Проблема дискриминации на рынке труда лиц предпенсионного возраста – одна из самых острых социальных проблем. Почему-то считается, что возрастные кандидаты бесперспективны во всех областях жизнедеятельности, а особенно в профессионально-деловой сфере.
Существует стереотип о том, что чем старше человек, тем сложнее ему осваивать информацию. Немалый процент вакансий имеет определенные ограничения по возрасту, что прямым текстом указывается работодателем, как одно из основных условий к потенциальным работникам. Поэтому, не станет новостью, что всё большее количество пожилых людей сталкиваются с проблемой трудоустройства.
Вот мнения участников «круглого стола», посвящённого этой теме, который был организован ВК областным комитетом Коммунистической народной партии Казахстана.
Шингыс Байдаулетов – первый секретарь ВК обкома КНПК:
— Казахстанские работодатели стараются отказываться от возрастных работников. Растёт количество возрастных безработных. В 2017 году уровень безработицы среди населения в возрасте от 55 до 63 лет резко повысился, и составил 6,5%, при общем уровне безработицы в стране не выше 5%. Рабочие места для людей предпенсионного возраста практически не создаются – число занятых в возрасте от 55 до 63 лет за год выросло менее чем на 0,1%, или всего на 626 человек.
Решить проблему трудоустройства возрастных безработных может помочь Программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства, запущенная в этом году. В программе могут участвовать граждане от 16 лет до пенсионного возраста. Принять участие в Программе можно по трём направлениям: получение технического и профессионального образования и краткосрочного профессионального обучения; получение микрокредита для реализации собственного бизнес-проекта; получение содействия в трудоустройстве через Центры занятости, в т.ч. господдержка для трудовых переселенцев. Однако, к всеобщему сожалению, программа не смогла изменить ситуацию с трудоустройством лиц предпенсионного возраста.
О том, как проходит реализация государственной Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства в ВКО, рассказала на заседании Раушан Таймулдина – заместитель руководителя Управления координации, занятости и социальных программ ВКО. Она привела ряд цифр о количестве трудоустроенных и созданных рабочих мест, но в то же время согласилась с высказанным замечанием от народных коммунистов, что это цифры валовые, то есть для всех возрастных групп населения, отдельная работа для людей предпенсионного возраста для их трудоустройства не проводится, нет, естественно, и отдельной статистики по предпринимаемым усилиям для них.
За отсутствием конкретных показателей по трудоустройству людей предпенсионного возраста по ВКО, второй секретарь ВК обкома Сергей Михеев привёл общереспубликанскую статистику, взятую из открытых источников. Всего по стране за 2017 год было 69200 обращений от желающих получить новую профессию через курсы переобучения. Однако, лишь 43 500 человек закончили такие курсы, и лишь 21 200 человек были в конечном случае трудоустроены, то есть, менее 1/3 от всех первоначально желающих. Сколько из них старшего возраста – неизвестно.
Если говорить о предоставление микрокредитов для развития собственного бизнеса по проекту «Бастау-Бизнес», то в 2017 году выдано по РК 6857 кредитов размером не более 18 млн. тенге каждый, под 6% годовых. Но лишь 4012 человек, в конечном счёте, открыли собственное дело. Примерно такая же ситуация и по следующему пункту Программы – добровольному переселению в регионы с недостатком рабочей силы – 722 человека согласились быть участниками такой программы, которым положены субсидии на переезд, арендное жильё, оплату коммунальных услуг и т.д., но лишь 460 человек из них было фактически трудоустроено.
— Это показывает очень невысокий уровень результативности реализации Программы по продуктивной занятости населения. В чём здесь причина, предстоит разобраться, – подчеркнул Сергей Михеев.
Сотрудники областного Управления государственной инспекции труда – Есбол Сеитов и Карлыгаш Нурекенова сообщили, что за 2017 год к ним поступило 2400 обращений от граждан по нарушению трудового законодательства и трудовых договоров между работодателями и наёмными работниками. По ним были организованы плановые проверки, в результате в 80 % случаев удалось отстоять интересы таких работников.
Однако, и в этом случае отдельной статистики по обращениям от работников предпенсионного возраста не ведётся и это общие цифры для всех возрастных категорий. К тому же, подавляющая часть подобных обращений связана с проблемой выплаты задолженности по зарплате и не касаются отказов при трудоустройстве. Вообще, по словам сотрудников данного ведомства, люди слишком робко решаются отстаивать свои трудовые права, из-за страха потерять в конечном итоге работу, что, скорее всего, связано с правовой безграмотностью населения. По мнению сотрудников инспекции труда, количество фактических обращений от людей по нарушению трудового законодательства, не отражает реальную картину таких нарушений. Конечно, нарушений гораздо больше.
Отметили представители инспекции по труду и свои небольшие возможности по воздействию на нарушителей — проверки предприятий носят лишь плановый характер, с обязательным предварительным уведомлением работодателя. Проверка не может проходить более 5 суток. В результате, подлежащие проверке предприятия, а это в основном малые предприятия, заранее на этот период свою деятельность приостанавливают и скрывают документацию, «срочно» уходя в отпуск, «уезжая» в рабочую командировку, и тому подобное, причём без всяких последствий. Коллективного сотрудничества между различными ведомствами по проведению проверок на эту тему не налажено. Например, нельзя ничем заставить сотрудников УВД оказать помощь в регистрации фактов нарушения трудового законодательства и дальнейшему принуждению к выполнению нарушителями предписаний по устранению нарушений. Штат инспекции по труду не позволяет проводить более активную работу по выявлению нарушений трудового законодательства, так как не хватает на это ни полномочий, ни сотрудников.
Какие предложения поступили от участников «круглого стола»? Предложили ввести обязательные квоты по трудоустройству лиц предпенсионного возраста. Хорошее предложение, но заведомо невыполнимое. Такие квоты можно ввести лишь на государственных предприятиях. Конечно, могут откликнуться и крупные частные предприятия, работающие по закону, и на принципах социальной ответственности. Но малый и средний бизнес вряд ли поддержит такие квоты, рынок есть рынок, в том числе и рынок рабочей силы.
Поступило предложение дополнить государственную Программу по продуктивной занятости населения, пунктами, прямо нацеленными на поддержку и гарантированное трудоустройство граждан предпенсионного возраста. Да, на этот момент особое внимание должно обратить именно государство. В том числе и продумать, как могут защитить таких людей государственные органы, в том числе и инспекция по труду.
Хорошее предложение по повышению правовой грамотности населения. Это старая проблема. Если раньше люди жаловались на высокую стоимость книг по юридическим вопросам, то сейчас вся законодательная и нормативная база есть в Интернете. Но, тем не менее, грамотность не улучшается. Между тем, есть общественные объединения, НПО, которые получают государственный социальный заказ именно по этому направлению. Но почему-то общественники не доходят до простого человека, увлекаясь «круглыми столами», отчётами и освоением средств госзаказа. Наверное, именно через социальный заказ и можно организовать правовое обучение населения. Через интересные, простые и понятные ролики, где будут обыгрываться самые житейские ситуации, например. Кстати, был бы очень нужен и общественный контроль по соблюдению норм трудового законодательства и реализации «Программы развития продуктивной занятости населения и массового предпринимательства».
Было бы интересно услышать мнение профсоюзных деятелей по проблеме пожилых работников. Но они не пришли, хотя их приглашали. То ли сказать нечего, то ли есть более важные проблемы – это нам неизвестно.
Итак, пожилой человек, потерявший работу, имеет мало шансов на трудоустройство. Даже если повезет, новая работа, скорее всего, не будет соответствовать его квалификации и образовательному уровню. Поэтому, возрастные группы населения идут работать курьерами, дворниками или на другую низкоквалифицированную работу.
Возникает вопрос: почему люди предпенсионного возраста, не могут выступать в роли наставника, ментора для молодого поколения, на том же рабочем месте, где человек проработал до своих 55 лет? Давайте помечтаем и предложим создать специальные обучающие центры для передачи знаний и опыта от старших работников к молодежи. Ведь опыт – это бесценный капитал, и он приходит только с годами.
Людям, которые приближаются к пенсионному возрасту, также очень важно знать, что по закону работодатель не имеет права разорвать с ними трудовые отношения, если до пенсии осталось менее двух лет, без наличия положительного решения комиссии, созданной из равного числа представителей от работодателя и работников. Комиссия от лица работников состоит из членов профсоюза. Это правило действует, если речь идёт об увольнении по причине сокращения штатов, или несоответствия работника занимаемой должности, или недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации. В этих случаях такие работники могут отстаивать права оставаться на своей работе до выхода на пенсию. Других ограничений по запрету на прекращение трудовых отношений с лицами предпенсионного возраста нет.
Для решения проблемы переквалификации следует развивать образовательные учреждения для лиц пожилого возраста.
В связи с проникновением в нашу жизнь информационных технологий, цифровизации, появляется проблема информационного неравенства. Где-то есть доступ к скоростному Интернету, а где-то даже мобильная связь не действует. Но чаще всего эта проблема касается людей предпенсионного возраста, они, конечно, не всегда поспевают за молодежью в освоении новых технологий. Наверное, нужно создавать программы обучения информационным технологиям лиц предпенсионного возраста, что позволит сократить информационное неравенство, значительно расширит круг общения, откроет новые интересы.
А вообще сейчас в связи с дефицитом рабочих, проблема работников старшего возраста, во всяком случае среди технических и рабочих специальностей, должна снизить свою остроту. Наша газета, к примеру, писала о токаре завода «Гидросталь», которому уже далеко за 80, и он продолжает успешно работать, и передавать свой опыт молодым. Уникальные специалисты сейчас очень нужны. Есть немало проектировщиков, которые уже на пенсии, но продолжают трудиться, станочников, операторов и рабочих других специальностей, которые нарасхват. Да и вообще, пусть работники в возрасте проигрывают более молодым по физическим возможностям, но мудрость и опыт нужны в любой сфере, и, наверное, не правы те работодатели, которые отказываются от таких преимуществ.
Ну, а самый главный способ решить все проблемы с трудоустройством, как молодых, так и пожилых – это бурное развитие экономики, строительство новых предприятий, активизация бизнеса, чтобы предложение работы хватало всем.
Кристина Капрелян