Здесь зарождается жизнь. Репортаж из родильного дома номер 2 г. Усть-Каменогорска

Газета "Flash!"

Рождение нового человека – особое таинство. Оно требует определенной подготовки, места и времени. Раньше, все родильные дома оказывали одинаковые услуги, условия пребывания во всех из них были на одном уровне. В настоящее время многое изменилось — каждое медицинское учреждение имеет свой уровень, пакет услуг, оборудование и специализацию.

В наших современных условиях основным залогом того, что роды пройдут удачно, и с матерью и ребенком всё будет в порядке, является квалифицированная медицинская помощь. И получить её в необходимом объёме можно, только если правильно выбрать роддом.

В Усть-Каменогорске, на улице Ворошилова, 149, корпус 1, располагается круглосуточный Центр матери и ребёнка (родильный дом № 2). Ознакомиться с деятельностью роддома нам помогла заведующая отделением – Марина Маркашова, врач акушер – гинеколог высшей категории. Наш разговор проходил накануне праздника – Дня медицинского работника.

— Марина Юрьевна, как давно Вы помогаете женщинам в родах?

— Я работаю с 1992 года в этом родильном роме. И, несмотря на все реорганизации, которые проходили в нашем государстве и здравоохранении, мы всё равно возвращаемся в этот роддом.

— Всегда ли Вы хотели стать врачом — акушером или этому предшествовал какой-то путь?

— Я никогда не думала об акушерстве. Врач для меня существовал в обличии доктора в халате, в шапке, с фонендоскопом на шее. Доктора, бегущего, спасающего от инфаркта, от инсульта. В процессе учёбы, когда я проходила цикл акушерства на четвёртом курсе, я поняла, что это именно то, чего мне хочется. Именно то, чем я хочу заниматься! С этого момента я стала задумываться о будущей профессии и окончательную точку поставила после прохождения интернатуры.

— Наверняка, у роддома есть своя история. Каков был его путь: лёгким или тернистым?

— Его путь, несомненно, был непростым. Этот роддом создан в 1954 году. Создан по ленинградскому проекту. Это типовой роддом, строительство которого было выполнено именно ленинградскими специалистами. До этого роддом находился по улице Ворошилова в очень маленьком здании. И вот в 1954 году, когда было завершено строительство, открылся новый родильный дом. В то время он вмещал 120 коек, это были огромные палаты, в которых лежали по 6-8 женщин. С течением времени, роддом, конечно, требовал реставрации, и в 2009 году случилась форс-мажорная ситуация, когда от старости, от снега, в феврале разрушилась крыша. В тот момент, всем нашим коллективом, было принято решение – просить о присоединении к Центру матери и ребёнка. Волнений было много. Женщин правого берега города беспокоило, что роддом теперь один, на левом берегу, на который ведут лишь два моста. Люди беспокоились, что «скорая» будет долго добираться, застрянет в «пробках». И тогда директор Центра матери и ребёнка Рая Рахимова сказала: «Я вам обещаю, что через 2 года этот роддом откроется!». И в 2011 году, ровно через 2 года, он распахнул свои двери уже современным, отстроенным по мировым стандартам, учреждением, где находятся сейчас 6 родильных индивидуальных палат, реанимационное отделение, женская, детская операционная, и очень комфортное пребывание женщин в послеродовом отделении.

— Что необходимо, по Вашему мнению, для успешности родового процесса?

-Успешность родового процесса зависит, в первую очередь, от настроя женщины. От того, как протекала её беременность, как её поддерживали родственники во время беременности. Но также, немало зависит и оттого, куда она попала на роды, в какой родильный дом. У женщины всегда должно быть право выбора, несмотря на то, что мы делим роды по уровневому принципу. Есть женщины, которые категорически хотят рожать именно в том месте, где они хотят, от этого очень многое зависит. И в дополнение — присутствие партнёра, присутствие медицинского персонала, который специально сейчас обучен, и правильно консультирует женщину во время родов.

— Сколько времени вы проводите с роженицей во время родов?

— С ней мы находимся практически непрерывно. Так сложилось, что первородящая женщина рожает до 10-12 часов, повторно родящая — 5-6 часов. В какой-то момент ей хочется побыть одной. Сейчас, с внедрением новых эффективных перинатальных технологий, мы разрешаем женщине, чтобы в этот момент она находилась с родственниками, с мужем, с близким человеком. Поэтому, на некоторое время мы их оставляем наедине с собой, со своими мыслями, своими болями, предвкушением радости. Но по определенному ведению протокола, мы обязаны заходить, смотреть, слушать и отвечать на все интересующие вопросы. Практически весь период родового акта мы мысленно, тактильно, вербально сопровождаем женщину.

— Какое оборудование используется при родах?

— Самый идеальный вариант, это когда при родах не будет использовано никакого оборудования. Это будут считаться самые хорошие роды. При необходимости, всё оборудование, которое применяется для оказания экстренной помощи, реанимационных мероприятий, у нас имеется. Самое главное оборудование – это уют в палате. Это шикарные родовые кровати — трансформеры, которые принимают положение, в котором женщине удобно: сидячее, лежачее, нога вверх, вниз. Также медикаментозное обезболивание, применение фитбола (специальные упражнения на большом мяче для беременных), шведской лестницы, в общем, всё то, что необходимо женщине для того, чтобы облегчить её болезненные ощущения.

— Каковы условия содержания после родов? Когда производится выписка?

— В наше время выписка происходит очень рано. В принципе, выписка зависит только от состояния женщины. Но женщины, при физиологических родах, практически все в удовлетворительном состоянии. Единственное, что немного задерживает выписку – это получение малышами прививок, которые они должны получить в родильном доме. Но на вторые сутки все прививки завершаются и через двое суток после родов женщина готова к выписке. Она уже всему обучена, у неё уже начинается прилив молока, все методы ухода за новорожденным за эти двое суток мы пытаемся объяснить. Вот и всё – женщина готова к выписке!



— Практикуются ли у вас партнёрские роды?

— Да, партнерские роды практикуются. Мы хотим их довести до уровня 100 %, но пока это сделать не удаётся. Потому что есть женщины, правда таких немного, которые не хотят рожать с родственниками, есть иногородние женщины, из районов у кого нет в городе родственников. Но, практически 96 % — это всё партнерские роды. Эта услуга совершенно бесплатная.

— Имеются ли у вас сервисные палаты?

— Сервисных палат в нашем роддоме нет. У нас был проведен капитальный ремонт, который проходил 2 года, с 2009 года. В 2011 году мы открылись. И все палаты очень комфортные, на 1 – 2 человек в палате. Все они оборудованы санитарной комнатой. Поэтому, необходимости в каком-либо еще улучшении быта – нет. Все палаты бесплатные. Посещение родственников в послеродовые палаты, тоже предусматривает комфортное состояние женщины. Это тоже не требует никакой дополнительной оплаты.



— Имеются ли семейные палаты?

— Когда мы были на специализации в Минске, нам показывали семейные палаты. У нас таковых нет. Почему-то наши люди не готовы жить с женщиной в роддоме двое суток.

— Принимаете ли вы рожениц без казахстанского гражданства?

— Мы принимаем всех, вне зависимости от гражданства. Единственное, в послеродовом периоде есть кое-какие юридические моменты, которые мы соблюдаем, и всё правильно оформляем. Но отказывать женщинам, в зависимости от гражданства, мы никак не можем.

— Наверняка в Вашей профессиональной истории есть забавные или трогательные случаи, которыми бы Вы хотели поделиться с нашими читателями.

— Есть! Был у нас новорожденный, который родился в частном доме прямо в канализационную яму. Несмотря на это, его привезли к нам вполне здоровым, и счастливым. После определённой обработки и наблюдения, мама осталась довольна. Была, конечно, оказана помощь бригады скорой помощи, соседей, которые находились рядом. Этот малыш сейчас растёт на радость всем!

— Что Вы можете сказать про ваш коллектив?

— Наш коллектив – это, прежде всего, коллектив единомышленников, преданных своему делу людей. Врачебный состав в текущее время не такой большой, но все специалисты, которые здесь работают, это те люди, которые пришли сюда еще с институтской скамьи. Например, Марина Федоровна Болашова, по окончанию института она пришла сюда, и с единственной записью в трудовой книжке ушла на пенсию. Галина Шамилевна — врач неонатолог, тоже пришла сюда с института, прошла здесь интернатуру, проработала всю жизнь и через полгода она уходит на пенсию. И при этом она полна сил, энергии и желания работать. Я сама родилась в этом роддоме. Пройдя интернатуру, осталась здесь, и работаю по сей день. Роддом открывали, закрывали, он переходил в частную структуру, переходил вновь под крыло государства, тем не менее, мы не утратили нашей любви и патриотизма к этому родильному дому.

В родильный дом №2 приехала девушка, которая родилась в Усть-Каменогорске, но живёт в данный момент в Алматы. Эта девушка наблюдалась в детской областной больнице с 4-х лет по некоторым болезням, потом, когда выросла, уехала в Алматы. А когда пришел срок рожать своего первенца, сделать это она захотела именно в этом роддоме. И хотя медицинский персонал рекомендовал ей рожать в Астане, в учреждении 4 уровня, то есть там, где есть возможность оказания самой современной высокотехнологической помощи, имеются отделения выхаживания новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела при рождении, девушка отказалась и полностью положилась на врачей «своего» родильного дома. Она поделилась своими впечатлениями:

— Я приехала в Усть-Каменогорск, ведь все мои родственники рожали именно здесь. Мне хотелось родить именно у этих врачей моего ребеночка. Поэтому специально именно для этого я приехала сюда рожать. Здесь меня устраивает и персонал, и обстановка.

В послеродовых палатах лежали родильницы со своими новорожденными малышами, которые тихонько спали в своих кроватках. В палате действительно царит уют, и полный покой, так необходимый как детям, так и их матерям:

— Всё отлично. Очень нравится персонал. Постоянно смотрят, наблюдают и за ребеночком, и за мамой. Все очень приветливые. В палате есть все условия: холодильник, санузел. Питание тоже полностью нравится. Я рожала первого ребёнка на КШТ. Могу сказать с уверенностью, что в данном родильном доме на Ворошилова лучше тем, что тут тише и спокойнее. На КШТ народу больше, соответственно, очень шумно, — поделилась своим мнением родильница.

— Персонал хороший. Часто проверяют. Мы очень довольны! – отметила новоиспечённая мамочка.

— Я здесь рожаю уже второго ребенка. Я всем довольна. Персонал очень внимательный, хорошо к каждой мамочке относится. И в палате всё очень удобно, в каждой палате холодильник, санузен и вода горячая — всё это есть, — подвела итог одна из родильниц.

Просторный холл, широкие коридоры, небольшие палаты. Непосредственно родильные комнаты расположены на втором этаже, послеродовые — на первом. В родильном доме предусмотрена и операционная, и реанимация, и специальное отделение детской патологии. В родильных палатах стоят кровати-трансформеры. В каждой палате предусмотрена душевая комната.

Ежегодно в Центре матери и ребёнка проходят около 9 000 родов, в отделении интенсивной терапии и реанимации новорожденных выхаживаются более 500 недоношенных новорожденных детей с малой массой тела, более 10 000 детей оказывается стационарная помощь, в том числе в отделении патологии новорожденных более 1 200, более 66 000 детей обращаются в консультационно-диагностическую поликлинику.

По результатам экспертной оценки Совета общественности ВКО Центр матери и ребенка был награжден как «Лучшее медицинское учреждение Восточно-Казахстанской области в 2015 году».

К сожалению, на данный момент имеется угроза закрытия такого прекрасного роддома. Каковы причины для принятия данного решения – неизвестно. После закрытия родильного дома № 2, в городе останется лишь один роддом на КШТ. Для выяснения всех интересующих вопросов, нами был отправлен официальный запрос руководителю Управления Здравоохранения ВКО Марату Шоранову. Мы задали такие вопросы:

1. Действительно ли принято решение о закрытии родильного дома по ул. Ворошилова?

2. Если такое решение принято, какими аргументами руководствовались чиновники управления здравоохранения?

3. Какую пользу принесет закрытие родильного дома для населения города? Как это решение согласуется с демографической политикой государства, направленной на повышение рождаемости и увеличение населения?

4. Учитывалось ли при принятии этого решения общественное мнение, мнение рабочей экспертной группы по здравоохранению Общественного совета ВКО мнение медицинских работников? Планируется ли этот вопрос вынести на общественные слушания?

Теперь слово за Управлением Здравоохранения ВКО. К сожалению, к моменту подготовки статьи в печать, ответ мы не получили. Сразу же после получения ответа мы опубликуем его на нашем интернет-сайте www.flashpress.kz и в следующем номере газеты. Вопрос о судьбе одного из лучших родильных домов в нашей области волнует многих будущих мам, пап, бабушек и дедушек, всех горожан. Что возобладает: разум, ответственность или какие-то другие мотивы?

Кристина Капрелян, фото автора