Заметки старого болельщика

Газета "Flash!"

(Продолжение. Начало в №14, 19.07. 2018 г.)

Футбол, как мощный политический фактор

В продолжение своих заметок о футболе, хотелось бы теперь обратить внимание читателей уже не столько на само развитие игры, а на ту сложную, внеигровую составляющую часть под названием мировая спортивная индустрия.

Современное международное спортивное движение стало оформляться в отдельный социальный сектор мирового общества примерно с последней четверти XIX века. Вспомним вкратце, чем характеризовалось то время.

В Европе и Америке окончательно установилась капиталистическая модель развития в экономике. Причём, на смену первоначальному капитализму, с его наивной верой в равенство возможностей для всех, с примитивной рыночной конкуренцией, с простодушными надеждами на справедливое человеческое общество, опирающееся на «ответственное слово купеческое», пришла куда более жёсткая и прагматичная его вариация – империализм. При этой форме, все прежние «души прекрасные порывы» капитализма, воплощённые в девиз: «Liberte, Egalite, Fraternite» — свобода, равенство, братство, были цинично отброшены за ненадобностью в реальной жизни, оставив этот легендарный девиз Великой Французской революции на откуп буржуазным популистам-политикам.

Концентрация капиталов в руках нескольких сотен семей на весь мир достигла невиданного прежде уровня. На повестке дня встал вопрос — какими путями застолбить и узаконить подобное положение вещей? Под новую экономическую формацию нужно было подводить соответствующую политическую, юридическую и социальную надстройку, но, по существу, с прежними формами человеческого неравенства, по типу – «Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку». Однако уже в более привлекательной «обёртке», так сказать, «с человеческим лицом» наружу и с «волчьим оскалом права сильного», внутри. Мир с тех пор оказался куда более тесным с помощью новых средств передвижения и передачи информации, и куда более разделённым по своему неравному положению. Образовался «Клуб избранных стран» — мощных индустриальных держав и колониальных империй и так называемых стран «второго и третьего эшелона».

Вот в это самое время, на гребне развития капитализма, после образования несметных материальных и финансовых состояний, в передовых странах начинается быстро меняться уклад жизни населения, подстроенный под новую буржуазную мораль. Мораль же нового класса людей, хозяев нового порядка – буржуазии, впрочем, не сильно отличалась от прежних эпох. В принципе, основной постулат – «разделяй и властвуй», остался прежним. Ничего нового не дал капитализм людям и в таких социально-личностных сферах бытия как досуг, увлечения, человеческие ценности. Люди, обладающие большими материальными возможностями, по — прежнему стремились получать личное удовольствие по принципу шукшинского киногероя: «У меня в кармане пачка купюр. Она жжёт мне ляжку. Её надо «взлохматить» (то есть тупо потратить на пустяковые удовольствия). «Новому плебсу» — пролетариям, оставили прежний лозунг из времён Римской империи – «Хлеба и зрелищ!».

Придав новым возможностям в сфере досуга населения новые видоизмененные названия и формы, но старые методы по поддержанию нужного контроля и понуждения над гражданским обществом, господствующий класс активно приступил к делу.

Именно XIX век осчастливил человечество взрывом интереса и людского пристрастия к прежде скромно выглядевшей сфере досуга и развлечений – театру, эстраде, спорту, туризму и т.д. В эти отрасли пошли значительные средства, на которые были созданы мощные организации и институты с развитой инфраструктурой отраслевого воспроизводства и расширения (сеть обучающих учреждений, площадки для производства действия, цеха по производству необходимой одежды и т.д.).

Одной из самых востребованных отраслей досуга стал спорт. Уже к концу XIX века произошло создание всемирной спортивной организации МОК (Международный Олимпийский комитет), и, начиная с 1896 года, возобновилось, спустя 15 столетий, проведение возрождённых и обновлённых Олимпийских игр уже с международным размахом. Игры стали быстро расширяться за счёт добавления к классическим видам спорта (лёгкая атлетика, борьба), вновь изобретённых спортивных игр – футбола, волейбола, баскетбола и т.д. Сразу же обозначилось абсолютное первенство футбола по широкой популярности среди спортивных дисциплин у публики. Уже к 20-м годам XX века футбол стал самым притягательным спортивным зрелищем в мире.

Там, где возникает интерес у миллионов людей, эта сфера начинает обрастать массой сопутствующего элемента – чиновников, промышленников, коммерсантов, СМИ и прочих, старающихся за счёт увлечения миллионов людей добиться собственного успеха – карьерного, политического или материального. Так появляется целая отрасль по производству, сопровождению, потреблению определённого продукта человеческой деятельности, в нашем случае – футбола. Вот с этих позиций и попытаемся теперь взглянуть на прошедший ЧМ-2018 по футболу.

Политико-идеологический аспект

Как известно, официально футбол получил своё оформление в 1863 году. Случилось это в самой развитой и богатой на тот момент стране мира – Великобритании. И вот любопытная деталь, именно в это время в Англии получает мощное развитие первое в мире организованное профсоюзное движение рабочих (тред-юнионы). Именно в эти сроки, там же, в Англии, зарождается и одно из первых социалистических движений («чартизм») и на этот же срок приходится пик научной и общественно-политической деятельности основоположников коммунистической идеи – К. Маркса и Ф. Энгельса. К этому стоит добавить, что сроки создания новых общемировых идей и универсальных правил по новой спортивной игре – футболу, практически совпадают (I Интернационал – как первая всемирная организация трудящихся всех стран, борющихся за социальную справедливость, был оформлен в 1864 году, на год позже возникновения кодекса футбольных правил).

Кто-то скажет, что это не более чем любопытное совпадение. Однако, весь последующий опыт развития международного спортивного движения, в том числе, футбола, как самой популярной, яркой и зрелищной игры, говорит о том, что это было не простое совпадение. Мы видим нацеленные действия нового правящего класса – буржуазии по созданию действенного и массового инструмента пропаганды, по отвлечению сознания трудящихся от их реального, зависимого и подчинённого положения.

Футбол, практически с первых шагов своего существования, стал инструментом в деле «промывания мозгов» миллионам людей, одним из значимых символов в насаждении духа соперничества между странами, доходящего порой до порога взаимной неприязни и даже вооружённой агрессии!

Вспомним несколько «чёрных» эпизодов из мировой футбольной истории. Начало XX века. Не успела ещё, как следует открыться новая олимпийская эра человечества, а уже начался делёж юридических прав в спортивном мире, а значит, и прав собственности и доходов. Английская футбольная ассоциация вошла в глубокий правовой конфликт с только что созданным во Франции Международным союзом футболистов (FIFA). Начались столь знакомые нам взаимные санкции, бойкоты, отстранения от участия и т.д. Эта «футбольная война» продолжалась около 40 лет! (Вплоть до окончания настоящей мировой войны 1939-1945гг.) Всё это время футбол был расколот на «англосаксонский» и остальной. Целых два поколения простых футбольных болельщиков в Британской колониальной империи с одной стороны и всех остальных на разных континентах, с враждебностью смотрели друг на друга!

В первую четверть ХХ века наибольшее развитие получило социал-демократическое движение в Центральной Европе (Германия, Австро-Венгрия, Италия), а также России. Моментально, именно в это время, футбол в Германии и остальных выше указанных европейских странах становится спортом №1. Футбольные сборные и клубы из этих стран становятся лидерами на тот момент в мировой футбольной иерархии, поддерживая тем самым у своих народов навязанный правящими режимами в этих странах дух превосходства, своей национальной значимости и исключительности, в противовес духу социальной справедливости и интернационализму. И именно данные державы в итоге решились на открытый вооружённый передел мира в 1914 году.

Императорская Россия, хоть и была на тот момент «футбольным карликом», (чего только стоят поражения её сборной на Олимпиаде 1912 года в Стокгольме, от «княжества Финляндского», входящего тогда в империю, и просто сокрушительные 0:16 от Германии), однако также «преуспела» на ниве разобщенности рабочего движения посредством футбола. Именно в кабинетах царского охранного ведомства, возглавляемого на тот момент политическими авантюристами и горе-новаторами в сыскном деле, министром Плеве и жандармским полковником Зубатовым («отцом» другой бредовой идеи о руководстве рабочего протеста попом Гапоном – сотрудничающим с «охранкой»), родилась идея. Она заключалась в том, чтобы заставить фабрикантов Петербурга, Москвы, Харькова и Иваново-Вознесенска вкладывать некоторую часть своих доходов от эксплуатации именно в развитие футбола, как «народного зрелища, способного значительно отвлечь рабочих от влечения к марксизму». К сожалению для всех этих провокаторов в погонах, футбол в России ещё не был готов решать в то время такие значительные идеологические и политические задачи и не смог предотвратить три революции 1905-1917 гг. и крах правящего строя.

Но вот завершилась первая мировая война. Рухнули некоторые старые империи, возникли новые государства. В числе этих новых стран, совершенно отличных от всех предшествующих по своему социальному строю, была и РСФСР-СССР. Так вот, что удивительно – уже через пять лет после образования первого социалистического государства, международный капитализм пошёл с этим государством на торговое сотрудничество и на его дипломатическое признание, а вот культурные связи, в том числе и спортивные, были заморожены ещё на целых четверть века! В СССР в тридцатые годы футбол развивался семимильными шагами и уверенно возглавлял собою интерес граждан страны к спорту, но на международный уровень его не пускали. И хоть СССР к тому времени уже стал членом Лиги Наций (прообразом будущей ООН), однако на мировые спортивные форумы – Олимпиады, чемпионаты мира и Европы, путь для его спортсменов был искусственно закрыт.

В то же самое время, этот самый путь был предельно широко открыт для набирающего свою силу европейского фашизма. Олимпиада в нацистском Берлине 1936 года, чемпионат мира по футболу в фашистской Италии в 1938 году, наглядно указывали, для чего служит спорт и футбол в эпоху обострения противоречий империализма. Особенно показательным фактом, указывающим на претворение в жизнь либерального, буржуазного, а потому двуличного девиза: «Футбол – вне политики!», явилось в тот момент грабительское включение в состав сборной Германии игроков, входивших накануне в сборную Австрии, которая уже заказывала для себя билеты в Италию для участия в ЧМ-1938. Но тут Гитлер бесцеремонно и при полном невмешательстве западных демократий присоединил с помощью военной угрозы Австрию к третьему рейху, а заодно и сильнейших футболистов этой страны, сборная которой тогда высоко котировалась в футбольном мире. И ведь ни одна команда на том чемпионате не бойкотировала подобный разбой, никто в знак протеста не отказался играть с «усиленной» таким образом сборной Германии.

Дальше началась полномасштабная мировая война. Война была тотальной, то есть всеобщей, с применением средств не только прямой вооружённой силы и техники, но и всех средств по идеологическому противоборству. Не остался тогда в стороне и футбол. Населению воюющей Европы и СССР внушалось – что если слышите звенящий футбольный мяч на площадке, то наши дела идут хорошо. Поэтому во всех противоборствующих лагерях активно играли в футбол даже в самые кризисные моменты на фронтах. В СССР играли в блокадном Ленинграде (1942 год), играли на Кубок страны в то время, когда не полностью освободили территорию страны от захватчиков (1944 год). Вплоть до кончины своих режимов проводили футбольные состязания в Германии и Италии. Футбол был мобилизован на войну точно также, как и культура, искусство, экономика и пропаганда.

Сергей Михеев

(Продолжение следует)