Проблемы «шести соток»

Газета "Flash!"

— В шутку я называю их проблемы «шестисотые», — улыбается руководитель отдела внутренней политики г. Усть-Каменогорска Ерболат Ошакбаев. – Это от словосочетания «шесть соток» – стандартного размера дачного участка, речь идёт о проблемах дачников. Но дальше уже шутки кончаются. Заботы дачников, накопившиеся за эти годы вопросы – очень серьёзные, и требуют своего разрешения, постепенного, поэтапного, но обязательного разрешения. И городская власть намерена решать все эти проблемы.

— Уже одно это заявление вызовет оптимизм у многочисленной армии дачников, Ерболат Кумарханович. Давайте мы и поговорим об этих проблемах и путях их решения.

— Да, армия дачников, действительно очень многочисленная. Город буквально окружён дачными массивами, это тысячи участков, тысячи домов, и десятки тысяч людей. С приходом весны для немалой части горожан дачный участок становится не только местом для выращивания овощей, фруктов, ягод, но и своеобразной душевным отдыхом, здесь они набираются сил, здоровья, здесь отдыхают летом дети. Словом, дачи имеют важнейшее социальное значение, и задача городской власти – в рамках своих полномочий провести организационную работу, чтобы дачники могли спокойно выращивать свой урожай и отдыхать.

Прежде всего, нужно помочь людям добраться до своих дач. С апреля и до середины октября в городе работают дачные автобусные маршруты. К городским дачам относятся и очень отдалённые дачные массивы, например, за селом Новотроицкое, вдоль железной дороги на Зыряновск, а это 20-30 и более километров от города. Туда ходит поезд.

Вторая проблема – это дороги. К некоторым дачным товариществам они находятся в плохом состоянии. По мере возможности отделом ЖКХ проводится хотя бы грейдеровка таких дорог. Сложность в том, что для выделения бюджетных средств на ремонт, дорога должна состоять на балансе города. Как вы понимаете, не все подъезды к дачным участкам находятся на балансе отдела ЖКХ. В этом случае дачники могут отремонтировать их за счёт своих взносов, а руководство города окажет организационную помощь.

И вот мы подходим к тому клубку проблем, который завязался вокруг дач, и который не так-то просто распутать, потому что он связан с вопросом собственности, принадлежности имущества.

— Какие это проблемы, Ерболат Кумарханович?

— На первое место я бы поставил электроснабжение дачных участков. Если при прежней системе все было единым, и линии электропередач на дачах принадлежали электросетевой эксплуатирующей организации, то теперь все гораздо сложнее. Чаще всего электросети, идущие на дачные массивы, по умолчанию принадлежат самим дачным товариществам, также как и оборудование трансформаторных пунктов. Я не зря употребил фразу «по умолчанию». Зачастую, эта принадлежность никак юридически не оформлена. Принадлежность существует по самому факту прохождения сетей по дачным улицам и дачным участкам. Юридически эти сети нередко можно считать бесхозными.

К чему такое положение приводит? При аварийных отключениях дачникам приходится длительное время жить без электричества. Почему? Да потому, что повреждение устраняется либо силами электриков дачного товарищества, а их возможности, как вы понимаете, несопоставимы с возможностями специализированной эксплуатационной организации, в данном случае, сетевых участков ВК РЭК. Либо на вызов приезжают монтёры РЭКа.

А когда из строя выходит, к примеру, трансформатор, это вообще беда. В таком случае вообще все останавливается. Ремонт трансформатора могут сделать только специалисты, и только на специальной производственной площадке. Это долгое и дорогостоящее дело, и если нет резервного трансформатора, то совсем худо. Без света можно прожить и месяц, и больше, да и специальные сборы на ремонт придется объявлять.

Есть и ещё один аспект – тарифы на электричество в дачных товариществах. Ведь цена киловатта значительно выше, чем для городских потребителей. Почему? Потому что товарищество включает в стоимость потери. Бывает и так, что показания по общему счётчику на входе распределяются на всех.

Кроме того, электричество стало своеобразным орудием давления со стороны членов правления товариществ. Чуть что – они угрожают отключить свет. И, конечно, рядовые дачники вынуждены подчиняться, никому не хочется жить без электроэнергии. Вот сколько точек напряжённости вокруг жизненно важного вопроса об электроснабжении!

— Что нужно сделать, чтобы нормализовать положение с электроснабжением дачных районов?

— Выход здесь только один, и на нём настаивает руководство города. Электросети и оборудование трансформаторных пунктов дачных товариществ нужно передать на баланс и обслуживание ВК РЭК. Только после этого наступит и порядок, и появится надёжность электроснабжения. Все дачники заключат договора с поставщиком электроэнергии, и будут платить по показаниям счётчиков и по единому тарифу.

— В таком случае, скорее всего, придётся, пусть и немного, но повышать общий тариф по городу и по области.

— Наверное, без этого не обойтись. Но ведь те же горожане, оплачивающие единый тариф, летом приезжают на дачи и платят, чуть ли не в 1,5-2 раза больше. И сидят сутками без света. Тут нужно либо приводить всё в порядок, либо останется всё, как есть. Но оставить всё «как есть» — это уже никого не устраивает. Конечно, препятствий впереди немало, но нужно их преодолевать.

— Какие это препятствия?

— Всё не так просто, как кажется на первый взгляд. Ведь сети проходят не только по дачным улочкам, столбы находятся и непосредственно на огородах. Нужно решать целый комплекс вопросов – собственникам земельных участков придется как-то оформить эти земельные вопросы: выдать какое-то разрешение на пользование клочком земли со столбом, или заключить договор, юристы это лучше знают. Но всё это решаемо, было бы желание и стремление двигаться. У городской власти такое стремление есть, надеюсь, что и дачники заинтересованы в порядке.

— Ерболат Кумарханович, давайте упомянем о т.н. «зимниках», т.е. тех, кто живёт на дачах постоянно. Это еще один пласт дачных проблем.

— Да, и очень непростых проблем. Обстановка сложилась так, что эти люди приехали в город в поисках лучшей жизни. Продав всё в своих сёлах, они смогли купить в городе только дачные домики. Этот процесс идёт с 90-х годов, такая миграция не только в нашем городе, это характерно для всех крупных городов Казахстана. Да и не только Казахстана, насколько я знаю, такая же ситуация, например, в России. Такое заселение дачных домов шло стихийно, в итоге здесь поселились тысячи семей, тысячи людей. Они как-то обустроили эти домики, утеплили их, как-то устроились в городе, худо-бедно, но наладили свою жизнь.

Когда реальность стала таковой, что в дачных товариществах появились тысячи новых постоянных жителей города, но, по сути, бесправных, поскольку у них не было регистрации по месту жительства, в нормативные акты внесли изменения и разрешили регистрацию на дачных участках. Это хорошо, что люди получили законный статус для проживания в городе.

Но теперь давайте двигаться дальше. Что мы имеем? А имеем мы тысячи городских жителей, которые лишены всякой социальной инфраструктуры. Больницы, школы, детские сады, банки, почта, участковый пункт полиции, государственные учреждения – все эти важнейшие организации находятся в отдалении от дач. Дети с трудом добираются до школ. Пенсионеры преодолевают долгий путь, чтобы получить пенсию. Элементарное отсутствие адресов в базе данных не позволяет оказать своевременную помощь специальным службам (скорой медицинской, противопожарной и т.д.) жителям массивов, которые с трудом и с запозданием находят адреса вызовов.

Тем не менее, люди как-то здесь живут, и живут уже годами. И дальше сохранять такое положение уже нельзя. Конечно, нужно думать, как придать этим дачным посёлкам городской статус. Этому должна предшествовать огромная подготовительная и организационная работа. Если эти территории входят в городскую структуру, то нужно предусмотреть средства на их содержание, на ту же очистку в зимний период. Нужно создавать хотя бы минимальную социальную инфраструктуру, а это опять же вопрос средств, вопрос помещений и т.д. Это огромный пласт проблем. Взять, хотя бы, дачные улочки. Ведь они совершенно не соответствуют стандартам, это узкие проезды, где с трудом передвигается и помещается одна машина. И вообще опыта придания дачным посёлкам городского статуса пока нет ни в одном городе, и, насколько я знаю, вообще на постсоветском пространстве. Наверное, это должен быть, как минимум, правительственный документ, или специальный закон.

— Говоря о «зимниках» нельзя не упомянуть и проблему напряжённых взаимоотношений с «летниками», с теми, кто пользуется дачами только в летнее время.

— Есть такая проблема. Я уже упомянул о сложностях по оплате за электроэнергию, когда оплата идёт по общему счётчику. Некоторые председатели пытаются решить вопрос кардинально – отключать электроэнергию на зиму. Но это не выход, ведь на зимовку остаются люди, семьи, дети. Есть проблемы и с мусором. За зиму от постоянных жителей накапливается мусор, а вывозить его нужно за общий счёт, и т.д.

В данном случае всё нужно решать через диалог. Только через диалог. Убеждать, показывать собственным примером. Конфронтация ни к чему хорошему не приведёт. Тем более, есть прекрасные примеры организации работы руководства дачного товарищества. Посмотрите, как идут дела в садовом товариществе «Титан», что в посёлке Новая Согра. Председателем там Олег Иванов. В товариществе более половины членов – это переселенцы из сельской местности. И там идеальный порядок. Все активно участвуют в общих делах, проводят субботники по уборке территории, занимаются благоустройством. Большая часть построенных переселенцами домов уже получила законный статус. Налажено внутреннее самоуправление, есть старшие по улицам, которые входят в состав правления товарищества, аксакалы помогают поддерживать порядок, воспитывать молодёжь, нет задолженности по взносам, потому что люди видят, что все собранные средства идут на общие цели. Достаточно сказать, что товарищество на собственные средства закупило новый трактор – погрузчик! Трактор не только используется на нужды дачников, но и при необходимости помогает расчищать от снега близлежащие городские улицы. Вот как можно работать, когда правление действует как единая команда, вот как можно вести дела, когда народ нацелен на созидание. И никаких конфликтов между «зимниками» и «летниками» там не происходит, их и не может быть, когда во всём налажена система и порядок, а самое главное, есть порядок в расходовании средств и контроль за доходами и расходами.

— Ерболат Кумарханович, мне самому довелось побывать в дачном товариществе «Титан» и посмотреть, как там обстоят дела. Действительно, этот опыт нужно показывать всем председателям и членам правления. Ничто не мешает наладить работу так же хорошо, как в «Титане». А что Вы можете сказать о работе председателей товариществ и городского союза садоводов?

— Это не моё дело, и не дело городского акимата – давать оценку работе председателей и правлений. Такую оценку должны давать сами дачники на отчётно-выборных собраниях. Занявшись вплотную дачными делами, побывав в нескольких товариществах, мы часто слышим, что нет никакого отчёта о расходах, дачники даже не знают зарплату председателя, бухгалтера, из каких расчётов формируется стоимость электроэнергии, или ежегодный взнос. Что в этом случае можно сказать? Ведь это деньги самих дачников расходуются, и, кто же, кроме них самих, должен потребовать отчётности, прозрачности в деятельности правления? Эти проблемы напоминают мне проблемы КСК. Ведь то же самое. А механизм только один – решение всех проблем через общее собрание.

Да, многое зависит от личности председателя. Смог же Олег Иванов наладить работу в «Титане». Но и многое зависит от самих дачников. Конечно, среди дачников немало пенсионеров, которые в силу возраста уже не могут отличаться гражданской активностью, хотя, на мой взгляд, именно ветераны, ещё с прежней закалкой и прежним воспитанием, являются одними из самых активных. Порядок в дачных товариществах должны налаживать сами дачники. Если нужна какая-то помощь от государства, органы власти её окажут в рамках своих полномочий.

В данном случае и необходима организующая и направляющая роль ОО «Союз садоводов города Усть-Каменогорска и ВКО», ведь и в этой общественной организации есть отчётно-выборные процедуры. А вообще лучше всего было бы консолидировать усилия самих дачников, Союза садоводов и органов власти для постепенного, поэтапного решения самых болевых проблем дачных товариществ.

— Мы не упомянули юридические вопросы. Юристы говорят, что сейчас дачники организованы в простые товарищества. Между тем, такая форма объединения не является юридическим лицом. И по сути, всё то, что делается от имени простых товариществ (ПСТ), не имеет под собой законных оснований. К примеру, тот же договор на поставку электроэнергии, ведь он может быть заключён либо между двумя юридическими лицами, либо между поставщиком и потребителем, как физическим лицом. В данном же случае поставщик электричества заключает договор ни с кем. Также весьма сомнительны трудовые договора с работниками – электриками, сторожами и т.д. Чтобы ПСТ действовало в соответствии с законом, нужен договор о совместной деятельности, и доверенность от каждого собственника дачного участка. Но никто из председателей этого не делает, и, видимо, не собирается делать. Наверное, работать в такой правовой неразберихе им проще, а может быть, и выгоднее?

— Это действительно непростые юридические вопросы. Их нужно решать специалистам. В этом вопросе нам активное содействие оказывает прокуратура города Усть-Каменогорска. Также в настоящее время юридическим отделом городского акимата прорабатывается вся правовая база деятельности садоводческих товариществ. И вообще мы постарались подключить к дачным вопросам как можно больше специалистов – энергетиков, жилищно-коммунального хозяйства, транспортников и т.д. Конечно, необходимо поставить всё на законную основу. Возможно, что действующее законодательство не охватывает всех аспектов деятельности дачных товариществ. Возможно, что нужно разработать и принять специальный закон, регулирующий эти все нюансы. О необходимости такого закона мы должны проинформировать наших законодателей, наших парламентариев. Было бы хорошо, если бы такое обращение поступило от самих дачников, от союза садоводов, от других общественных объединений. Проблемы «шести соток» — это очень важные проблемы, комплексные проблемы, и решать их нужно также комплексно. Они охватывают жизненно важные вопросы тысяч людей, охватывают земельные, имущественные отношения, пользование водой, поставок коммунальных услуг, управления общим имуществом, финансами, а теперь уже и социальные вопросы, ведь дачи стали постоянным местом жительства для многих тысяч наших сограждан. Наверное, настало время заняться всеми этими вопросами вплотную.

Мы были бы рады, если бы к совместному поиску решения дачных проблем подключились сами дачники, создали бы инициативную группу. Когда-то такая группа существовала, но затем почему-то её деятельность прекратилась. Вместе мы бы определили: что можно решить на уровне товарищества, где требуется помощь городской власти, по каким вопросам нужно обратиться за поддержкой к руководству области, какие проблемы требуют разрешения уже на республиканском уровне, и принятия либо изменений в действующее законодательство, либо новых нормативно-правовых актов.

— Ерболат Кумарханович, спасибо Вам за интересный и откровенный разговор. На моей памяти это первый столь серьёзный разговор о дачных проблемах за последние годы. Тот факт, что вопросами дачников занялись в отделе внутренней политики, уже говорит сам за себя. Путь предстоит непростой и долгий, но его обязательно нужно пройти.

— Спасибо Вам за внимание к насущным вопросам горожан. Мы готовы выслушать любые мнения, любые предложения, открыты для диалога.



Беседовал Денис Данилевский