БЕРЕГИСЬ АВТОМОБИЛЯ!

Газета "Flash!"

Эпиграф:

«Автомобиль не роскошь, а средство передвижения!»

И.Ильф, Е.Петров, «Золотой телёнок».


Знаю, начиная эту тему, что не найду понимания у немалой части читателей, и все же не могу молчать, потому что ситуация создается до нелепости странная!

А речь, как вы, наверное, поняли из заголовка, в этих очередных моих заметках пойдет о том предмете (или устройстве), который для многих (да что там – для большинства, наверное!) стоИт чуть ли не на втором месте после родных и близких, а кое для кого – он намного роднее самых близких родственников! Более того, нынешнее законодательство во многих правовых актах «заточено» с прицелом не на человека, а на этот предмет! И очень часто именно из-за этого устройства люди попадают в аварию, и, что особенно прискорбно, иногда со смертельным исходом! И именно он — автомобиль – одна из важнейших причин нарушения экологи в мировых масштабах!

Но речь сегодня не просто об автомобиле, а именно о личном транспорте!

И чтобы сразу отсечь кривотолки по прочтении этой статьи, сообщу, что, хотя у меня никогда личного автомобиля не было и теперь уже (в связи с моими годами) не будет, но даже если бы автомобиль у меня был, все равно я рано или поздно написал бы эти заметки.

Но немного истории…



РОСКОШЬ ИЛИ СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ?!



Как утверждал незабвенный Ося Бендер: «Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения!». Утверждал он это, судя по времени действия романа, в котором Остап Бендер фигурировал, в 1930 году, а это значит, что авторы романа – «загнули», ибо в этот период автомобиль для простых советских людей был недоступной роскошью! Впрочем, таковой он продолжал оставаться, пожалуй, года, этак, до 1970-го, когда с конвейера начал сходить первый по-настоящему массовый автомобиль «Жигули». Но и в последующие годы далеко не каждый советский человек мог позволить себе купить отечественный автомобиль, причем, не только по причине отсутствия денег, но и потому, что автомобилей выпускалось мало, за ними были дикие очереди. Так продолжалось, пожалуй, до тех пор, пока «доброхоты» во главе с Горбачевым не развалили Советский Союз. И вот тогда, в эпоху начального либерального постсоветского капитализма, во все республики бывшего Союза хлынул широкий поток иномарок, в основном, правда, подержанных, ибо даже в те либерально-перестроечные времена кошельки большинства наших граждан не позволяли себе прикупить новую иномарку.

Кстати, такой парадоксальный факт: точных цифр я не знаю, но знаю точно, что даже сегодня, когда социализм почил в бозе уже более четверти века назад, большинство «обавтомобиленных» граждан купили или до сих пор покупают себе машины в кредит. Вы спросите: а в чем здесь парадокс? Отвечу: в том, что сегодня, вроде бы, автомобиль уже и не роскошь, а, как говорил Бендер, «средство для передвижения», но, все же для большинства граждан автомобиль — это самое дорогое после квартиры семейное приобретение! Этот факт важен для дальнейших наших рассуждений – запомним его!

Итак, каков же был порядок приобретения автомобиля в СССР? Семья несколько лет копила деньги, предварительно став в очередь на получение автомобиля, а когда нужная сумма и очередь приходили к «консенсусу», автомобиль и приобретался!

И, что самое важное для нашего сегодняшнего разговора, параллельно с этим семья откладывала деньги и вступала в гаражный кооператив, ибо большинство советских людей автомобиля без гаража не представляло! Надо сказать, что в те времена постройка гаража была вторым по сложности делом после покупки автомобиля, да и по цене тоже изрядно напрягала семейный бюджет. Однако строительство гаражей в те времена, впрочем, как и жилищное строительство, шло бурными темпами, и — кто хотел – гараж, в конце концов, получал! Скажу больше, как выражаются в определенной среде, не иметь гаража в те времена считалось «западло»! Типа – ну, как так – машина есть, а гаража нету?!

Правда, тогда, во времена, когда на массовый автомобиль не рассчитывали, строительство гаражей близ проживания людей не предусматривалось, а посему их строили порой весьма далеко от места жительства автовладельцев! Но тогда аппетиты будущих автомобилистов не были столь изысканными – престижным считалось вообще иметь гараж, а не иметь его рядом с домом! Впрочем, некоторым счастливчикам везло, и им удавалось построить или купить гараж с рук вблизи места их проживания. Но многие были довольны вообще наличием гаража. А уж где он – не особенно важно! Подумаешь, до собственного гаража можно и на общественном транспорте (или велосипеде) доехать!

Повторюсь, гаражных кооперативов, в том числе и в нашем, городе, было понатыкано множество: кое-где в самом городе – на бывших пустырях, например. А в основном гаражные комплексы строились на городских окраинах – не очень удобно, но – что поделаешь? Одним словом, все были довольны…

Тут надо отметить, что те граждане, кто по какой-то причине (в основном – из-за нехватки денег!) гаражей не имели, ставили свои авто на охраняемых стоянках. Правда, по сравнению с количеством гаражей, таковых стоянок было не много, но были.

Но вот у своих домов автомобили оставляли чисто эпизодически – приехал – уехал.

Теперь вы поняли, к чему клонит автор этих заметок?!



ВОССТАНИЕ МАШИН ИЛИ ВАВИЛОНСКОЕ СТОЛПОТВОРЕНИЕ



Прежде, чем говорить о том, что в подзаголовке, должен сделать экскурс в, условно назовем это – «автопсихологию».

Так вот, смею утверждать, что поначалу автовладельцы были людьми, с одной стороны, предприимчивыми, а с другой — скромными, добропорядочными и законопослушными. Что я имею в виду? А то, что поначалу автовладельцы берегли свое детище от всего, но, в первую очередь — от атмосферных влияний и воров, а посему, собственно, гаражи и строили! И все были довольны, я подчеркиваю – ВСЕ! Автовладельцы, потому что их детища стояли в сухих и удобных помещениях, где (в гаражах), кстати, особенно рукастые делали еще и смотровые ямы, и погреба для хранения продуктов, и целые мастерские. Довольны были, надо думать, и сами автомобили! Была довольна и — в то время – милиция, ибо если машины и крали из гаражей, то не столь часто, чем крадут сейчас, когда машины «пасутся на воле». А уж про кражи ИЗ автомобилей и говорить нечего – сейчас это в порядке вещей! Наконец, ВОТ САМОЕ ГЛАВНОЕ В ЭТИХ МОИХ ЗАМЕТКАХ, БЫЛИ ДОВОЛЬНЫ ЖИТЕЛИ ВСЕХ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ ДОМОВ, потому что стоянка автомобилей у этих домов была ВРЕМЕННЫМ ЭПИЗОДОМ, а не ПЕРМАНЕНТНЫМ состоянием!

Да в те далекие времена, хотя и личных машин было мало, никто бы не разрешил парковать их «навечно» не в гаражах, а у домов! Да и ДВОРЫ НАШИ НА ЭТО БЫЛИ НЕ РАССЧИТАНЫ! Впрочем, автовладельцы их и не парковали внаглую на «постоянку» чуть ли не у своих квартир!

Врать не буду, не помню, были ли в Советском Союзе правила, запрещающие на постоянной основе парковать личные автомобили во дворах, но факт остается фактом – МАССОВО во дворах машины никто не ставил, ну, разве что, самые наглые автовладельцы, как было сказано выше.

Но вот постепенно, когда народ начал массово покупать автомобили, сначала робко, а потом все смелее (а часто – и наглее!), народец моторизованный стал рассуждать: зачем я буду тратить деньги на строительство гаража где-нибудь на окраине или платить за нахождение моего авто на платной автостоянке, если я могу ставить свое любимое детище прямо под свои окна?! А уж на то, что там скажут по этому поводу соседи, мне глубоко наплевать! Тем более, что со временем и многие соседи тоже приобрели себе авто и тоже стали ставить своих «четырехколесных друзей» под собственные окна! И в результате недовольными остаются только те, у кого «железных коней» и вовсе нет! Но так ли это? Поговорим об этом чуть позже. А сейчас вернемся к той самой «автопсихологии».

Так вот, во времена малого количества машин (сейчас это даже кажется странным – малое количество машин!) отношение к ним было вполне себе ровным по их значимости. То есть все же главным был человек! Но посмотрите, как сместились акценты сегодня, когда личных машин стало – пруд пруди! Нынче, судя по всему, личный транспорт стал важнее человека, а водитель личного транспорта – выше пешехода — это точно!

«Вы хочете фактов? — Их есть у меня!»

Откройте любой форум, где обсуждают автомобильные происшествия. Я вас уверяю – все симпатии – на стороне автовладельцев! И попробуй какой-то пешеход хоть что-то вякнуть в свою пользу – заклюют! Не верите? Читайте комменты! Как сытый голодного не разумеет, так и любой водила презирает пешехода, считая, что главный – это он, а пешеход – это временное досадное препятствие на его пути! Причем это презрение распространяется не только на дорогу, но и везде! Попробуй сделать замечание какому-нибудь автохаму, если он поставит свое авто поперек тротуара, загораживая проход – облает! Попробуй матюкнуть козла, несущегося на огромной скорости к пешеходному переходу и с визгом тормозящего впритык к нему – в лучшем случае сделает удивленные глаза, в худшем, матюкнет вас в ответ так, что у вас отпадет всякое желание впредь делать кому-то даже вежливые замечания! А эти козлы, которым наплевать на свои барабанные перепонки, а уж чужие – тем более, что несутся с открытыми окнами, откуда в свою очередь несется чуть ли не в 100 децибел ухающая музыка? И вообще, ну, куда гнать на таких диких скоростях в пределах нашего компактного города?! Вот СМИ и приносят нам все чаще сообщения о наезде (в том числе, как это ни прискорбно, и на детей!) НА ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДАХ, причем, иногда и на РЕГУЛИРУЕМЫХ СВЕТОФОРАМИ!

А вы не задумывались, почему, несмотря на довольно суровые штрафы (которые, бают злые языки, чаще всего идут «мимо кассы», в основном в бездонные карманы — тут заслуженно поиздеваюсь – все равно у меня машины нет! — ММД (Мастеров Машинного Доения) – наших жолполовцев, автовладельцы продолжают нарушать ПДД?! А причину поясняет пример ниже.

Вспомним недавнее нашумевшее ДТП со смертельным исходом в Риддере, когда зам. акима этого города задавил молодого человека. Помните, какое «суровое» наказание вынес суд?

Цитирую по одному из СМИ: «Суд признал Курманбаева виновным и назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком на один год с отбыванием наказания в учреждении уголовно-исполнительной системы минимальной безопасности, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортным средством, сроком на пять лет».

Так вот, нас в данном случае интересует вторая часть наказания: лишение права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортным средством, сроком на пять лет»! Вдумайтесь! Речь не идет о жизненно важном для него и его профессии – зам. акима! — обстоятельстве, тем более, что он лишил жизни другого человека! Но его, проще говоря, лишают прав ВСЕГО на 5 лет! А потом – садись, бухни перед этим – и снова дави! Задавишь — еще на пять лет лишат прав! Конечно, я намеренно утрирую, но ведь так МОЖЕТ БЫТЬ!

А я считаю, что — чисто по-человечески — в данном и подобном ему случаях с отягчающими обстоятельствами, а именно, повлекшими смерть человека в результате алкогольного опьянения находившегося за рулем, надо лишать права управлять транспортным средством – ПОЖИЗНЕННО! Думаю, многих это отрезвит сразу! А то получается трогательная «забота о человеке»: ай-яй-яй, тебе нельзя водить в течение пяти лет, а потом – снова за руль, а то, не приведи Господь, еще умрешь от тоски!

Кто-то скажет:

— Чувак, а не круто ли ты берешь – пожизненное лишение прав?! Ты не прав!

Таковым приведу такой железный аргумент. Вот у нас нынче в законе предусмотрена химическая кастрация насильников — педофилов. И — ничего, никто не кричит, что это неразумно, негуманно! Я тоже – за! Но ведь у насильника жертва чаще всего остается живой, хотя и с искалеченной психикой. Но вот вам давешний случай: пьяный давит НАСМЕРТЬ человека, а ему дают год пребывания в учреждении минимальной безопасности и пять лет неуправления автомобилем!!! Где логика, черт меня подери?!

И вот, будучи безнаказанными (а что это за наказание, отдать даже несколько десятков тысяч тем самым «мастерам машинного доения»!), многие водители продолжают нарушать ПДД и другие регламенты нашей с вами «обавтомобиленной» донельзя нынешней жизни! И рассуждения их при этом просты и бесхитростны:

— Авось – пронесет! А не пронесет – отделаюсь бабками на карман жолпола, а права, вот они, родные, греют карман! А пешеход… да это же чмо болотное, тьфу на него!

А-а-а! Соседям не нравится, что из-под моего дизельного монстра солярка растекается на полдвора? Да плевать! Но во дворе еще – ладно, тут хоть какие-то остатки стыда, здесь тебя знают! А что мне стоит поставить машину поперек тротуара? А что такого – заехать на газон, детскую площадку? Ну, и что, что я поставил своего «коня» напротив мусорных баков и ЧУЖОЙ двор еще неделю будет нюхать миазмы мусорки, потому что мусоровоз не смог подъехать?

Что, пожарные, менты, «скорая» к подъезду подъехать не смогли? А что, в результате кто-то сгорел или что-то сгорело, кого-то зарезали, кто-то дал дубу? Нет? Ну и фиг с ним!

Штаааа?! Кто-то вякает, что у нас во дворе не пройти? А ну, братва-автомобилисты, соседушки дорогие, покажем кузькину мать «безлошадным» пролетариям нашего двора, научим их свободу любить – пусть знают свое безлошадное место! Детей, вишь ты, им выгуливать негде – в парки едьте, тьфу ты, идите себе! И не просто идите, а идите вы на… И далее набор мест, не слишком далеких и всем хорошо известных! И — главное – УПРАВЫ НА НИХ – НЕТ! Ибо не оговорено у нас ни в каких правилах и регламентах, что нельзя ставить личные авто на постоянной основе под окнами жилых домов! И вообще, что нельзя ставить автомобили выше человека! Но ведь ставят же!

Вот пример из нашего двора: бабушка-старушка с первого этажа дома напротив любовно вырастила в старых автомобильных (и здесь – автомобильная тема, будь она неладна!) покрышках — ПОД ЕЁ ОКНАМИ! – этакие «автоклумбы» с прекрасными цветами. Но это помешало соседям со второго этажа парковать их «лайбу» под окнами! И что же? Пользуясь тем, что старушка не обучалась правилам кулачного боя, да и силы у нее уже не те, даже если бы и обучалась, дюжий автовладелец со второго этажа буквально разметал импровизированные клумбы по соседним кустам! А вот если бы мерзавца за это лишили прав хотя бы на год, а то и два, думаю, он бы трижды подумал, прежде чем бабку третировать!

А ведь иногда такая любовь к своей машине – в ущерб себе! Знаете, что такое гиподинамия? Так вот, тем, кто движению пешочком предпочитает возить свою пятую точку всюду и везде, эта сама гиподинамия и грозит!

Я уже как-то, помнится, предлагал любому автомобилисту, пусть даже и на десяток-двадцаток лет моложе меня, кто бОльшую часть времени проводит за рулем даже тогда, когда этого не требуется, совершить пешее восхождение к той же надписи «Казахстан» у нас на горе за Пристанью! Уверен, что обставлю многих автомобилистов, что даже моложе меня, а уж своих ровесников – почти наверняка! А ведь мне нынче 68 лет! А потому, что я в любом удобном случае хожу пешком! Это не агитация, скорее – констатация! Впрочем, автовладельцев этим не проймешь! Уж слишком они влюблены в свое автодетище! И хрен бы с ними, кабы это другим не мешало, не доставляло неудобства!



САКРАМЕНТАЛЬНЫЕ «КТО ВИНОВАТ» И «ЧТО ДЕЛАТЬ»?!



Отвечу кратко: виновато государство! В том, что допустило до жизни такой, когда автомобиль становится главнее человека! Впору поверить писателям-фантастам о восстании машин! Виноваты и все мы, поставившие ВЕЩЬ ВЫШЕ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА! Сегодня вообще вещизм стал знамением века, вспомните, к примеру, те же, ставящиеся ныне на «божничку» смартфоны, без которых мы – никуда, даже в туалет! Скоро, не ровен час, не дай Бог, в гроб их класть будут – как же без него хозяин, даже в бозе почивший! Что уж тут говорить про авто! Для многих – это главная цель в жизни! Иногда – цель трудная, через лишения, через многолетние кредиты. И пусть оно, это вожделенное приобретение, даже подержанная иномарка, пусть доширак буду жрать пару лет, только бы ее приобрести – зато своя! И уж не до гаража здесь!

Но вот что обидно, например, в нашем дворе почти у каждой семьи машина, а то и две! Но вот глянешь на доску объявлений: у меня – безлошадного, долгов нет, а у иного такого, двухмашинного, перед КСК десятки тысяч долгу! И выходит, что мы, безлошадные, за них КСК услуги и оплачиваем! Вот вам классический «Парадокс автовладельца», о котором я писал выше! А уж какие жлобистые эти обавтомобильные порой – спасу нет! Собрать на ремонт крыши или подъезда – что ты! – дорого!

Ну, да Бог с ними!

Теперь – что делать? Как – что? – решать как-то проблему! И не у меня должна в первую очередь голова болеть по этому поводу, а у властей предержащих, тем более, что по своей воле нанялись они на государственную службу! Да и у избранников наших народных, сплошь обавтомобиленных – тут стопроцентная гарантия, потому как все они директора да начальники!

Но присоветовать я, безлошадный, могу, как проблему решить – хотя бы частично!

Планируя на будущее вообще запретить ПОСТОЯННУЮ ПАРКОВКУ личного транспорта во дворах, провести — пусть и многолетнюю — подготовительную работу, а именно:

Вместо помпезных монументов, многих ненужных «декоративных обрамлений» города типа надземных переходов там, где они и не очень-то нужны, и прочей, уж извините, никому не нужной «лабуды», произвести предварительную ревизию тех мест на территории города, где можно без ущерба экологии и удобству горожан оборудовать платные или бесплатные парковки, куда со временем сначала в добровольном, а затем и принудительном порядке перебазировать весь личный автотранспорт граждан!

Я вас уверяю – таких мест найдется немало! Например, даже в моем районе есть пара-тройка пустующих, но донельзя замусоренных скверов и рекреаций, где можно разбить вполне комфортабельные парковки. Например, рядом с нашим домом некогда была прекрасная хоккейная коробка для ребятишек. Потом ее заняли самостроем близлежащие жильцы, понарыв там самостийно погреба. Сегодня бОльшая часть из них заброшена, обвалилась, служит местом обитания бомжей и наркош, это рассадник мусора! Рядом – бывший сквер у бывшей некогда хоккейной коробки – тоже сборище бомжей и мусора. Так вот, по моим скромным подсчетам, только на этих двух площадках можно разместить порядка 300 машин! Сужу по количеству столь уверенно, потому что неподалеку АЗИЯ АВТО имеет «отстойник» для новых машин, готовящихся к отправке по назначению – площади примерно равные! И таких мест, повторюсь, ПРИ ЖЕЛАНИИ! – в городе можно найти немало! Конечно, в центре подобных территорий поменьше, но и там можно «пожертвовать» не в меру строящимися у нас торговыми комплексами, которых, кажется, скоро уже будет по штуке на каждого жителя! Но в центре можно бы и врываться в землю, строя парковки подземные, правда, это будет и значительно дороже!

Но из наших дворов машины надо убирать – однозначно! Иначе машины эти нас, в конце концов, когда-нибудь поглотят! Или мы, не дай-то Бог, перережем друг друга за место – нет, не под солнцем – это было бы не так обидно! Из-за парковки!

И вообще государству надо расставить приоритеты: что для нас главное – человек или автомашина?! Вот о чем задумайтесь!

Повторюсь в заключение: будь у меня автомобиль – рассуждал бы так же! И для меня не составило бы труда даже проехаться, а лучше – пройтись пешком до гаража – это я вам как на духу говорю!



Всегда ваш — Шалико Агарян – безлошадный.



P.S. Я лишь эскизно очертил возможные пути решения бесспорно существующей проблемы. А уж что может придумать-выдумать государственно-чиновничья голова, обремененная двумя-тремя высшими образованиями, что может изобрести в этом вопросе депутатско-директорский корпус – страшно даже подумать!

Флаг вам в руки, господа! И под этим «знаменем капитализма», под мудрым руководством государственных мужей, вперед, к новым победам, чуть не сказал – коммунизма! Но вовремя одумался!