фонде «Саулетай». Весной 2003 года он вновь вернулся на пост руководителя отдела образования, и работал там до ноября 2014 года. Александр Кузнецов имеет педагогическое, финансово — экономическое, и юридическое образование. 26 октября 2014 года стал депутатом городского маслихата предыдущего созыва, а в настоящее время работает председателем городского профсоюза работников образования и науки.

— Александр Александрович, как Вы чувствуете себя в роли представителя наемных работников? Вы, наверное, единственный из профсоюзных лидеров, кто побывал в двух ипостасях: и руководителя отдела образования, работодателя, и теперь лидера профсоюза работников образования?

— В первую очередь, профсоюз выполняет роль не только защитника наемных работников, он имеет действительно широкое поле деятельности. Согласно Уставу общественного объединения «Казахстанский отраслевой профессиональный союз работников образования и науки», задачи профсоюза таковы: вести коллективные переговоры, заключать соглашения, коллективные договоры, и содействовать их реализации, укреплять трудовую дисциплину, содействовать повышению профессионального уровня, содействовать оздоровлению членов профсоюза и многое другое. Очень серьёзной работой являются переговоры относительно соглашений и коллективных договоров, потому что коллективный договор в организации образования является основой для социального партнёрства, то есть во взаимно заинтересованной работе как работодателя – директора, и профсоюза, как представителя работников. Если в коллективном договоре при его разработке что-то будет упущено, то это, непременно, отразится в реальной жизни на каждом из членов профсоюза. Коллективный договор — это некий справочник для руководства. Ведь в нём предоставлено буквально всё: это и режим работы предприятия, это и социальный пакет для трудового коллектива, и действия администрации и профсоюзов в тех или иных случаях, в конфликтных сторонах жизни трудового коллектива, когда возникают противоречия в вопросах социального партнёрства. На основе коллективного договора можно найти компромиссное и положительное решение для всех сторон трудовой жизни, как для работодателя, так и для работников. Прямой задачей профсоюзов является также и содействие укреплению трудовой дисциплины. Иногда приходиться защищать работников, предлагая работодателю те или иные решения проблемы. Работники обращаются буквально по всем случаям: и по приёму на работу, и по увольнению, и по предоставлению отпусков, о прохождение учёбы, о присвоении квалификационных уровней. Все эти обращения говорят о том, что работники чувствуют доверие к профсоюзу, и знают, что здесь дадут квалифицированный ответ.

Вы спросили, как чувствует себя человек, который прошел достаточно длинный путь руководителя, а после вступил на путь лидера профсоюза. Казалось бы, каким-то образом это не совместимо, потому что ранее некоторые нормы и коллективных договоров, и соглашений, которые были между городским профсоюзом и отделом образования, в силу трудных вопросов, касающихся в основном финансирования, проходили очень трудно. Но при этом, я всегда прислушивался к профсоюзу, чтобы законодательные нормы в трудовых отношениях не нарушались. Потому что прописанные в трудовом кодексе социальные гарантии равны для всех работающих, и они являются минимальными нормами, ниже которых уже никак нельзя опуститься. Поэтому, мы всегда придерживались данных минимальных стандартов и выполняли их. В школах имеется группа работников с самой низкой заработной платой, это технический персонал, и молодые специалисты образования без категории, которые только что пришли со студенческой скамьи. Когда профсоюзы работают над социальным пакетом самых низкооплачиваемых групп в школах, профсоюз всегда рекомендует, чтобы минимальные стандарты, которые установлены законодательством, были отражены коллективными договорами в большей степени. Также много нужно сделать и в плане защиты материальных интересов членов профсоюза. Сейчас по этому направлению ведётся большая работа, которая продолжается около 10 месяцев, но пока решение этого вопроса не двигается с места. Это касается вопроса о выплате пособия на оздоровление учителям, ведущим предметную деятельность, воспитателям в детских садах, педагогам дополнительного образования в размере их учебной нагрузки.

Органы образования и органы планирования бюджета стоят на том, что пособие на оздоровление к оплачиваемому трудовом отпуску рассчитывается не в размере фактического должностного оклада. То есть понятие должностного оклада является спорным между государственными органами и профсоюзом. Отдел образования и акимат города утверждают, что должностной оклад – это ставка педагога 18 часов преподавания в неделю. Мы же утверждаем, что должностной оклад у учителя складывается как раз не из 18 часов, а из полной нагрузки. Допустим, если он ведёт 24 часа в неделю, то есть на 6 часов больше нормированной ставки работника, то его должностной оклад – это и есть эти деньги, рассчитанные на 24 часа. А на деле выходит, что те преподаватели, у которых нагрузка меньше, чем 18 часов, например, 10-11 часов, получают пособие на оздоровление за 10-11 часов, у кого нагрузка 18 часов в неделю, получают пособие за 18 часов, но и те, у кого нагрузка составляет 24 часа в неделю, пособие получают в размере должностного оклада за 18 часов! Получается, что работник с нагрузкой в 24 часа в неделю, недополучает примерно треть оплаты на оздоровление от своей ставки к ежегодному оплачиваемому трудовому отпуску.

В Отраслевом соглашении о социальном партнёрстве между министерством образования, Казахстанским профсоюзом работников образования и науки и палатой предпринимателей «Атамекен» чётко написано, что учителям, которые на момент выхода в отпуск имеют часовую нагрузку свыше 18 часов, пособие оплачивается в размере именно их часовой нагрузки. То же самое записано и в областном отраслевом соглашении о социальном партнёрстве, которое подписал аким Восточно-Казахстанской области Даниал Ахметов. Отдел образования и заместители акима города Усть-Каменогорска в ответ применяют один аргумент: «Нехватка бюджетных средств». В народе есть пословица: «Если взялся за гуж, не говори, что не дюж». Если есть законодательные положения, так сделайте всё, что необходимо, так рассчитайте и скорректируйте бюджетные расходы, чтобы эта социальная гарантия чётко выполнялась. В этом году летом, при предоставлении очередных отпусков, данная гарантия не выполнена. Учителям, воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования, у которых нагрузка больше нормативно установленной, до сих пор не выплачена разница по пособию на оздоровление.

Конечно, зная систему образования изнутри, мне легче выполнять свою работу профсоюзного руководителя. Понимая профессионально предмет деятельности трудовых коллективов, и применяя нормы закона, конечно, легче найти определенный консенсус, предложить выход из трудной ситуации, и опыт работы в образовании мне в этом помогает.

— Что Вы можете сказать об оплате труда учителей, преподающих по обновленному содержанию?

— Вопрос об оплате учителей, которые преподают по обновленному содержанию, находится только на стадии развития. Потому что до этого была система оплаты труда, которая установлена нормативными документами, принятыми несколько лет назад. Тот нормативный документ сейчас действителен, но вошел в некоторое противоречие с теми трудовыми отношениями, которые складываются в процессе внедрения обновленного содержания. Я имею в виду то, что согласно законодательству, если в условиях труда происходят какие-либо значительные изменения, то они должны отражаться и на оплате этого труда. Это чётко записано, и так должно быть на деле. Но и здесь вопрос касается нормирования труда, который находится в отрасли образования еще пока в зачаточном состоянии. Никто не может определить, что же такое педагогический труд? Как его посчитать и как его нормировать? Но, тем не менее, нормирование труда должно в любом случае присутствовать. Потому что из нормы труда складывается и оплата труда. Пока что имеется основной нормативный измеритель преподавателя — 18 часов. Учитель ведь трудится не только на уроке, но и до, и после урока. Что за труд у учителя после урока? Когда мы проводили исследования, то выявили, что учитель после урока выполняет еще около 30 производственных действий, которые обязательны. Одно только заполнение журнала, как электронного, так и в письменной форме, занимает немало времени. Электронный журнал не защищён полностью, поэтому письменную форму журнала было решено оставить. Многие стороны учительского труда не нашли своего подтверждения в нормативах, они не приняли ту форму, при которой изменение норматива труда влечёт за собой изменения в оплате труда. Приведу еще один пример, который вызывает споры в трудовом коллективе, когда те или иные педагоги возражают по нагрузке классного руководителя. Почему? Потому что обязанностей много, а оплата этого труда недостаточная. Для решения этой проблемы необходимо выработать нормативы по данному труду, как и по многим другим аспектам учительского труда. Конечно, сейчас учителя получают доплату за преподавание нового содержания — плюс 30 % к окладу учителя, но опять-таки, те учителя, которые ведут 24 часа в неделю, получают эту доплату лишь за 18 часов. То есть, вновь идет нарушение принципа, о том, что всякий труд должен оплачиваться.

— Многих учителей летом из отпуска отзывают на курсы переподготовки – по обучению английскому языку для преподавания предметов на английском, по обучению преподаванию робототехнике и т.д. Если отзывают, то отпуск должен быть продлен на это время. Получается, что педагогов лишили отдыха? А ведь это может сказаться на работе.

— Это происходит из-за того, что так устроена система данных курсов. Есть курсы без отрыва от производства, где преподаватели посещают курсы после проведения уроков в школе, а также есть курсы, которые проводятся в отпускное время. Если учитель послан на курсы, он учится от государства, чтобы соответствовать тому уровню, которое провозгласило государство в профессиональном плане. Курсы проводятся для того, чтобы преподаватель добился результата в том или ином движении образования, либо в обновленном содержании, либо в эффективных методиках образования детей и т. д., то есть это делается для повышения качества образования. Как совместить эти курсы с работой учителя и с его отдыхом? Работодатели знают, что каждый работник, согласно трудовому кодексу имеет право на отдых. Согласно минимуму, которое даёт трудовое законодательство, отпуск у учителя составляет 56 календарных дней, плюс дополнительно оплачиваемые отпуска. Я считаю, что это достаточно весомый социальный пакет для учителя, потому что тот психологически повышенный уровень работы, профессиональные требования к работе учителя, его постоянное интеллектуальное напряжение, работа с электронной техникой, работа с родителями и учащимися, воспитательная работа, требует достаточного отдыха. Если не проводить летом курсы, то их придется проводить в какое-то другое время обязательно. Чтобы работать по обновленному содержанию, учителю необходимо войти в эту сферу деятельности, то есть понять принципы и методы работы по обновленному содержанию. Это необходимо для его морального и профессионального состояния готовности к этой работе. Так или иначе, если учитель попадает на период отпуска на курсы, то он имеет право, даже во время учебного года восполнить потерянный отпуск. То есть отпуск может предоставляться частями.

— Каков конкретный размер оплаты труда педагогов, от самого начинающего, до самой высшей категории?

-В одной из школ была ситуация, когда у рабочего по обслуживанию здания, оборудования школы, и уборщиков служебных помещений, заработная плата за вычетом налогов и пенсионных отчислений, составила сумму ниже минимальной заработной платы. Но стоит учесть, что оплата во всех школах одинаковая, и производится согласно постановлению правительства по оплате труда работников, находящихся на содержании государственного бюджета. Расчёт заработной платы производится на основе базисного должностного оклада (далее БДО). Между тем, уровень минимальной заработной платы из года в год растет, а базисный должностной оклад длительное время остаётся на всё том же уровне без изменений. Сейчас это сказывается на желании работать, или не работать на тех или иных должностях. Имеются очень большие трудности у школ, для того чтобы найти квалифицированного электрика, квалифицированного работника по обслуживанию здания и оборудования и по другим специальностям. Также проблемой является большая текучесть уборщиков служебных помещений. Я вижу частичное решение данных проблем в переходе с базисного должного оклада на расчеты от уровня минимальной заработной платы. Конечно, это вызовет повышенные расходы бюджета.



— Как проходит аттестация педагогических работников, присвоение категорий? Насколько всё объективно?

— Аттестация сейчас проходит по-новому. Правила аттестации учитывают буквально всё, а также и движение учителей в их трудовой деятельности. В процессе аттестации бывают случаи, хоть и очень редко, когда учитель не подтверждает ту или иную категорию, которую он заявляет. В аттестации учителей, работающих по обновленному содержанию, введены новые категории: педагог-модератор – это учитель 2 категории; педагог – эксперт – учитель 1 категории; педагог-исследователь – учитель высшей категории; педагог – мастер — учитель высшей категории. Компетенция школы — это присваивать 2 категорию, компетенция городского отдела образования — присваивать первую категорию, компетенция области – утверждать высший квалификационный разряд. В любом случае, по заявлению педагога рассматриваются все спорные моменты по не присвоению той или иной категории. В результате, как правило, в ходе рассмотрения чаще всего приходят к консенсусу.

— Можете ли Вы выделить проблемы с оплатой и условиями труда в детских садах?

— В организациях дошкольного воспитания и обучения относительно низкая оплата труда, ниже, чем в школах. Видимо считается, что работа в детских садах легче и ее объем меньше, нежели работа в школе, но это совершенно не так. Детский сад – более закрытая организация. Дошкольное воспитание и обучение закладывает основы будущей личности. И это требует огромных усилий работников этих организаций. Первая серьезная социализация ребенка – это детский сад. Это чрезвычайно важный период в жизни человека. В 2017 году средняя заработная плата в дошкольных организациях города составила 56,9 тыс. тенге, в организациях дополнительного образования – 71,1 тыс. тг., и в школах – 90,5 тыс. тг., это данные, которые я получил устно по телефону от отдела образования. Решение проблемы с относительно низкой оплатой труда в дошкольных организациях я вижу в том, что должно быть пересмотрено нормирование труда по обучению и воспитанию в дошкольных организациях. Это нормирование должно учитывать в полной мере очень высокие требования, предъявляемые к качеству работы воспитателя и других работников, учитывать повышенные требования к безопасности и охране здоровья воспитанников, уровень наполняемости детских групп с учетом их возраста.

В заключение интервью Александр Александрович поздравил коллег с наступающим праздником.

— Хотел бы поздравить с Днём Труда и Международным днём учителя работников организаций образования и членов профсоюза. Желаю вам, уважаемые коллеги, крепкого здоровья, высоких профессиональных достижений, человеческого счастья и материального благополучия.

Исходя из всех предоставленных данных председателя профсоюза образования и науки Александра Кузнецова, работа учителя и оплата его труда, несомненно, требует доработки: и по нормированию труда, и по более справедливой оплате, предоставлению заслуженного отдыха, снижению электронной и письменной отчетности. А пока не каждый учитель получает обещанную надбавку в 30 % от оклада, обеспечение кадрами не сдвинется с «мёртвой точки». И причин, по которым молодые специалисты не спешат идти работать в школу, столько, что нужно писать еще одну статью.

Канцелярия за свой счет, оформление для открытых уроков за свой счет, печать раздаточных материалов – всё за свой счёт. Вспомним, какая заработная плата у молодого учителя и отнимем оттуда добрых 5 – 10 тысяч, как думаете: много на жизнь останется?

Заполнение журналов, какой-то постоянной отчётности, отнимает уйму личного времени. Заполняешь кучу бумаг, а потом тебя еще ждет ад – электронная отчётность.

Если раньше учителя считались интеллигенцией, то сейчас — это бесправные задавленные люди. Потому что, как правило, виноват всегда учитель: учитель должен, учитель обязан.

Поурочные планы, отчёты, бумажки, поручения вышестоящих руководителей. Работа, не связанная с педагогической деятельностью, посещение парадов, выборов, спортивных мероприятий, шествий, махание флажками, мало того, что не оплачивается, так еще и занимает всё твоё время.

А что, если ребенок гуляет на улице после 10 вечера? Или по какой-либо причине попал в полицию? Подрался на улице, испортил имущество, или украл что-то? И тут ответственность ложится на учителя. Именно он плохо воспитал ребенка и недосмотрел за ним.

Как-то сложилось, что проблемы учителей умалчиваются, так же, как и роль родителей в воспитании своего ребенка. Вся ответственность в любой ситуации падает на учителя, а как же роль родителей в таких случаях?

И дело тут не только в оплате труда, дело в понимании того, что учитель — нелёгкая профессия, где множество обязанностей и задач.

Учитель и воспитатель в одном лице – это так обыденно в наше время. По совместительству учителя еще и психологи. Я с огромным уважением и трепетом отношусь к этим профессиям. Порой, кажется, они могут и горы свернуть. Учителя делают всё для того, чтобы добиться понимания и сотрудничества между семьёй и школой, всё для создания благоприятного эмоционального фона для общения и образования, и создания такой же благоприятной обстановки. Только удастся ли учителям в одиночку добиться всего этого? Нет, ведь в понятии «сотрудничество», должны участвовать две или более стороны. Когда же этого не происходит, учителя вновь не опускают руки.

Кристина Капрелян